Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕЕ ОЦЕНКИ

Автор: 
Н.Ж. Жанатбекова, Ф.Б.Борибекова (Талдыкорган, Казахстан)

Информационные ресурсы рассматриваются как стратегические ресурсы страны, региона, организации.

Для каждой страны переход в новую эпоху экономического раз­вития в основе которой лежит использование многообразных инфор­мационных ресурсов, определяется степенью информатизации ее экономики и общества в целом.

Информатизация экономики предполагает не совершенствование технологии на отдельных участках экономической системы, а пере­вод экономики на принципиально иные основы информационной технологии.

Информати­зацию можно рассматривать как процесс преобразования производ­ственно-хозяйственных, научных и социально-бытовых структур путем производства информации, необходимой для выработки и реа­лизации решений, направленных на достижение качественно новых результатов деятельности человека, на базе внедрения и использова­ния средств вычислительной техники, связи и информационных тех­нологий.

Инфраструктура информатизации включает: системы коммуни­каций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информати­зации.

Эффективность функционирования телекоммуникационные вычислительные сети как некоторой человеко-машинной системы — это ее способность достигать поставленной цели в заданных условиях применения и с определенным качеством или, иначе: это комплексное операционное свойство целенаправлен­ного процесса ее функционирования, характеризующее приспособлен­ность этого процесса к достижению цели реализуемой системой опе­рации. Под целью понимается желаемый результат функционирова­ния, достижимый в течение определенного времени. Операция — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение заданной цели. Под системой понимается сово­купность взаимосвязанных эргатических и неэргатических элементов (аппаратных, программных, информационных средств, обслуживаю­щего их персонала, пользователей), непосредственно участвующих в процессе выполнения операции [1, с. 23].

Объектом исследования теории эффективности является операция, т.е. процесс применения (функционирования) системы. Применитель­но к телекоммуникационные вычислительные сети под операцией понимается упорядоченная совокупность вза­имосвязанных действий эргатических и неэргатических элементов сети, направленных на удовлетворение запросов пользователей.

Предметом исследования этой теории являются закономерности оптимальной организации процесса функционирования системы а применительно к телекоммуникационные вычислительные сети — закономерности оптимальной (или рациональ­ной) организации процессов удовлетворения запросов пользователей.

Следовательно, понятие эффективности относится к операции, к процессу функционирования системы, а не непосредственно к системе, когда используется другое понятие качество. Качество системы — это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность системы удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назна­чением. Под свойством системы понимается ее объективная особен­ность, проявляемая при создании и эксплуатации (использовании) сис­темы. Важно подчеркнуть, что понятие эффективности функциониро­вания системы является более широким, чем понятие качества системы. Эффективность зависит от качества, но не наоборот. Оценивание эф­фективности связано не только со свойствами системы, но и со свой­ствами результата ее функционирования и ресурсов, затрачиваемых на достижение данного результата, т.е. с оцениванием объектов, не включаемых в систему. Иначе говоря, эффективность функциониро­вания системы определяется не только свойствами системы, но и спо­собами и условиями ее применения. Понятие эффективности предус­матривает совместный анализ эффекта и затрат на его достижение.

Иногда для краткости вместо длинного термина «эффективность процессов функционирования системы» употребляют более короткий термин «эффективность системы», имея в виду при этом ту же трак­товку.

Вопросы оценки эффективности функционирования сетей необхо­димо рассматривать в тесной связи с теми целями, которые достига­ются (или должны быть достигнуты) при их использовании. Это поло­жение является ключевым в самом определении эффективности. В связи с этим в дальнейшем эти вопросы будем рассматривать применительно к корпоративной вычислительной сети , так как оценка эффек­тивности ее функционирования (особенно выбор показателей эффек­тивности) напрямую согласуется с задачами производственно-хозяй­ственной деятельности корпорации, использующей КВС в ка­честве технической базы по решению всех задач.

При оценке эффективности функционирования корпоративная вычислительная сеть следует ба­зироваться на основополагающих, методологических предпосылках, которые заключаются в следующем.

1. Корпоративная вычислительная сеть принадлежит к классу человеко-машинных систем (СЧМ). Это относится и к отдельным функциональным частям сети (подсисте­мам): абонентским системам, сетям передачи данных и их звеньям и узлам, центрам обработки информации корпоративная вычислительная сеть и др. Следовательно, при исследовании эффективности сети независимо от ее принадлеж­ности к тому или иному типу СЧМ необходимо учитывать парамет­ры и характеристики всех трех компонентов: человека (обслуживаю­щего персонала сети и пользователей), машины (программно-аппа­ратных средств сети) и производственной среды.

Деление СЧМ на типы производится по трем признакам:

а) по виду эксплуатации (использования) системы. По этому при­
знаку СЧМ делятся на три типа:

  • СЧМ регулярного (постоянного) применения в течение более или менее длительного времени;

  • СЧМ многоразового применения, используемые периодически, при­ чем периодичность использования, т.е. включения системы в ре­жим целевого применения определяется назначением системы и требованиями по ее поддержанию в работоспособном состоянии.
    В перерывах между работой в режиме целевого применения про­водится профилактическое обслуживание системы;

  • СЧМ одноразового применения, используемые однократно, при­ чем длительность использования определяется назначением системы и зависит от сложившихся условий ее функционирования. В ос­тальное время с определенной периодичностью выполняются

ра­боты по поддержанию СЧМ в работоспособном состоянии;

б) по роли и месту человека-оператора (ч-о) в системе. Здесь выде­ляются три вида СЧМ: целеустремленные системы (тип С1), в кото­рых процесс функционирования полностью определяется человеком; целенаправленные системы (тип С2), в которых человек и технические средства рассматриваются как равнозначные элементы системы;
целесообразные системы (СЗ), в которых человек не управляет про­цессом функционирования, а лишь обеспечивает его. При исследовании эффективности этих систем необходим соответственно человеко-системный, равноэлементный или системотехнический подход;

в) по степени влияния трудовой деятельности человека – оператора на эффективность функционирования СЧМ. Здесь выделяют три типа СЧМ: системы типа А, в которых работа оператора выполняется по жесткому технологическому графику; системы типа В, в которых такой график отсутствует, поэтому оператор может изменять темп и ритм своей работы; системы типа С, для которых характерным является задание конечного результата (заданный объем продукции в любом случае должен быть обеспечен)[2, c.154].

