Автор:
Н.Ж. Жанатбекова, Ф.Б.Борибекова (Талдыкорган, Казахстан)
Информационные ресурсы рассматриваются как стратегические ресурсы страны, региона, организации.
Для каждой страны переход в новую эпоху экономического развития в основе которой лежит использование многообразных информационных ресурсов, определяется степенью информатизации ее экономики и общества в целом.
Информатизация экономики предполагает не совершенствование технологии на отдельных участках экономической системы, а перевод экономики на принципиально иные основы информационной технологии.
Информатизацию можно рассматривать как процесс преобразования производственно-хозяйственных, научных и социально-бытовых структур путем производства информации, необходимой для выработки и реализации решений, направленных на достижение качественно новых результатов деятельности человека, на базе внедрения и использования средств вычислительной техники, связи и информационных технологий.
Инфраструктура информатизации включает: системы коммуникаций, вычислительных машин и сетей, программное обеспечение этих систем; информационные средства; систему подготовки кадров для эксплуатации аппаратного, программного и информационного обеспечения; экономические и правовые механизмы, обеспечивающие и способствующие эффективному развитию процесса информатизации.
Эффективность функционирования телекоммуникационные вычислительные сети как некоторой человеко-машинной системы — это ее способность достигать поставленной цели в заданных условиях применения и с определенным качеством или, иначе: это комплексное операционное свойство целенаправленного процесса ее функционирования, характеризующее приспособленность этого процесса к достижению цели реализуемой системой операции. Под целью понимается желаемый результат функционирования, достижимый в течение определенного времени. Операция — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение заданной цели. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных эргатических и неэргатических элементов (аппаратных, программных, информационных средств, обслуживающего их персонала, пользователей), непосредственно участвующих в процессе выполнения операции [1, с. 23].
Объектом исследования теории эффективности является операция, т.е. процесс применения (функционирования) системы. Применительно к телекоммуникационные вычислительные сети под операцией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных действий эргатических и неэргатических элементов сети, направленных на удовлетворение запросов пользователей.
Предметом исследования этой теории являются закономерности оптимальной организации процесса функционирования системы а применительно к телекоммуникационные вычислительные сети — закономерности оптимальной (или рациональной) организации процессов удовлетворения запросов пользователей.
Следовательно, понятие эффективности относится к операции, к процессу функционирования системы, а не непосредственно к системе, когда используется другое понятие качество. Качество системы — это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность системы удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Под свойством системы понимается ее объективная особенность, проявляемая при создании и эксплуатации (использовании) системы. Важно подчеркнуть, что понятие эффективности функционирования системы является более широким, чем понятие качества системы. Эффективность зависит от качества, но не наоборот. Оценивание эффективности связано не только со свойствами системы, но и со свойствами результата ее функционирования и ресурсов, затрачиваемых на достижение данного результата, т.е. с оцениванием объектов, не включаемых в систему. Иначе говоря, эффективность функционирования системы определяется не только свойствами системы, но и способами и условиями ее применения. Понятие эффективности предусматривает совместный анализ эффекта и затрат на его достижение.
Иногда для краткости вместо длинного термина «эффективность процессов функционирования системы» употребляют более короткий термин «эффективность системы», имея в виду при этом ту же трактовку.
Вопросы оценки эффективности функционирования сетей необходимо рассматривать в тесной связи с теми целями, которые достигаются (или должны быть достигнуты) при их использовании. Это положение является ключевым в самом определении эффективности. В связи с этим в дальнейшем эти вопросы будем рассматривать применительно к корпоративной вычислительной сети , так как оценка эффективности ее функционирования (особенно выбор показателей эффективности) напрямую согласуется с задачами производственно-хозяйственной деятельности корпорации, использующей КВС в качестве технической базы по решению всех задач.
При оценке эффективности функционирования корпоративная вычислительная сеть следует базироваться на основополагающих, методологических предпосылках, которые заключаются в следующем.
1. Корпоративная вычислительная сеть принадлежит к классу человеко-машинных систем (СЧМ). Это относится и к отдельным функциональным частям сети (подсистемам): абонентским системам, сетям передачи данных и их звеньям и узлам, центрам обработки информации корпоративная вычислительная сеть и др. Следовательно, при исследовании эффективности сети независимо от ее принадлежности к тому или иному типу СЧМ необходимо учитывать параметры и характеристики всех трех компонентов: человека (обслуживающего персонала сети и пользователей), машины (программно-аппаратных средств сети) и производственной среды.
Деление СЧМ на типы производится по трем признакам:
а) по виду эксплуатации (использования) системы. По этому при
знаку СЧМ делятся на три типа:
-
СЧМ регулярного (постоянного) применения в течение более или менее длительного времени;
-
СЧМ многоразового применения, используемые периодически, при чем периодичность использования, т.е. включения системы в режим целевого применения определяется назначением системы и требованиями по ее поддержанию в работоспособном состоянии.
