Автор:
Константин Райхерт (Одесса, Украина)
Французский философ Виктор Кузен (1792 – 1867) называет Иоганна Якоба Брукера (1696 – 1770) «отцом истории философии» [4, p. 265], и это не случайно. Благодаря «Критической истории философии» (Historia critica philosophiae) И. Я. Брукера возникла история философии как дисциплина такой, как мы её знаем сейчас. Особенно важным вклад в развитие историографии философии И. Я. Брукера является его видение истории античной философии. Однако следует отметить, что свой подход к историописанию античной философии И. Я. Брукер не создаёт с чистого листа; он опирается на античных философов, прежде всего на Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) и Диогена Лаэртского (ок. 200 г. н. э.). Далее будет показано, что И. Я. Брукер заимствовал у Аристотеля и Диогена Лаэртского.
И. Я. Брукер делит древнегреческую философию на два больших периода. Первый период включает в себя древнегреческую мифологию (Mythologica), которую представляют греческие поэты (Лин, Орфей, Мусей, Ферекид, Гомер, Гесиод, Эпименид), и политику (Politica), которую представляют первые законодатели (Залевк, Харон, Драконт, Солон, Ликург, Минос, семь мудрецов).
Во втором периоде древнегреческая философия представляется более зрелой: «Когда философия начала расти, она развилась быстро и стала более зрелой, достигнув научной формы (virilior magis, et scientiae habitu conformior facta est), пока она, наконец, не добилась признания среди греков, которые, если они жили свободно и не под гнётом монархий, распространили философию, которая к тому времени считалась одной из мистерий, используя мощь своего ума, чтобы создать истинную систему философии» [3, p. 39]. Научная философия (scientifica philosophia) развивалась в школах, которые Брукер сгруппировал в соответствии с двумя основными линиями – «ионийской» (Ionicorum) и «италийской» (Italicorum): «Существуют два источника, из которых в Греции и других регионах, где говорили по-гречески, вся философия берёт своё начало и из которых отдельные виды философствования вырастают, которые обычно называют школами (secta), что следуют методу отдельного философа и отрицают методы всех других» [3, p. 457].
Опираясь на тексты Апулея, Цицерона и Страбона, Брукер приходит к мнению, что Фалес не только основатель ионийской школы (Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Архелай), но и первый, кто стал заниматься научной философией, исследуя причины естественных явлений. Ученик Архелая Сократ, который «спустил философию с неба на землю», создал этику, изменив цели философского исследования. От школы Сократа пошли другие школы (киренаики, школа Элия, мегарики, академики, аристотелики, киники и стоики), которые по-разному видоизменили учение Сократа.
Другим источником древнегреческой философии послужил Пифагор: «Так же как вся группа сократиков (tota Socraticorum cohors) возникла из ионийской школы, италийская школа породила элейскую, гераклитовскую, эпикурейскую и пирроническую школы» [3, p. 982]. Элеаты включали в себя не только Парменида, Зенона и Мелисса, но также, согласно историографической традиции, атомистов Левкиппа и Демокрита. Для того чтобы показать различие между двумя направлениями элейской школы, Брукер первых называет «метафизиками», вторых – «физиками» [3, p. 1143].
Для профессиональных исследователей истории античной философии, да и для некоторых любителей, здесь очевидно, что И. Я. Брукер при изложении истории античной философии полагался на «преемства мнений» (διαδοχος) Диогена Лаэртского. В своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диоген говорит о двух началах древнегреческой философии: «Философия же имела два начала: одно – от Анаксимандра, а другое – от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пифагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета; вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская философия завершается Клитомахом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же – Эпикуром. А именно: преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем – Анаксагор, затем – Архелай, затем – Сократ, который ввёл этику; за Сократом – сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном – Спевсипп и Ксенократ, затем Полемон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинается Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, затем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Клитомахом. Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа был Антисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китайский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристотеля – Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия. Италийская же философия такова: учеником Ферекида был Пифагор, за ним следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид), а за ними – Эпикур» [2, c. 66–67].
