Автор:
Ольга Малашкова (Гомель, Беларусь)
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте в последние годы приобретает все большую актуальность, поскольку в связи со стремительными изменениями в обществе, внедрением новых технологий, техническим прогрессом к современному специалисту предъявляются все более высокие требования. Темой профессионального самоопределения в юношеском возрасте занимались такие ученые, как Р.В Овчарова, Г.В Резапкина, Л.И. Божович, Е.А.Климов, Е.Ю.Пряжникова, О.Н. Семеняка и другие. В юношеском возрасте учащиеся начинают не только задумываться о том, кем и каким им быть в будущем, но и самостоятельно выстраивать свою жизненную перспективу, формулировать собственные планы, намерения, выбирать профессию (И.С.Кон, И.Ю.Кулагина, В.С. Мухина, И.В.Шаповаленко).
Общественная значимость проблемы профессионального самоопределения старшеклассников проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. Система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптации ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Адекватность выбора профессии влияет на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для старшеклассника, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Очень важно именно в эти годы выявить и по мере возможности развить те способности, на основе которых школьнику можно было бы разумно и правильно осуществить выбор профессии, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
В научной литературе профессиональное самоопределение рассматривается не только как «конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности»[1, с. 115].
По мнению Н.С. Пряжникова, главная цель профессионального самоопределения в юношеском возрасте – «сформированная внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)»[2, с. 89].
Исследователь отмечают, что в процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда (П.Г.Щедровицкий, Н.В.Чурило, М.С.Ковалевич). В частности, Т.А. Старостенкова отмечает, что в юношеском возрасте «происходит пробный выбор будущей профессии, когда из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать»[3, с. 145].
Проблеме профессионального самоопределения учащихся посвящено много исследований (А.Ф.Трифонюк, В.Г.Белинский, Н.Н.Казакевич).
Однако, несмотря на очевидный интерес ученых, профориентационная работа в современных условиях не в полной мере достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в профессионально подготовленных кадрах. В связи с этим возникает необходимость в изучении психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
В рамках нашей дипломной работы было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Исследование было проведено на базе ГУО «Гимназия № 14» города Гомеля. Выборочную совокупность составили 80 учеников в возрасте 16-17 лет. Из них 40 девушек и 40 юношей.
Цель исследования: выявить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
В качестве методов исследования применялись: тестирование, метод беседы с учащимися и педагогами, анкетирование учащихся.
Для достижения поставленной цели и задач исследования применялись следующие психодиагностические методики: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова; методика «Профессиональная направленность личности»Д. Голланд (модификация и адаптация А.А. Азбель); методика изучения факторов привлекательности профессии В.А. Ядова (модификация И. Кузьминой, А. Реана); методика «Мотивы выбора профессии» Р.О. Овчаровой. Выбор именно этих психодиагностических методик обусловлен их высокой валидностью и надежностью, соответствием цели и задачам исследования, возрасту испытуемых, удобством обработки данных, информативностью получаемых результатов. Статистическая обработка данных производилась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Проведенное исследование позволило выделить психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте, а также выявить различия по этим показателям между юношами и девушками.
Установлены достоверные различия между юношами и девушками по типу профессиональной деятельности «человек-техника» (t=5,161, p<0,01). У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой по сравнению с девушками.
Установлены достоверные различия между юношами и девушками по типу профессиональной деятельности «человек-человек» (t=5,026, p<0,01). У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми по сравнению с юношами.
Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте проявляются следующим образом: большинство лиц юношеского возраста предпочитают профессии типа «человек-техника» (32,5%), следующим по популярности является тип профессии «человек-человек» (22,5%), менее популярен в юношеском возрасте тип профессии «человек-знак» (20%), а наименее популярны профессии типа «человек-природа» и «человек-художественный образ» (по 12,5% соответственно).
