Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКЕ ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА И ВЕРСТКИ БЕЛОРУССКИХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ

Автор: 
Мария Гжимайло (Гродно, Беларусь)

Внешний вид периодических изданий заметно изменился за последние годы, что связано, прежде всего, с переменами в общественно-политической, экономической жизни страны, научно-техническим прогрессом и изменением характера читательского восприятия [3, с. 16]. В связи с этим проблема верстки и дизайна газет является актуальной в настоящее время.

Анализ теории, посвященной данной теме, показал, что многие ученые считают актуальным вопрос четкого разграничения верстки и дизайна. По своей сути, выполняя разные задачи для одной цели, они не могут существовать отдельно друг от друга, а еще правильнее сказать, что они идут рука об руку. Одно плавно переходит в другое и иной раз сложно четко разграничить, где заканчивается дизайн и начинается верстка [1].

Дизайн часто рассматривается как разновидность художественно-проектной деятельности, проектная составляющая здесь является обязательной [2, с. 2]. С другой стороны, для дизайна «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений» [3, с. 5]. Таким образом, оформление, формообразование на основе метода моделирования, предполагающего упорядоченность, стабильность продуманных композиционно-графических построений, и есть современный дизайн.

«Верстка – это технический процесс монтажа печатной формы, который раньше производился непосредственно в типографии. Сегодня все допечатные процессы, включая компьютерную верстку, производятся в редакции. Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос, то есть создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой» [3, с. 7].

Таким образом, в дизайне приоритет отдается не содержанию, а форме подачи, эстетическому художественному оформлению, направленному на благоприятное воздействие на потенциального покупателя газеты. Для верстки, наоборот, важно не только расположение элементов, но и содержание статей, выявление приоритетности информации.

Многие ученые объединяют верстку и дизайн в одно целое, но рассматривая данную теоретическую проблему более детально, мы пришли к выводу, что их нужно рассматривать по отдельности.

Американский дизайнер Тим Харроуэр выделяет следующие элементы в дизайне газеты: заголовок, текст, фотографии, шрифт, колонки, модули и информационная графика. Верстка, в свою очередь, включает в себя такие элементы как логотипы и рубрики, линии и рамки, анонс, подзаголовок, подборка, окно, фонарь, подвал, уголок, чердак, подверстка. Однако очевидно, что дизайн и верстка – это взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия, которые формируют графическую и композиционную модель любого печатного издания.

Мы изучили принципы верстки и особенности дизайна белорусских республиканских газет «СБ: Беларусь сегодня», «Звязда» и «Рэспубліка». Их выбор обусловлен характером изданий – это неспециализированные общественно-политические газеты республиканского масштаба с внушительным тиражом. Исследование показало, что дизайнерское оформление белорусских республиканских газет в большей части соответствует общим принципам.

В заголовках наблюдается тенденция использования единого шрифта. Следует отметить, что в большинстве газет шрифт заголовков используется рубленый, без засечек, что способствует быстрому и четкому восприятию. Практически везде, в исследуемых газетах используется полужирное начертание шрифта заголовков. Доминирует чёрный цвет заголовка. Хотя, в газете «СБ:Беларусь» сегодня в редких случаях используются и цветные заголовки, а чаще, цветные подложки под заголовок. Согласно теории дизайна, лучше, когда в заголовках не совмещаются заглавные и строчные буквы [2, с. 12]. В газетах «СБ: Беларусь сегодня» и «Рэспубліка» заголовки печатаются именно по такому принципу. А в газете «Звязда» заголовки, в большинстве своём, печатаются заглавными буквами, и лишь в некоторых заметках используются строчные. Ещё одной особенностью является то, что для республиканских изданий характерно разное выравнивание заголовков: по центру, по правому и по левому краям.

На первой полосе в белорусских изданиях всегда размещается фотография. Как правило, это либо одна крупная, либо несколько мелких. На первую полосу стараются помещать динамичную фотографию, репортажного характера. Однако, не всегда на первой полосе достаточно большая фотография. К остальным материалам на первой полосе либо размещаются фотографии мелкие, либо их нет вовсе. Например, в «СБ:Беларусь сегодня» на первой полосе всегда размещается много мелких фотографий; в «Рэспубліке» на первой полосе в среднем 4-5 фотографий. Главенствующую роль в газете выполняет текст, фотографии же только дополняют его. В газетах размещается большее количество фотографий в ущерб размеру. Редакция прилагает к каждому материалу фотографию, хотя это не всегда необходимо: фотография может быть связана с материалом лишь темой. Например, в «СБ: Беларусь сегодня» в интервью с А. В. Масляковым разместили фотографию белорусской команды ЧП. Фотомонтаж, коллаж из фотографий используются очень редко.