Корпоративная вычислительная сеть можно отнести к таким видам СЧМ:

а) по виду использования это СЧМ регулярного (постоянного) применения (в них профилактические работы проводятся без выключения сети, в оперативном режиме). Однако отдельные подсистемы и звенья корпоративная вычислительная сеть могут относиться к СЧМ многоразового применения: это отдельные абонентские системы или ЛВС, которые могут периоди­чески отключаться ввиду отсутствия необходимости в их использова­нии или переключаться на проведение профилактических работ;

б) по роли и месту человека-оператора ч-о в сети они являются целенаправленными СЧМ, в которых человек и материальные (неэргатические) объекты рассматриваются как равнозначные элементы. Соотношение значимости этих элементов может быть различным, но не таким, чтобы сеть -следовало относить уже к другому типу — целе­устремленным (когда ч-о полностью определяет процесс функциони­рования корпоративная вычислительная сеть) или целесообразным (когда ч-о лишь обеспечивает про­цесс функционирования сети);

в) по степени влияния трудовой деятельности ч-о на эффективность функционирования человеко-машинные системы относятся главным образом к типу. В, в которых жесткий технологический гра­фик работы ч-о отсутствует. Он может изменять темп и ритм своей работы, и здесь особенно явно ощущается зависимость эффективности функционирования сети от ч-о. Однако могут быть и такие случаи, когда сеть, рассматриваемая в обычном режиме как СЧМ типа В, работает как система типа С, для которой характерным является задание конечного результата (заданный объем работы в любом случае должен быть выполнен, например передача фиксированного объема новостей всем адресатам за приемлемое или заданное время). Следовательно, одна и та же сеть для одних пользователей рассматрива­ется как система типа В, а для других — как система типа С.

Степень детализации при учете характеристик трудовой деятельнос­ти ч-о в ходе исследования эффективности функционирования сети опре­деляется типом корпоративная вычислительная сеть и наличием достоверных данных по этим характе­ристикам. Однако практически, принимая во внимание непостоянство состава обслуживающего персонала сети, тем более пользователей, и, как следствие, отсутствие достоверных сведений об индивидуальных ха­рактеристиках их трудовой деятельности, приходится пользоваться ожи­даемыми усредненными характеристиками этой деятельности.

2. Оценка эффективности функционирования корпоративная вычислительная сеть должна осуще­ствляться всесторонне, так как сама эффективность является наиболее общим, интегральным свойством, обусловливающим качество операции. Она зависит от всех факторов, влияющих на процесс про­ведения операции.

В связи с этим эффективность целесообразно рассматривать как интегральное свойство, определяющее:

  • степень соответствия сети своему назначению (целевая эффектив­ность);

  • техническое совершенство сети (техническую эффективность);

  • экономическую целесообразность (экономическую эффективность).

3. Эффективность корпоративная вычислительная сеть должна оцениваться с учетом влияния на процессы функционирования сети всех факторов.

Факторы, определяющие эффективность функционирования корпоративная вычислительная сеть, можно разбить на такие группы:

а) свойства самой сети:

  • общие: готовность, надежность, живучесть, ремонтопригодность;

  • индивидуальные: структура сети, функциональные возможности сети в целом и ее эргатических и неэргатических элементов;

б) свойства привлекаемых ресурсов:

  • количество ресурсов каждого типа;

  • качество привлекаемых ресурсов;

в) свойства условий функционирования сети:

  • неуправляемые (природные условия, воздействие источников по­мех, интенсивность неуправляемых потоков запросов пользовате­лей и др.);

  • управляемые (организация функционирования, реализуемые способы доступа к передающей среде и управления обменом данных и др.).

Необходимость и целесообразность деления НТТ на три группы объясняются следующими факторами:

  • принципиальным, различием техники и технологии указанных

групп по своему непосредственному целевому назначению (хотя
конечная цель их использования одна и та же — повышение объе­ма и качества выпускаемой продукции сети, т.е. повышение эф­фективности функционирования сети, увеличение количества и качества предоставляемых услуг, повышение интеллектуального
уровня услуг), что в свою очередь отражается на методологии
оценки эффективности их применения и особенно на требованиях
по эффективности;

  • наличием специфики при формировании методологических и ме­тодических основ оценки эффективности использования НТТ раз­ личных групп.

Следовательно, правомерным и целесообразным является такой подход, когда методология оценки эффективности внедрения НТТ включает:

  • методологические основы такой оценки, общие для НТТ всех трех
    групп;

  • методологические аспекты, специфические для оценки эффективности внедрения НТТ различных групп.

Литература:

 

  1. Валиев К.А. Развитие элементной базы высокопроизводительных ЭВМ // Информационные технологии и вычислительные системы.- №1-2012.

  2. Вакка Д. Секреты безопасности в Интернет.-М.: Бук Медиа Паблишер, 2013