Автор:
Наталия Тарасовская, Булат Жумадилов (Павлодар, Казахстан)
Воспитание обучаемых в любом учебном заведении неизбежно складывается из трех направлений: во-первых, за счет создания определенной социальной среды, во-вторых, воспитание в самом процессе образования, в-третьих, за счет целенаправленных учебно-воспитательных мероприятий. Подготовка специалистов с высшим образованием в вузах должна, на наш взгляд, делать упор на формирование личности будущего специалиста средствами профилирующих учебных дисциплин, которые обладают немалым педагогическим потенциалом. И это особенно важно учесть при подготовке будущего биолога, сферой деятельности которого станет природа.
Патриотическое воспитание особенно важно для таких полиэтнических государств, как Казахстан. Оно включает участие в государственных праздниках, политических акциях, мероприятиях, направленных на формирование уважения к государственным символам Республики Казахстан, межнациональной и межкультурной толерантности. Основное направление патриотического воспитания в рамках преподавания биологических дисциплин – это прежде всего пропаганда знаний о богатстве и красоте природы Казахстана, природных ресурсах нашей страны, известных казахстанских ученых и культурных деятелях, достижениях Казахстана на мировом уровне, в том числе в области естественных и аграрных наук, биотехнологии, медицины.
Прикладные аспекты патриотического воспитания средствами природы – это экскурсии в региональный краеведческий музей и институтский музей природы, выезды в природные биотопы – как в рамках полевых практик, так и специально организованного «Маршрута выходного дня». И, на наш взгляд, особое место в этом принадлежит дисциплине «Биоресурсы Казахстана», которая уже несколько лет преподается в Павлодарском государственном педагогическом институте.
Основными критериями патриотической воспитанности, на наш взгляд, являются знание культуры, обычаев и традиций своего народа и других этносов Казахстана (в том числе в сфере хозяйствования и природопользования), владение информацией о деятелях науки и культуры в своей области знаний, о природных богатствах региона и республики. Практическим аспектом патриотической воспитанности должно стать желание работать в своей стране и регионе, используя для этого все свои возможности.
Экологическое воспитание – наиболее важная составная часть подготовки будущих специалистов с биологическим образованием. Оно осуществляется как в виде целенаправленных воспитательных мероприятий, так и по дисциплинарно-предметному принципу – в рамках конкретных естественнонаучных дисциплин. В частности, в курсах ботаники, зоологии, экологии, эволюционного учения студенты получают представление о биоразнообразии животного и растительного мира и многообразии способов взаимодействия живых организмов между собой, о путях адаптации организмов к среде обитания, о хрупкости экологического равновесия в природных сообществах и необходимости принятия взвешенных решений в процессе масштабной хозяйственной деятельности.
По заданию преподавателей в рамках таких дисциплин, как «Биоресурсы Казахстана», «Экология растений и животных», «Ботаника», «Зоология беспозвоночных», «Зоология позвоночных» студенты готовят презентации, посвященные природным ресурсам нашей республики, редким и охраняемым видам, участию Казахстана в международных природоохранных мероприятиях.
А самое главное – будущий специалист-биолог должен организовать рациональное использование природных ресурсов на всех уровнях хозяйствования: от индивидуально-бытового до республиканского и глобального. Специалист с биологическим образованием должен также уметь осуществлять экологическое воспитание обучаемых на всех ступенях образования – от начального до профильного, осознавать критерии экологической воспитанности людей любого возраста, выражаемые как в мировоззренческих установках, так и в практических действиях.
К числу целенаправленных мероприятий по экологическому воспитанию можно отнести участие в природоохранных акциях, пропаганду знаний о редких и исчезающих видах Казахстана и региона, конкурсы экологических сочинений, которые проводились после загородных экскурсий и посещений музея, пропаганда всех видов творчества с экологическим содержанием (в частности, рекомендованные нами конкурсы экологических сочинений и произведений прикладного искусства с экологическим содержанием [1, 2]).
Экономическое воспитание специалиста с биологическим образованием должно быть организовано вокруг проблемы рационального природопользования и включать знание биологических и других природных ресурсов своего региона и республики, представление о промышленном и сельскохозяйственном производстве региона и страны, обеспечении Казахстана собственными природными ресурсами, возможности их сохранения, приумножения и рационального использования.
Помимо элементов экономического воспитания в рамках отдельных дисциплин, мы проводили целенаправленные мероприятия с пропагандой рационального природопользования в быту. В частности, на полевых практиках проводятся конкурсы блюд и напитков из дикорастущих растений, «Конкурсы Робинзонов», викторины по хозяйственному использованию и сырьевому значению дикорастущих растений. На основе собранного на практике материала в институте и ряде школ города была проведена «Выставка-ярмарка хозяйственных товаров», где для решения бытовых проблем предлагались различные материалы из дикорастущих растений.
Эстетическое воспитание будущих специалистов биономических профессий неотделимо от экологического и экономического. Формирование эмоционально положительного отношения к природе является важнейшей составной частью подготовки будущего биолога. Чисто когнитивный или прагматический интерес к природным объектам, установка: «Природа – это лаборатория или кладовая экономических благ» недопустима даже для молодых людей, выбравших биологические или аграрные специальности.
Одним из путей эстетического воспитания средствами природы в средних и высших учебных заведениях может стать экологическое творчество учащейся молодежи. Мы предлагаем следующие направления экологического творчества студентов и учащихся: 1) вербальное творчество (устные и письменные экологические сочинения); 2) отражение природных объектов в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве; 3) прикладное экологическое творчество – изготовление сувениров и бытовых предметов из природных материалов [1, 2].
