Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

Автор: 
Владимир Черкашин (Темиртау, Казахстан)

Утверждение, что этническая структура представляет собой совокупность (соотношение) наций и народностей, проживающих в пределах определенного общества, является не совсем корректным, поскольку подобное определение относится к понятию этнонационального состава, а не структуры.

Этнонациональная структура может быть преимущественно моноэтнической или полиэтнической. Отметим при этом, что моноэтническая структура не обязательно тождественна понятию однородной структуры. Во-первых,интенсивность межгосударственной и межрегиональной мобильности на современном этапе приводит к присутствию представителей других рас и этносов в традиционно моноэтнических обществах (Франция, Германия и др.). Во-вторых, этнос, составляющий моноэтническую структуру, имманентно содержит в себе неравенство, основанное на различии доходов, богатства, степени власти его частей. Иногда неравенство может возникать из-за приверженности различным конфессиям (сербы-христиане и сербы-мусульмане), в силу племенной или клановой принадлежности. Более сложную картину представляет полиэтническая структура, которая может принимать различные формы.

Одним из актуальных вопросов исследования этнической структуры является вопрос о возможности существования в ее современных формах этнонациональной стратификации. Объективно этносы и нации имеют различия в чертах лица и физиологическом строении, в культуре, языке, складе характера и т.п. Но различия сами по себе не влекут неравенства. Различия могут констатироваться, а неравенство отсутствовать. В таком случае социальные позиции (статусы) вообще не сравниваются, поскольку нет их иерархии.

Так как в современном демократическом обществе конституционно гарантируются всем равные права, а любого рода дискриминация (в том числе, по национальному признаку) запрещена законом, то этническая стратификация в открытой институциализированной форме невозможна. Еще П.А. Сорокин утверждал, что «нет национального неравенства...» [1,с.250]. В то же время он отмечал, что общество без расслоения и неравенства - миф [1,с.302]. На универсальный характер социального неравенства указывает немецкий социолог Р. Дарендорф: «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением ... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически» [2,с.150].

Таким образом, при формальном юридическом равенстве в правах и обязанностях может существовать неравенство в возможности реализации гражданских, политических, социально- экономических прав. Поэтому этнонациональное неравенство возникает не само по себе, а в результате экономического, политического, профессионального неравенства. Именно на это обращал внимание П.А. Сорокин, говоря, что «..национальное неравенство есть лишь частный случай общего социального неравенства» [1, с.250]. Следовательно, этносоциальная стратификация проявляет себя не в чистом виде, а как этнополитическая, этноэкономическая, этнопрофессиональная формы социальной стратификации.

На статус этноса могут оказывать влияние экономические источники стратификации. К ним относятся прежде всего собственность и доход. Различия в уровне доходов могут быть связаны с отраслевой занятостью населения. В современном обществе все большее значение приобретает профессиональный признак, так как определенные профессии гарантируют стабильный и высокий доход, гарантируют более высокий статус и требуют соответствующего уровня образования. В процессе стратифицирования непременным компонентом становится социальный престиж. Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом социальной значимости различных видов деятельности и профессий. Оценка престижности - один из действенных регуляторов социального поведения индивидов и групп. В нашем обществе самым важным становится профессиональный и должностной престиж.

Межрегиональное, межотраслевое и межпрофессиональное разделение труда, приток рабочей силы из сельской местности в город приводит к тому, что этнические сообщества, связанные с малоэффективными, отсталыми отраслями хозяйства, а также представители коренного этноса, приезжающие в город в качестве рабочей силы, но не имеющие городских специальностей и соответствующего образования, нередко оказываются внизу системы этносоциальной стратификации, Чаще всего они заняты в сфере неквалифицированного и низкооплачиваемого труда.

