Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СЕРГЕЙ КУКУРУЗА. ХУДОЖНИК УКРАИНЫ И КАЗАХСТАНА

Автор: 
Абдрашид Раимбергенов (Актобе, Казахстан)

Графические работы Сергея Васильевича Кукурузы – итог большого и славного пути пройденного художником напряженного творческого труда. Большое число ранних работ, лишь теперь, много лет спустя, существенно дополняет представление о творчестве Сергея Кукурузы, наглядно демонстрируя широту и многогранность интересов художника. Станковое и книжная графика, агитационный плакат, оформление журналов и газет – ко всему этому с успехом приложил художник своё умение, свой талант. Широта творчества Сергея Кукурузы видна и в том, с какой уверенностью он работал в самых различных графических техниках офорте и литографии, линогравюре и ксилографии, в каждой из них умея найти её выразительные возможности для воплощения своего замысла.

Пожелтелые листы плакатов с броскими призывами: - «Комсомольцы, вступайте в авиашколы!», «15 лет борьбы за генеральную линию партии». «Моторизуем красных пограничников», - сохранившиеся экземпляры от некогда больших тиражей – предстают живым напоминанием о том героическом времени, когда эти плакаты были не экспонатами выставок, а острым оружием борьбы в годы пятилеток, в битве за тяжелую индустрию, за коллективизацию деревни, за боевую готовность Советской армии.

Многие листы и целые серии гравюр Сергея Кукурузы цикла 30-х годов – это своеобразная летопись, которая волнует, именно, как живой и непосредственный отклик художника на современные события.

До самого последнего времени неизменно сохраняя свой боевой идейный накал и гражданственность, творчество С.Кукурузы вместе с тем из года в год все более совершенствовался и в качественном плане чисто формального мастерства. Своего рода «Издержки производства», впрочем, вполне естественные у любого другого художника, имеются и у С.Кукурузы они лишь свидетельствуют о напряженности поиска, о закономерностях творчества, где даже неудачи и ошибки часто служат позитивной цели формирования художественного таланта.

С.В.Кукуруза родился в 1906 году на Украине в селе Приворотье Каменец-Подольского района Хмельницкой области. Уже в раннем детстве лишившись отца, он познает всю горесть сиротской доли, а с девяти лет и тяготы подневольного батратского труда. Полное лишений детства, однако, не убило в нем живой впечатлительности и оптимизма. В голове крестьянского хлопца постепенно зреет смутная мечта о чем-то, что как радужный свет во мраке манит его от жесткой неуютной действительности в другой, радостный мир добра, правды и красоты.

Совершилась Октябрьская Социалистическая революция. Отгремели и утихли бури и треволнения связанные с годами интервенции и гражданской войны. С.Кукуруза стал одним из первых активных комсомольцев в родном селе Приворотье. С.Кукуруза жадно приобщается ко всему новому. Рабфак и комсомольская работа с новой силой пробудили в нем неясную ещё до конца не определившуюся мечту своего детства, которая только теперь стала приобретать все более конкретную осмысленность и реальную почву. Интерес к изобразительному творчеству, возникши под впечатлением красочных Украинских «Писанок», узорчатости вышитых нарядов и рушников, незатейливых лубочных картинок, теперь, в связи с необходимостью самому участвовать в оформлении стенгазет получает у будущего художника дополнительный стимул.

Уже в годы службы в Красной армии с 1927 года по 1930 год рисунки и гравюры С.Кукурузы впервые появляются в Красноармейских газетах Киевского военного округа и центральной печати. Красноармейская тематика, в этот период является главной в творчестве молодого художника – Красноармейца. В те годы и позднее им было выполнено несколько серии гравюр на дереве о жизни красной армии и на темы истории гражданской войны, многие эпизоды которые, проходившие на его глазах были ещё так свежие памяти С.Кукурузы.

Продолжая сотрудничать в военных издательствах в качестве художника – корреспондента, в 1930 году С.Кукуруза поступает на факультет графики Киевского художественного института. Необходимо отметить чрезвычайную сложность всей обстановки институте к моменту поступления С.Кукурузы. Имеющие в те годы недостатки в организационной структуре института, а так же разобщенность и групповщина, царившие в среде профессорско-преподавательского состава, отрицательно сказывались, прежде всего, на качестве обучения студентов.Нелегко было разобраться и выбрать верную ориентацию в этой сложной обстановке и такому молодому, во многих вопросах ещё не искушенному студенту, каким пришел в институт С.Кукуруза. С первого курса института он вступает в Ассоциацию революционного искусства, (мистетства) Украины, (АРМУ) в которой главствующую роль играл один из пионеров и активных проводников идеи монументальной пропаганды на Украине профессор М.Бойчук, являвшийся так же видным преподавателем Киевского художественного института.

