Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КОМПЛЕКСНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Автор: 
Александра Белякова, Евгений Карасев Алексей Маховиков (Санкт-Петербург, Россия)

Функционирование современного университета невозможно без использования различных информационных и телекоммуникационных систем автоматизирующих различные процессы Вуза. В частности, без таких систем уже на протяжении двух десятков лет нельзя представить себе эффективную работу бухгалтерии. В дальнейшем эффективность применения информационных систем была осознана отделом кадров и деканатами.

Тем не менее, до сих пор различные подразделения университетов зачастую используют частные, не связанные и даже несовместимые между собой программные решения. Однако ведущими университетами России и мира признано, что эффективное решение задач по управлению современным университетом невозможно без единой интегрированной информационно-аналитической системы (ИИАС). Такие системы в соответствии с Концепцией "Интегрированная информационно-аналитическая система управления вузом" [1] создаются и начинают успешно функционировать в ряде крупнейших университетов России. Внедрение ИИАС позволяет:

- обеспечить оперативное планирование и управление учебным процессом;

- автоматизировать административно-хозяйственную деятельность и управление ресурсами;

- обеспечить информационную поддержку принятия решений по всем основным направлениям деятельности;

- реализовать объединение информационного пространства университета и Минобрнауки РФ, формирование оперативной и внешней отчетности;

- обеспечить удобный доступ к информации о различных сторонах деятельности университета студентам, преподавателям, сотрудникам университета, а также иным заинтересованным лицам в рамках полномочий, определенных для них администрацией.

В данной работе речь пойдет о создаваемой ИИАС Национального минерально-сырьевого университета «Горный».

Ядром информационной системы является Интегрированная база данных, обеспечивающая надежное хранение данных и совместный доступ к ним и базирующаяся на СУБД Oracle. В ней хранятся все необходимые для функционирования университета данные, такие как сведения о профессорско-преподавательском составе и студентах, расписание занятий и т.п. Также в базе хранятся первичные документы, как поступающие из внешних организаций (счета, платежные требования, указания, инструктивные письма, справочники и т.п.), так и создаваемые в подразделениях вуза (зачетно-экзаменационные ведомости, приказы, требования на получение материалов со склада и т.п.).

В университете существует две основные группы пользователей ИИАС:

- сотрудники функциональных служб (деканаты, учебно-методическое управление, приемная комиссия, информационно-кадровое управление, бухгалтерия и др.);

- потребители информации (сотрудники, преподаватели, студенты, внешние пользователи и т.д.), которые в основном занимаются поиском и анализом информации из базы данных.

Первая группа пользователей нуждается в ресурсоемких приложениях, для работы которых необходимы клиент-серверные приложения и/или серверы приложений. Для второй группы пользователей достаточно иметь приложения на основе Web-браузеров, Java-апплетов и Java-сервлетов, т.е. использовать созданную корпорацией Oracle архитектуру сетевых вычислений и архитектуру Интранет.

Несмотря на то, что такую систему трудно администрировать, клиентские приложения, разработанные на основе Oracle Developer, т.е. работающие под управлением Oracle Developer Runtime, должны быть установлены на рабочие места сотрудников, которые занимаются критичными для базы данных вводом и (или) обработкой конфиденциальной информации. Количество таких рабочих мест, работающих параллельно, не превышает 100.

Количество рабочих мест, работающих на основе Web-браузера, может быть существенно больше. В жизненном цикле функционирования ИИАС предусматривается миграция некоторых клиент-серверных приложений в Web-приложения по мере развития возможностей серверов приложений WAS. Это позволит упростить администрирование рабочих мест за счет администрирования серверов приложений и сократить накладные расходы на сопровождение системы.

Применение современных программных средств корпорации Oracle, лицензированных для университета, и наличие подготовленного персонала, имеющего опыт практической работы, позволяет существенно сократить начальные вложения в построение информационной системы.

В качестве основных подсистем ИИАС для разработки запланированы:

- Учебный процесс.

- Приемная кампания.

- Административная деятельность.

- Финансово-бухгалтерская деятельность.

- Содержание и развитие материальной базы.

- Библиотечно-издательская деятельность.

Уникальность ИИАС Горного университета, по сравнению с системами других университетов России и мира, будет состоять в тесной интеграции с системой управления и контроля доступом (СКУД) и системой видеонаблюдения.

В новом учебно-лабораторном корпусе, где будет происходить обучение студентов первого и второго курсов, предполагается установить уникальную СКУД с расширенной функциональностью. В частности, предполагается использовать бесконтактные смарт-карты не только для доступа в корпус в целом, но и в каждую аудиторию, лабораторию и преподавательскую.

