Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНЫХ КОНТАКТОВ С ПРИРОДОЙ КАК ЗАЛОГ АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Автор: 
Наталия Тарасовская, Гульбаршин Оразалина Булат Жумадилов (Павлодар, Казахстан)

Отношение человека к окружающему миру – его мировоззрение, внешне выражающееся в суждениях и практических действиях по отношению к трем основным составляющим мира – социуму, природе, техносфере. Большинство современных людей окружены преимущественно техногенными предметами, которые занимают ведущее место в сфере их интереса. Потеря интереса к природе, особенно у молодежи, в последние 2-3 десятилетия особенно заметна, и она нередко достигает почти полной изоляции человека от природных объектов (как правило, на фоне повышенного интереса к бытовым и развлекательным техническим средствам). Изоляцию от природы не рассматривают как серьезное психосоциальное отклонение, однако она, по нашему мнению, оказывает существенное негативное влияние на развитие личности. Мы даже предлагаем рассматривать крайнюю степень изоляции личности от природы как одну из форм или проявлений социально-педагогической запущенности, учитывая этот фактор при характеристике учащихся с девиантными формами поведения и диагностике обучаемости на медико-педагогической комиссии, а также при оценке профессиональной пригодности молодых людей, выбирающих биономические профессии (в том числе работу в сфере медицины).

На наш взгляд, налаживать адекватные контакты с природой для человека любого возраста необходимо для формирования богатого внутреннего мира, коммуникации с окружающими людьми, рационального отношения к своему здоровью и, самое главное, для формирования целостной жизненной философии – своего рода «биосоциальной инструкции» для принятия важных решений, особенно в критических ситуациях. Более того: без целостного мировоззрения, без философского отношения к жизни человека нельзя сделать в полной мере счастливым – при любом удовлетворении его материальных потребностей, ибо жизнь без смысла обесценивается даже для самого индивида.

Контакт человека исключительно с техногенными предметами обедняет сферу общения с людьми, сужает круг социальных контактов или делает их неадекватными. И, наоборот, увлечения, связанные с природой, обеспечивают человеку круг эмоционально близких друзей и знакомых.

Очевидно, что изоляцию от природы отдельных индивидов или даже целых групп людей необходимо вовремя выявлять и по возможности корректировать, используя для этого педагогический потенциал непосредственного контакта с природными объектами.

По происхождению и хронологии мы выделяем первичную и вторичную изоляцию от природы. Первичная формируется с детства, когда условия обучения и воспитания полностью или почти полностью исключают контакт с природными объектами. Это может сложиться в городских школах и семьях (особенно мегаполисах, современных крупных областных центрах), по причине нехватки времени, перегруженности учебной программы, отсутствия интереса к природе в семье, дружеском и родственном окружении ребенка или подростка. Вторичная изоляция от природы возникает чаще всего в поздней юности и зрелом возрасте, когда по характеру деятельности человек не контактирует с природными объектами и постепенно утрачивает к ним интерес.

По фактическому и эмоционально-когнитивному контакту с природными объектами можно выделить:

1. Реальная (физическая) изоляция, когда человек по каким-то причинам лишен возможности непосредственно контактировать с природными объектами или же эти контакты редки. Причинами этого могут быть как ограниченные физические возможности человека, так и проживание в специфических условиях. Однако резкое ограничение контакта с природными объектами нельзя считать характерным для жителей крупных городов и мегаполисов: большинство областных центров Казахстана имеют множество зеленых насаждений. Таким образом, озеленение населенных пунктов призвано служить не только для оздоровления, но и для психолого-педагогической коррекции, для развития познавательного интереса к природе.