В своих художественных принципах, которые он программировал и в учебных планах института, М.Бойчук исходил из необходимости творческого освоения достижении Византийского и древнерусского искусства, а так же народного лубка и различных примитивов, широко бытующих на Украине.

Увлечение примитивом для части студентов не редко превращалось в самоцель в результате чего могли появиться лишь более или менее удачные решения, интересные как опыты, но чаще всего это порождало довольно однообразные, и в общем бесплодные стилизации, не избегал этого и С.Кукуруза, однако, в ряде своих работ всё же умея выявить и то положительное, что давала ему ориентация на художественные принципы, проводимые М.Бойчуком. Так в гравюре «Папа» прием изображения в духе простонародного лубка находит своё логическое оправдание в самом сюжете листа, как бы увиденном глазами ребенка.

Уже в Киевский период в творчестве С.Кукурузы происходит ощутимый сдвиг в сторону большей гибкости и динамичности его графических построений, особенно заметны в его многочисленных батальных композициях. Среди них, как особую удачу художника, необходимо отметить гравюры «Павка Корчагин в атаке», выполненные свободной и экспрессивной манере, в обладании которой С.Кукуруза делает несомненные успехи.

Увлеченный, прежде всего, вопросами мастерства он в то же время стремиться к большей самостоятельности. В разнообразии приемов в области фактуры, тона, цвета, штриха художник ищет новые возможности графического языка. В композицию вносится больше разнообразия и значительности. В гравюре «Песня о смерти партизана» художник находит тревожную выразительность интенсивного черного тона, используя его для передачи особой психологической экспрессии содержания.

Воспитывая в себе чувства и мысль гравера – станковиста С.Кукуруза с неутомимым упорством постепенно постигает тонкости владения материала, композиционными приемами, все, более приближаясь к профессиональному мастерству.

Вскоре ему пришлось оставить учебу в Киевском художественном институте. В 1936 году С.В.Кукуруза переводится в Московский художественный институт им.В.И.Сурикова. в тот новый большой этап в учебе и творчестве С.Кукурузы связан с памятными и очень глубокими впечатлениями от встреч с крупнейшими советскими мастерами живописи и графики среди которых И.Грабарь, Д.Моор, А.Кравченко, М.Моторина и др, были его непосредственными учителями. Параллельно с занятиями в институте, художник в этот период выполняет несколько графических серии и отдельных листов. Где особо необходимо отметить, продолжавшую увлекать его тему Красной армии (серия «Красная армия в лирике» 1937 год.) к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина в 1937 году им было выполнено несколько гравюр и в том числе представлены на этой выставке портрет Пушкина. Положительную оценку портрета дает Советский искусствовед П.Эттингер в большой статье посвященной графической «Пушкиниане» видных Советских художников. Статья была помещена в одном из номеров французского журнала «Курьер график» за 1937 год, где этот портрет воспроизведен наряду с работами Фаворского, Кравченко, Павлянова, Эчеистова и др.

Увеличение пушкинской темы впоследствии вызывает интерес к иллюстрированию произведений великого поэта и в 1939 году им были выполнены серии листов к «Гробовщику» и «Гравилиеде». Оформление книги С.Кукуруза набрал и своей дипломной работой, на этот раз, обратившись к одному из любимых своих произведений повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

В 1940 году успешно защитив диплом, он получает звание художника графика и покидает институт. Казалось, перед ним открывались теперь все возможности самостоятельного творчества. Однако, целое десятилетие в биографии С.Кукурузы, к сожалению, остается досадным пробелом. По необоснованному обвинению он был репрессирован и получил возможность возобновить свою деятельность как художник. Лишь в 1961 году.[1,с.4]

С 1947 года С.Кукуруза постоянно проживает в г. Актюбинске, совмещая художественное творчество с преподавательской деятельностью. Произведения, выполненные, художником в Казахстане представляют самый значительный период его творчества. Первое, что неизменно обращает на себя внимание при сравнении гравюр Казахстанского периода с его прежними работами – это цвет. Увлечения цветной гравюрой, несомненно, связано и с тем, что в Казахстане С.Кукуруза стал резать почти исключительно на линолеуме, лишившись труднодоступного здесь материала – дерева, к которому он прежде больше привык. Вынужденный к такой перемене он скоро понял, что этот сравнительно «Молодой» материал в руках современного графика может быть даже более гибким средством многоцветной гравюры, чем классическая ксилография.