Средневековая Европа не знала сочинения Диогена Лаэртского. Перевод на латинский язык приблизительно в 1431 году привезённого в начале 1420-х годов из Константинополя в Италию греческого манускрипта «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского камальдульским монахом Амброзио Траверсари (1386 – 1439) по указанию Козимо Медичи оказал великую услугу современной историографии древнегреческой философии. Две наиболее популярные в XVIII веке книги по истории древнегреческой философии – «История философии» (The History of Philosophy) Томаса Стэнли (1625 – 1678) и «Критическая история философии» (Historia critica philosophiae) Иоганна Якоба Брукера – основываются на модели преемства мнений Диогена Лаэртского. Стэнли излагает историю древнегреческой философии от Фалеса до Карнеада, причём Фалес, хоть и рассматривается как учитель Анаксимандра, по Стэнли, является мудрецом, а не философом. Здесь Стэнли следует за Диогеном Лаэртским, который начинает ионийскую линию философов с Анаксимандра, так же, как италийскую линию он начинает с Пифагора, ученика другого мудреца – Ферекида. Собственно первая часть «Истории философии» Стэнли посвящена жизни и учениям древнегреческих мудрецов (Фалеса, Ферекида, Эпименида, Солона и т. д.). Изложение жизни и учений древнегреческих философов начинается со второй части: Стэнли начинает с Анаксимандра и дальше – по Диогену Лаэртскому.
В изложении истории древнегреческой философии Брукер в первом томе своей «Критической истории философии» следует за Томасом Стэнли [3, p. 36], правда, вооружившись критическим методом Христофа Августа Хойманна (1681 – 1764), изложенного в его «Деяниях философов» (Acta philosophorum, 1715 – 1726) [3, p. 36].
Однако Диоген Лаэртский – не единственный источник подхода И. Я. Брукера к историографии античной философии. Ранее указывалось, что И. Я. Брукер разграничил «мифологию» и «политику» как философии и «научную философию». Это было сделано явно под влиянием Аристотеля. Дело в том, что в 4-й главе 3-й книги «Метафизики» Аристотель вводит классификацию своих предшественников-философов; он делит их на 1) «теологов» (Θεολογοι), то есть тех, кто «облекая свои мудрствования в форму мифов» [1, с. 111], «писал о божественном» [1, с. 111], размышляя только о правдоподобном, и 2) «фюсиологов» (Φυσιολογοι), то есть тех, «кто рассуждает, прибегая к доказательствам» [1, с. 111]. К «теологам» Аристотель относил греческих поэтов (Лин, Орфей, Мусей, Ферекид, Гесиод, Эпименид) и некоторых политиков (семь мудрецов). К «фюсиологам» всех тех, кого принято в современной историографии античной философии называть «досократиками»: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, Пифагора, Парменида, Зенона Элейского, Анаксагора и других, а также Сократа и Платона. Очевидно, что «теологию» Аристотеля можно соотнести с тем, что И. Я. Брукер называет «мифологией» и «политикой», а «фюсиологию» Аристотеля – с «научной философией» И. Я. Брукера.
Итак, И. Я. Брукер, создавая свою критическую историю античной философии, задействует классификацию Аристотеля и модель «преемства мнений» Диогена Лаэртского. Классификация Аристотеля, заключающаяся в делении философов-предшественников Аристотеля на «теологов» и «фюсиологов», позволяет И. Я. Брукеру поделить древнегреческую философию на «мифологию» (и «политику») и «научную философию». Модель «преемств мнений» Диогена Лаэртского позволяет И. Я. Брукеру выделить два источника древнегреческой философии и соответственно им две линии её развития – «ионийскую» и «италийскую».
Литература:
-
Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. с древнегреч. А. В. Кубицкого // Аристотель. Сочинения в четырёх томах. – Т. 1. / Аристотель; ред. В. Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1976. – С. 63-367. – (Философское наследие).
-
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. – М.: Мысль, 1976. – 571 с. – (Философское наследие).
-
Brucker J. J. Historia critica philosophiae a mundi incunabulis ad nostram usque aetatem deducta / Johann Jacob Brucker. – T.1. – Ed. 2. – Lipsiae: Impensis haered. Wiedemanni et Reichii, 1767. – 1400 p.
-
Cousin V. Cours de l'histoire de la philosophie moderne: École écossaise / Victor Cousin. – Vol. 1. – Paris: Didier, 1847. – 360 p.