Из специальных учебных дисциплин, которые могут нести наибольшую воспитательную нагрузку в этом плане, можно назвать экологию и эволюционное учение, которые дают возможность «алгеброй гармонию поверить». Любые сведения об адаптациях организмов, относительности адаптаций и их целесообразности в данной среде обитания заставят студентов по-новому взглянуть на эстетику природных объектов.
Нравственное воспитание – важнейшая проблема формирования любого специалиста с высшим образованием как лица, уполномоченного принимать какие-либо решения. Ключевым моментом нравственного воспитания должно стать отношение к жизни как высшей ценности. В рамках социально-гуманитарных и биологических дисциплин, касающихся изучения человека (анатомия и физиология, генетика, эволюционное учение, экология и устойчивое развитие), необходимо затрагивать такие проблемы, как: уважение к памяти жертв войн и политических репрессий (организация акций памяти); предупреждение любой межэтнической, межкультурной и межрелигиозной розни, грозящей массовой гибелью людей; прогнозирование и предупреждение природных и техногенных ЧС, угрожающих массовыми человеческими жертвами; формирование отношения к человеческой жизни как высшей социальной ценности, особенно в этическом кодексе лиц, ответственных за принятие важных решений; в аспекте самовоспитания – каждый индивид должен ценить в первую очередь свою жизнь, ставить ее выше любых материальных ценностей, знать свои возможности.
В рамках подготовки бакалавров биологии к будущей исследовательской и прикладной деятельности проводится работа по адекватному отношению к жизни биологических индивидов (растений или животных). В ранее опубликованных нами работах отмечен переход от абсолютизации ценности любого живого существа (у учеников начальных классов и младших подростков) к получению представлений об исчерпаемости и возобновляемости живой природы, конечности жизни биологического индивида, его экологической роли в популяции, а затем к формированию релятивистских представлений о зле и благе по отношению к живым индивидам в процессе их использования, личного кодекса экологической этики с критической оценкой своих и чужих действий [3, 4, 5]. Критерием нравственной воспитанности по отношению к биологическим объектам являются действия студентов на полевых практиках, при сборе материала для исследовательских целей и его рациональном использовании. Будущий биолог должен вести отчет и самоотчет о целях сбора и полноте использования изъятых из природы растений и животных, владеть способами безболезненного умерщвления беспозвоночных и позвоночных животных, знать основы биометрической статистики для определения оптимального объема сделанных выборок. В философско-мировоззренческом плане студент должен отдавать себе отчет о ценности жизни биологического индивида в различных аспектах, масштабах и последствиях взаимодействия человека с природой с прагматическими или познавательными целями (желательно, чтобы преподаватели акцентировали на это внимание во время лабораторно-практических занятий). При этом как абсолютизация ценности жизни любого животного или растения (вплоть до отказа от сбора полевого материала или лабораторных экспериментов), так и проявления равнодушия, цинизма, жестокости можно считать одинаковыми минусами нравственной и экологической воспитанности будущих биологов.
Трудовое воспитание будущего специалиста предполагает участие в трудовых мероприятиях, работу в молодежных трудовых отрядах, выполнение работ, направленных на жизнеобеспечение и самообслуживание на загородных и выездных полевых практиках, при организации индивидуальных и коллективных научных исследований. Критерием трудовой воспитанности мы считаем уважение к людям любых профессий и к любому труду, сформированные навыки самообслуживания, необходимые в данных условиях жизни, готовность выполнять любую подготовительную черновую работу при организации научных исследований и учебно-исследовательской деятельности.
Физическое воспитание и рациональное отношение к своему здоровью осуществляется не только на занятиях по физической культуре. Целенаправленная работа по привлечению студентов к участию в спортивно-оздоровительных мероприятиях, пропаганде здорового образа жизни, формированию природосообразного эстетического идеала внешности и телосложения проводится в процессе преподавания анатомии и физиологии человека, генетики, эволюционного учения, экологии и устойчивого развития.
Загородные экскурсии и выездные полевые практики для студентов-биологов имеют не только познавательное значение, но и вносят значительный вклад в оздоровление студентов, заставляют их критичнее относиться к своим возможностям, являются лучшим способом пропаганды пешей ходьбы как наиболее простого, доступного и эффективного средства оздоровления. Эталон природосообразного физического воспитания – предпочтение признаков силы и здоровья атрибутам внешнего оформления.
Список использованных источников:
1. Тарасовская Н.Е., Оразалина Г.А. Отражение природы в творчестве детей и молодежи как методика экологического воспитания //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы непрерывного образования». – Том 1. – Павлодар: ПГПИ, 2012. – С. 276-282.
2. Тарасовская Н.Е., Оразалина Г.А. Экологические сочинения – что это такое? //Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе «Школа-вуз»: проблемы и решения», 15-20 мая 2012 г., ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Куйбышевский филиал. – Красноярск, 2012. – С. 202-210.
3. Тарасовская Н.Е., Титов С.В. Этика использования живых организмов для учебно-методических и научно-исследовательских целей //Педагогический вестник Казахстана. – Павлодар, 2008. - № 2. – С. 57-64.
4. Тарасовская Н.Е., Оразалина Г.А., Акшалова Г.Н. Проектная деятельность учащихся и формирование этики отношения к живым объектам //Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Конструктивное обучение в образовательной системе «Школа-вуз»: проблемы и решения», 15-20 мая 2012 г., ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Куйбышевский филиал. – Красноярск, 2012. – С. 181-190.
5. Тарасовская Н.Е., Акшалова Г.Н., Оразалина Г.А. Роль математических навыков в формировании экологической этики у учащихся в процессе проектной деятельности //Педагогический вестник Казахстана. – Павлодар, 2012. - № 1. – С. 73-83.