2. Эмоционально-когнитивная изоляция, когда человек фактически контактирует с природными объектами, но они не вызывают у него ни познавательного интереса, ни эмоционального отклика. Это могут быть не только горожане, но и сельские жители, и даже представители биономических профессий, в том числе исследователи. Причинами такой изоляции может быть либо низкий образовательный и культурный уровень, порождающий равнодушие к окружающему миру, либо – эмоциональное выгорание, отношение к природным объектам как к привычному окружению, а к природе – как источнику материальных благ или исследовательской лаборатории. Коррекция такой изоляции должна заключаться как в повышении образовательного и культурного уровня людей любого возраста, так и в формировании эмоционального, а не только прагматического интереса к природе у будущих специалистов биономическх профессий.

3. Смешанная форма изоляции, когда при редких и недостаточных контактах с природой не сформирован эмоциональный и когнитивный интерес к ней. В этом случае необходимо организовать регулярные контакты с природой, желательно – под руководством опытного педагога.

По отношению к составляющим природы та или иная степень изоляции оценивается нами в зависимости от масштабов философского понимания природы (1)Вселенная, Космос, Универсум: 2) мир окружающих человека естественных, не рукотворных живых и неживых предметов; 3) внутренняя природа человека, его наследственность и физиология). В связи с этим мы выделяем следующие формы изоляции.

1. Отношение к своей внутренней природе:

1.1. Отношение к своему здоровью и физиологическим функциям организма, оценка своих возможностей и путей их развития, прогнозирование здоровья и возможностей потомков.

1.2. Отношение к жизни и здоровью других биосоциальных объектов (людей), к своей нации и человечеству в целом.

2. Отношение к окружающим природным объектам:

2.1. Отношение к окультуренной части природы, с которой человек наиболее часто соприкасается в повседневной деятельности (культурным и комнатным растениям, домашним и декоративным животным, ботаническим садам, зоопаркам).

2.2. Отношение к дикой природе (степень контакта с такими объектами, эмоциональное и деятельностное отношение к ним).

3. Отношение к отражениям природных объектов в материальной и духовной культуре человека.

3.1. Отношение к отражениям природы в материальной культуре, в том числе предметах повседневного быта.

3.2. Отношение к отражению природы в литературе и искусстве.

4. Отношение к миру в целом – в доступных для личности масштабах:

4.1. Широта границ мира, адекватное восприятие регионального и глобального.

4.2. Эмоциональная окраска отношения человека к миру.

4.3. Наличие собственной жизненной философии, в которой адекватное место занимает отражение природы.

По степени изоляции можно выделить 5 градаций:

1. Нейтрализм (индифферентность, безразличие) – нулевая точка, из которой могут быть сдвиги как в позитивную, так и в негативную сторону.

2. Негативное отношение к природным объектам, их отражению и своей внутренней природе, которое по степени выраженности может быть:

2.1. Пассивно-отрицательное (пассивно-негативное), которое проявляется в слабо выраженных отрицательных эмоциях и деятельностной пассивности по отношению к природным объектам, своему здоровью и другим людям как биосоциальным существам.

2.2. Активно-отрицательное (активно-негативное), выраженное в ярких отрицательных эмоциях, деструктивной деятельности, вербальной и невербальной агрессии по отношению к другим природным и биосоциальным объектам или же самому себе.

3. Позитивное отношение к природным объектам, их отражению в деятельности человека и внутренней человеческой природе, которое может быть:

3.1. Пассивно-положительное (пассивно-позитивное) – слабо выраженные положительные эмоции (или преобладание положительных эмоций над отрицательными) при пассивности, отсутствии конкретных действий.

3.2. Активно-положительное (активно-позитивное) – ярко выраженные положительные эмоции, конкретные активные действия, носящие конструктивный, созидательный, щадящий по отношению к природным объектам характер.

Исходя из многогранности понятий природы, мы можем дать следующую характеристику природосообразной личности. В плане отношения к себе как биологическому существу человек имеет правильные представления о поддержании здоровья и активно претворяет их в жизнь, пропагандирует экологичный и здоровый образ жизни, стремится к повышению своих физических возможностей, широко использует природные оздоровительные средства. Всю ответственность за здоровье человек принимает на себя. Жизнь и здоровье других людей стоят на одном уровне со своим собственным, и эта позиция является ключевой в принятии деятельных решений в критических ситуациях. Рефлексия развита в высшей степени, позитивное отношение к людям проявляется на эмоциональном и деятельностном уровне.