Открыть аудиторию сможет только преподаватель, который, в соответствии с утвержденным расписанием занятий, должен в данной аудитории проводить занятия со студентами. При этом будет фиксироваться время начала занятия и отслеживаться опоздания преподавателей на занятия или не проведение их ими. По окончании занятия преподаватель должен аудиторию закрыть. В момент открывания и закрывания аудитории выполняется фотофиксация лица преподавателя, что позволит отслеживать несанкционированные замены.

Студенты при входе в аудиторию проходят через рамочный считыватель смарт-карт скомбинированный с фотофиксатором с функцией определения количества прошедших объектов. Это позволяет производить автоматическую фиксацию присутствия студентов на занятии. Студенты, вошедшие в аудиторию позже, чем через 15 минут после ее открытия, фиксируются как отсутствующие на занятии. В течение занятия студент может покинуть аудиторию, но не более чем на 15 минут. В противном случае данный студент помечается как отсутствующий на занятии.

Доступ в преподавательские и другие помещения, закрепленные за структурным подразделением, осуществляется также по смарт-картам и разрешается только сотрудникам данного подразделения. Списки на доступ в помещения формируются руководителями структурных подразделений и вносятся ими в ИИАС.

Во всех аудиториях учебно-лабораторного корпуса предполагается установить полнофункциональную цифровую систему видеонаблюдения. Данное решение позволит администрации контролировать все элементы учебного процесса, качество проведения преподавателями занятий и разбирать конфликтные ситуации между преподавателями и студентами в случае их возникновения. В частности, заведующий кафедрой в любой момент сможет просмотреть лекцию, проводимую преподавателем его кафедры и оценить ее качество. Видеокамеры будут установлены и в коридорах, что позволит контролировать соблюдение правил внутреннего распорядка и фиксировать случаи их нарушения с идентификацией виновных.

Таким образом, внедрение данной системы позволит отказаться от диспетчерской службы, использующейся в настоящее время для выдачи ключей от аудиторий, и от журналов учета посещаемости занятий студентами, так как деканаты будут получать сведения о посещаемости непосредственно из ИИАС, а родители и сами учащиеся при помощи сайта Университета. Дополнительно рассматривается возможность применения элементов системы видеонаблюдения для целей дистанционного обучения. Записываемые лекции могут транслироваться через Интернет на удаленную аудиторию.

В качестве СКУД в Горном университете уже около 15 лет используется система, базирующаяся на контроллерах фирмы APOLLO (США) и программном комплексе LyriX [2].

Программный комплекс LyriX имеет модульную структуру. В независимые модули выделены:

- компоненты доступа к базе данных;

- драйверы работы с оборудованием;

- драйверы логики, реализующие такие функциональные расширения, как автоматическое управление системой, отображение планов помещений, генерация отчетов и др.;

- пользовательские приложения, обеспечивающие отображение состояний объектов системы и возможность управления ими.

Благодаря модульной архитектуре программного комплекса LyriX, возможно динамическое подключение к нему новых модулей. Они могут реализовывать дополнительную логику обработки информации или управления, обеспечивать подключение к системе нового оборудования, отображение состояния системы для операторов в нестандартном виде, стыковку и динамический обмен данными с другим программным обеспечением и пр.

Разработка специализированного модуля возможна, в частности, для интеграции системы безопасности с информационными системами предприятия. В этом случае основной задачей модуля будет являться не управление оборудованием, а синхронизация данных между системами. Например, в нашем случае, интеграционный модуль будет получать информацию об изменениях, происходящих в расписании занятий, и производить соответствующие изменения в базе данных комплекса LyriX. При этом все изменения автоматически будут загружаться в оборудование системы управления доступом. В свою очередь, сведения о студентах, присутствовавших на занятии, будут выгружаться в основную базу данных ИИАС для организации текущего контроля посещения занятий.

Программный комплекс LyriX открыт для сторонних разработчиков. Это обозначает возможность для IT-подразделения самостоятельно развивать систему под конкретные нужды своего предприятия, разрабатывая собственные модули. Открытость комплекса обеспечивается использованием следующих технологий:

- открытая стандартная технология стыковки модулей (CORBA);

- открытая стандартная технология работы с базой данных (JDBC);

- использование формата XML для хранения настроек объектов, конфигурационных файлов и др.;

- использование формата XML для экспорта и импорта настроек объектов;

- возможность функционирования модулей на различных аппаратно-программных платформах.

Разработка собственных модулей обеспечивается специальным SDK.

Таким образом, мы планируем создать уникальную ИИАС университета, которая будет обеспечивать «безбумажное» функционирование всех подразделений и служб на самом современном уровне и эффективное течение учебного процесса с возможностью оперативного контроля всех его элементов.

 

Литература:

1. Концепция "Интегрированная информационно-аналитическая система управления вузом" [Электронный ресурс] http://io.udsu.ru/docs/iias/Piter/PR_JET4.htm (Дата обращения: 23.06.2013).

2. ААМ Системз [Официальный сайт] http://www.aamsystems.ru/ (Дата обращения: 23.06.2013).