Установлены достоверные различия между юношами и девушками по реалистическому типу профессиональной направленности (t=4,854, p<0,01).У юношей показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с девушками. Это свидетельствует о том, что юноши по сравнению с девушками достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с созданием материальных вещей, обслуживанием технологических процессов и технических устройств.
Установлены достоверные различия между юношами и девушками по социальному типу профессиональной направленности (t=4,264, p<0,01).У девушек показатели по этой шкале достоверно выше по сравнению с юношами. Это свидетельствует о том, что девушки по сравнению с юношами достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с социальной средой.
У наибольшего количества лиц юношеского возраста выражен реалистический тип профессиональной направленности (27,5%), который ориентирован на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств. Также у многих испытуемых юношеского возраста выражен интеллектуальный тип профессиональной направленности (25%), который ориентирован на умственный труд. Такое же количество старшеклассников (25%) имеют социальный тип профессиональной направленности, который ориентирован на взаимодействие с социальной средой. Менее выражен художественный тип профессиональной направленности в юношеском возрасте (10%), который ориентирован на сферу художественного творчества. У незначительного количества старшеклассников выражен предпринимательский тип профессиональной направленности (7,5%), который ориентирован на руководство людьми и бизнесом. Наименее выражен в юношеском возрасте конвенциональный тип профессиональной направленности (5%), который ориентирован на четко структурированную деятельность.
В юношеском возрасте наиболее значимы следующие факторы выбора профессии: профессия одна из важнейших в обществе, большая зарплата, возможность достичь социального признания и уважения. Наименее значимыми старшеклассники считают такие факторы, как: небольшой рабочий день, отсутствие частого контакта с людьми, работа требует постоянного творчества, работа соответствует моему характеру.
У половины испытуемых юношеского возраста (50%) доминируют внешние положительные мотивы выбора профессии. То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж профессии. Менее выражены в юношеском возрасте внутренние социально значимые мотивы (25%).То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д. Наименее выражены в юношеском возрасте внутренние индивидуально-значимые мотивы (17,5%). То есть для этих старшеклассников наиболее важны следующие мотивы выбора профессии: интерес к профессии, соответствие требований профессии имеющимся способностям, склонности к определенному виду деятельности. Самую немногочисленную группу в юношеском возрасте составили учащиеся с внешними отрицательными мотивами (7,5%). То есть эти старшеклассники выбрали профессию под воздействием на них давления со стороны окружающих (например, родителей), страха наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Проведенное исследование позволило выявить различия в особенностях профессионального самоопределения у юношей и девушек. Юноши достоверно чаще предпочитают профессии, связанные с техникой. Девушки достоверно чаще предпочитают профессии, связанные со взаимодействием с людьми. Для юношей в большей степени значимы материальные факторы выбора профессии, а для девушек – социальные. Для юношей наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии, то есть для юношей наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, то есть стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Для девушек наиболее значим внешний положительный тип мотивации выбора профессии и внутренний социально значимый тип мотивации. То есть для девушек наиболее важны следующие мотивы выбора процессии: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, а также общественная значимость профессии, удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения с другими людьми и т.д.
Профессиональные предпочтения, мотивы и факторы выбора профессии могут рассматриваться в юношеском возрасте как средство для анализа индивидуальных особенностей профессиональных установок старшеклассников, находящихся в ситуации выбора профессии. Полученные данные могут быть использованы при проведении индивидуальных консультаций либо групповой треннинговой работы со старшеклассниками. В качестве перспективных направлений исследований в данной области можно выделить изучение характерных особенностей и гендерных различий в профессиональном самоопределении у различных возрастных категорий, профессиональных и социальных групп.
Литература:
1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
2. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н. С. Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 400 с.
3. Старостенкова Т.А. Психолого-педагогические проблемы выбора будущей профессии учащимися старших классов / Т.А. Старостенкова / / Инновации в образовании. – 2006. – № 2. – С. 108-118.
Научный руководитель:
доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК
УО «ГГУ им. Ф. Скорины», кандидат психол. наук, доцент
Гапанович-Кайдалова Е. В.