Если ранние, в тех редких случаях, где художник так же обращается к цвету, он берет его в основном, как условную подцветку, как тоновое дополнение к основному черному штриху, то теперь цвет в гравюрах С.Кукурузы служит главным средством эмоциональной выразительности. В таких листах «Как степь цветет», «Чайки над озером», «В горах Ала-Тау», «Лодки на Днестре» и других, сохраняя необходимую условность, и своей созвучности основной мелодии белого цвета создает гармонию отношений, выявленную художником с глубоким чувством и пониманием специфической роли цвета и гравюре.

Тематика произведений С.Кукурузы в период работы в Казахстане, отличается большим разнообразием. Полюбившиеся художнику как яркие краски родной Украины. Широкие просторы хлебной целины Западного Казахстана, индустриальные пейзажи, серии гравюр городских ансамблей Актюбинска и Уральска, портреты героев труда и портреты прославленных борцов за мир Манолиса, Глевоса и Патриса Лумумбы большой цикл, посвященный Т.Г Шевченко – вот далеко не полный перечень из тематического многообразия творческих интересов С.Кукурузы.

В его лучших гравюрах часто можно уловить возвышенно – романтический акцент, что, несомненно, идет у С.Кукурузы от его учителя – замечательного советского гравёра Алексея Кравченко. К таким работам художника можно отнести и гравюру «Старое русло Урала», где выразительность черно-белого штриха и пятна передает настроение от изображенного мотива с особой поэтикой и волнением.

В изобразительном искусстве Казахстана графика С.В.Кукурузы занимает своё место. Гравюрные листы художника бытует во множестве экземпляров не только в собраниях музеев и в общественных и культурных учреждениях, но и в квартирах и домах, нередко проникая в отдельные юрты животноводов, чабанов. Представляя искусство Казахстана вдали от столицы Республики, С.Кукуруза тем самым выполнял большое культурное дело, все значение которого трудно переоценить.

Много сил и времени уделял С.Кукуруза преподавательской деятельности в Актюбинском педагогическом училище. Но это в смысле отдача на жизнь «Принести художнику, быть может, самое глубокое удовлетворение». Много молодых учителей, работающих в разных уголках Казахстана, с благодарностью могут вспоминать С.Кукурузу, научившего их передать детям то, что получили они сами.

Вместе с тем, постоянное общение с молодежью и самого художника, наполняя чувством полноты жизни, со знанием необходимости и возможности этой своей работы неизменно обогащало и всё творчество.

С.Кукуруза – был прекрасным популяризатором своего дела. Часто он выступал с лекциями и беседами по местному радио и телевидению, с интересными и увлекательными статьями в печати.

Этот обзор творческого пути художника, хочется закончить словами, сказанными на чествовании С.Кукурузы в Актюбинске совсем ещё молодым рабочим Актюбинского завода ферросплавов. Он сказал: - «Нам людям красота нужна так же, как хлеб, что растет на целинных просторах нашей области, как сталь, что выплавляется в цехах нашего завода. Она нам нужна, может быть даже ещё больше. В нашем крае много знатных хлеборобов, а в городе немало прославленных сталеваров. Но здесь у нас пока ещё мало художников-мастеров красоты. Поэтому, нам особенно дорого, что среди нас живет, человек, для которого красота является профессией. Не из «Прекрасного далека», а рядом с нами этот человек участвует в нашем общем труде. Поэтому мы любим С.В.Кукурузу и его искусство».[2, с.57]

Литература:

1. «Курьер график» Журнал. Франция. 1937г.

2. Осужден Московским городским судом 1941 году по статье 58-10.

В 1947 году отбыл срок наказания. Г.А. Актюбинской области фонд.449 оп.3 дело 63.с.4.

 

3. Ц.Г.А. Фонд 1736 оп.1 ед.хр.864 с.57.