Залогом хорошего дизайна, по мнению Тима Харроуэра, является использование единственного шрифта для всех газетных материалов. В республиканских изданиях «Звязда» и «Рэспубліка» используется 2 шрифта для основного текста, в «СБ: Беларусь сегодня» – один.

Количество колонок в исследуемых изданиях колеблется от 4 до 8. Исходя из теории дизайна, линия может выполнять функцию разделения материалов и декоративную функцию. Линейки в белорусских газетах выполняют обе эти функции, но в некоторых случаях это очень загромождает полосу и путает читателя: в «СБ: Беларусь сегодня» практически каждый материал отделяется широкими цветными линейками и рамками. В газете «Рэспубліка» линии используются только при необходимости отделить один материал от другого, дабы облегчить чтение.

Все связанные между собой элементы на странице должны отделяться одинаковым пространством [4, 76]. Анализ размещения модулей показал, что в газетах наблюдается распространённая ошибка: не везде выдерживается одинаковое или кратное расстояние между объектами. В газете «Звязда» не всегда выдерживается пространство для отделения заголовка от статьи и фотографии от комметариев. В газете «СБ: Беларусь сегодня» текст может размещаться очень близко к фотографии, а заголовки могут печататься на иллюстрациях. В газете «Рэспубліка» все связанные между собой элементы отделяются друг от друга одинаковым пространством.

Подложка чаще выполняет декоративную функцию: на полосе используются подложки разных цветов. Газеты «СБ: Беларусь сегодня» и «Рэспубліка» очень активно используют цветные подложки, есть полосы, в которых нет ни одного материала на белом фоне, а есть, где, наоборот, нет ни одной подложки. В газете «Звязда» активно используются подложки под текст материала, в основном это оттенки жёлтого, синего и коричневого. При этом в газете нет излишней яркости, что позволяет говорить, что подложки в газете используются именно для более простой организации материалов на полосе.

Таблицы используются для отражения официальных данных (проведения аукциона, извещение населения и т.д.). Только в «СБ: Беларусь сегодня» таблицы используются для более наглядного отражения темы материала. Т.е. существует тенденция использования инфографики согласно ее непосредственным функциям, но пока она появляется очень редко.

Верстка белорусских республиканских печатных изданий находится на достаточно высоком уровне развития. Для этих изданий характерно, что на первой полосе размещается несколько новостных материалов, но передовая статья не выделена должным образом. Окно часто используется на последней полосе, в левом верхнем углу страницы. Фонарь размещается в разных областях полосы, чаще внизу. Но в некоторых случаях, материалы слишком крупные, и тогда верхняя часть подвала делит полосу газеты пополам. Часто нижняя часть чердака делит страницу пополам, что не соответствует его определению. Следует отметить, что в газетах встречаются огромные статьи, которые занимают почти всю полосу. Объявлениям в белорусских изданиях выделяется от 1 до 4 полос, там же размещаются рекламные модули. Анонс используется непостоянно. Он размещается в разных местах полосы, имеет разный дизайн. Подзаголовок встречается в крупных материалах, где наблюдается периодическая смена тематики. Печатается курсивом или полужирным начертанием. Преобладающий тип верстки, по частоте использования соответственно: брусковая, горизонтально-вертикальная, ассиметричная.

Данное исследование полезно тем, что позволило изучить состояние и уровень газетного дизайна и верстки в Беларуси, выявить проблемы в оформлении, тем самым определить направление действий для дальнейшего развития в оформлении печатных изданий.

Литература:

  1. Корева, И.С. Верстка текста перевода и дизайн. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.alba-translating.ru/ index.php/ru/design.html – Дата доступа: 21.04.2012.

  2. Картер, М.А. Современный дизайн газет / М.А. Картер. – М., 1995. – 33 с.

  3. Тулупов, В.В. Техника и технология СМИ. Дизайн периодических изданий / В.В. Тулупов. – Воронеж, 2005. – 119 с.

  4. Харроуэр, Т., Настольная книга газетного дизайнера / Т. Харроуэр – Воронеж: Комсомольская правда, 2002. – 212 с.

Научный руководитель:

 

старший преподаватель кафедры журналистики Кулеш Елена Владимировна.