Объекты внешней природы воспринимаются в позитивном плане. Характерно выраженное эмоционально-положительное отношение ко всем культурным растениям и домашним животным, активный контакт с ними, желание ухаживать и заботиться о них, накапливать свой и воспринимать чужой опыт в этой сфере. Положительные эмоции вызывают все природные объекты – как эстетичные, целесообразные, имеющее свое значение в природе. Выражено активное стремление к познанию и охране природы, рациональному использованию ее объектов – от бытового до глобального уровня.

Высокая степень развития эстетического вкуса и собственных творческих способностей позволяют выбирать хобби, связанные с природой и ручными ремеслами. Предпочитаются природосообразные изделия народных мастеров, работа с природными материалами, изображения, отражающие наиболее характерные черты природных объектов.

Выработана целостная собственная жизненная философия, в которой центральное место занимает взаимодействие с природой, выражено позитивное отношение человека к миру (в эмоциях и действиях), стремление к гармоничному взаимодействию с ним. Индивид осознает себя связующим звеном между природой, социумом и техносферой. В официальном и неформальном общении с окружающими людьми для природосообразного человека характерно сознательное и активное отношение к биологическому и социальному родительству (как перевод естественного родительского инстинкта на социальный уровень), стремление воспитывать молодое поколение, обмениваться знаниями и опытом с окружающими людьми.

Совершенно противоположную картину представляют собой индивиды, изолированные от природы и лишенные природосообразного мышления. В отношении к собственной жизни и здоровью у них часто отмечаются безволие и крайний гедонизм без учета разрушительных последствий, или же крайний аскетизм, продиктованный религиозными, этическими, ценностными соображениями, обесценивание своей жизни. Не исключены аутоагрессия с членовредительством и суицидом. Отрицается или игнорируется роль природных оздоровительных сил и средств. Забота о здоровье часто принимает искаженные формы. Образно говоря, такие люди относятся к своему организму как к хрупкому сосуду, который нужно беречь, а не как к надежному природному инструменту, который лучше сохраняется и функционирует в процессе деятельности. Отношение к жизни и здоровью большинства людей явно негативное, проявление вербальной и невербальной агрессии. Представление о ценности человеческих жизней в масштабах нации, государства, человечества в целом или отсутствует, или сильно искажено. Другим людям приписываются или исключительно недостатки, или чрезмерная живучесть и крепкое здоровье – якобы в ущерб другим.

Природные объекты, начиная с комнатных растений и домашних животных, вызывают негативное отношение, окрашенное отрицательными эмоциями, с выраженной агрессией по отношению к самим одомашненным живым существам и их владельцам, с навязывание своего негативного мнения окружающим. Все или большинство природных объектов вызывают ненависть или страх, активное избегание или агрессию. Характерно явное предпочтение техногенных ландшафтов; природные биотопы вызывают скуку или страх (из-за возможных реальных и надуманных опасностей). Эстетические предпочтения сильно искажены, тяготеют к ярко оформленным и безвкусным техногенным предметам серийного производства, которые кажутся привлекательнее природных объектов и изделий народных промыслов.

Целостная жизненная философия не сформирована или же ее ключевые моменты носят выраженный негативный характер по отношению к миру в целом. Большинство природных и социальных явлений вызывают негативное эмоциональное отношение, а нередко и явно выраженные деструктивные действия. Характерно негативное отношение к своему и чужому биологическому или социальному родительству, отказ от воспитания собственных детей, деструктивные настроения по отношению к молодым поколениям, прерывание преемственности позитивных традиций.

 

Полное равнодушие к природе, по нашему мнению, является первоочередным объектом педагогической коррекции, поскольку без целенаправленных воспитательных влияний оно чаще может измениться в негативную, нежели в позитивную сторону.