Главным политическим источником стратификации выступает власть и доступ к ней, которые позволяют социальному субъекту определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов, действуя при этом в своих интересах. Власть включает право распоряжаться материальными, информационными, статусными ресурсами общества, формировать и навязывать нормы поведения, предоставлять полномочия, услуги, привилегии. Властные отношения предполагают превращение одного социального субъекта в объект действия другого социального субъекта. В силу различного доступа к власти представители одной национальной группы могут выступать преимущественно в качестве субъекта, а другой - преимущественно в качестве объекта властных отношений.

На социальный статус этноса могут оказывать влияние также идеология, религия (в тех случаях, когда она проповедует догмат о богоизбранности, какого-либо народа, о его мессианской роли, объявляя тем самым другие народы, поклоняющиеся иным богам, неверными, нецивилизованными, вероотступниками), а также состояние и уровень культуры.

Таким образом, социальный статус и условия жизни этноса определяются воздействием различных социальных факторов. Анализируя этносоциальное неравенство, необходимо обращать внимание на его обусловленность теми или иными факторами. В современном обществе наблюдается существование и взаимопе­реплетение различных стратификационных систем, формирующихся на основе собственности, престижа, профессии. Такая стратификация может быть названа интегральной или синтетической и является многофакгорной.

В то же время, нельзя не учитывать и обратного воздействия этнических факторов (язык, культурные традиции, ценностные ориентации и установки, психический склад) на состояние социальной структуры общества, развитие различных сфер общества, на социальный статус этнических общностей. Например, результаты исследований американских социологов показали, что этнокультурные факторы оказывают большое влияние на стремление тех или иных этнических групп к достижению высокого социального статуса. Так, наиболее быстро достигают статуса среднего класса в США греки и евреи. Менее мобильны франко-канадцы и итальянцы. Наименее успешно продвигаются вверх афроамериканцы. Этому способствует целый ряд причин и среди них - культурные ориентиры на жизненный успех, порождаемые этнической средой.

Этносоциальная структура складывается из элементов этнонационалъного состава общества и системы социальных взаимодействий между ними: экономических, религиозных, культурных и других, как вертикальных, так и горизонтальных, на различных уровнях, вплоть до социально-бытового. Только такое понимание этноструктуры позволяет определить реальные социальные позиции этнонациональных групп в обществе.

Состояние этносоциальной структуры в значительной степени определяется характером взаимодействий этнических элементов. Структура может быть стабильной и нестабильной. В зрелом демократическом обществе этнические взаимодействия выступают обычно в таких формах как толерантность, конформизм, сотрудничество, интеграция. Политика доминирующей группы направлена на этнический, политический, религиозный, культурный плюрализм. Структура в основном стабильна.

В обществах, установивших национальный суверенитет и переживающих период модернизации («догоняющего развития»), взаимодействия между этносами могут принимать характер предубеждения, дискриминации, в том числе, институциональной. Политика доминирующей группы может быть направлена на перемещение нетитульных меньшинств (выдавливание, вынужденная миграция, депортация). В данном случае этноструктура нестабильна и может приобретать конфликтогенный характер.

Социальная структура предполагает социальную упорядоченность элементов, которая должна постоянно создаваться и воспроизводиться. В то же время социальная структура не существует в застывшем виде, она претерпевает определенного рода изменения как постепенного, так и взрывного характера. Использование статичной структурной терминологии (социальный состав, стратификация и др.) для описания и анализа этносоциальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики структуры. Поэтому необходимо выявление и исследование тех или иных изменений, происходящих в этноструктуре общества.

Актуально знание социальных позиций различных этнических групп и общностей в этносоциальной структуре, различного рода диспропорций этносов, динамики основных характеристик этнического состава и этносоциальной стратификации. Эгносоциология не должна оставлять вне поля зрения влияние этнонациональных факторов на социальный статус различных этнических групп. Необходимо также выяснение специфических особенностей социальной мобильности представителей разных этнических общностей в регионах, в городах и сельской местности, роли языков и национально-культурных традиций в процессах продвижения по социальной лестнице.

Литература:

  1. См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, с. 250.

  2. См.: Борцов Ю.С. Социология. Ростов-на-Дону, 2002, с. 150.