В перерывах между работой в режиме целевого применения проводится профилактическое обслуживание системы;
-
СЧМ одноразового применения, используемые однократно, при чем длительность использования определяется назначением системы и зависит от сложившихся условий ее функционирования. В остальное время с определенной периодичностью выполняются
работы по поддержанию СЧМ в работоспособном состоянии;
б) по роли и месту человека-оператора (ч-о) в системе. Здесь выделяются три вида СЧМ: целеустремленные системы (тип С1), в которых процесс функционирования полностью определяется человеком; целенаправленные системы (тип С2), в которых человек и технические средства рассматриваются как равнозначные элементы системы;
целесообразные системы (СЗ), в которых человек не управляет процессом функционирования, а лишь обеспечивает его. При исследовании эффективности этих систем необходим соответственно человеко-системный, равноэлементный или системотехнический подход;
в) по степени влияния трудовой деятельности человека – оператора на эффективность функционирования СЧМ. Здесь выделяют три типа СЧМ: системы типа А, в которых работа оператора выполняется по жесткому технологическому графику; системы типа В, в которых такой график отсутствует, поэтому оператор может изменять темп и ритм своей работы; системы типа С, для которых характерным является задание конечного результата (заданный объем продукции в любом случае должен быть обеспечен)[2, c.154].
Корпоративная вычислительная сеть можно отнести к таким видам СЧМ:
а) по виду использования это СЧМ регулярного (постоянного) применения (в них профилактические работы проводятся без выключения сети, в оперативном режиме). Однако отдельные подсистемы и звенья корпоративная вычислительная сеть могут относиться к СЧМ многоразового применения: это отдельные абонентские системы или ЛВС, которые могут периодически отключаться ввиду отсутствия необходимости в их использовании или переключаться на проведение профилактических работ;
б) по роли и месту человека-оператора ч-о в сети они являются целенаправленными СЧМ, в которых человек и материальные (неэргатические) объекты рассматриваются как равнозначные элементы. Соотношение значимости этих элементов может быть различным, но не таким, чтобы сеть -следовало относить уже к другому типу — целеустремленным (когда ч-о полностью определяет процесс функционирования корпоративная вычислительная сеть) или целесообразным (когда ч-о лишь обеспечивает процесс функционирования сети);
в) по степени влияния трудовой деятельности ч-о на эффективность функционирования человеко-машинные системы относятся главным образом к типу. В, в которых жесткий технологический график работы ч-о отсутствует. Он может изменять темп и ритм своей работы, и здесь особенно явно ощущается зависимость эффективности функционирования сети от ч-о. Однако могут быть и такие случаи, когда сеть, рассматриваемая в обычном режиме как СЧМ типа В, работает как система типа С, для которой характерным является задание конечного результата (заданный объем работы в любом случае должен быть выполнен, например передача фиксированного объема новостей всем адресатам за приемлемое или заданное время). Следовательно, одна и та же сеть для одних пользователей рассматривается как система типа В, а для других — как система типа С.
Степень детализации при учете характеристик трудовой деятельности ч-о в ходе исследования эффективности функционирования сети определяется типом корпоративная вычислительная сеть и наличием достоверных данных по этим характеристикам. Однако практически, принимая во внимание непостоянство состава обслуживающего персонала сети, тем более пользователей, и, как следствие, отсутствие достоверных сведений об индивидуальных характеристиках их трудовой деятельности, приходится пользоваться ожидаемыми усредненными характеристиками этой деятельности.
2. Оценка эффективности функционирования корпоративная вычислительная сеть должна осуществляться всесторонне, так как сама эффективность является наиболее общим, интегральным свойством, обусловливающим качество операции. Она зависит от всех факторов, влияющих на процесс проведения операции.
В связи с этим эффективность целесообразно рассматривать как интегральное свойство, определяющее:
-
степень соответствия сети своему назначению (целевая эффективность);
-
техническое совершенство сети (техническую эффективность);
-
экономическую целесообразность (экономическую эффективность).
3. Эффективность корпоративная вычислительная сеть должна оцениваться с учетом влияния на процессы функционирования сети всех факторов.
Факторы, определяющие эффективность функционирования корпоративная вычислительная сеть, можно разбить на такие группы:
а) свойства самой сети:
-
общие: готовность, надежность, живучесть, ремонтопригодность;
-
индивидуальные: структура сети, функциональные возможности сети в целом и ее эргатических и неэргатических элементов;
б) свойства привлекаемых ресурсов:
в) свойства условий функционирования сети:
-
неуправляемые (природные условия, воздействие источников помех, интенсивность неуправляемых потоков запросов пользователей и др.);
-
управляемые (организация функционирования, реализуемые способы доступа к передающей среде и управления обменом данных и др.).
Необходимость и целесообразность деления НТТ на три группы объясняются следующими факторами:
групп по своему непосредственному целевому назначению (хотя
конечная цель их использования одна и та же — повышение объема и качества выпускаемой продукции сети, т.е. повышение эффективности функционирования сети, увеличение количества и качества предоставляемых услуг, повышение интеллектуального
уровня услуг), что в свою очередь отражается на методологии
оценки эффективности их применения и особенно на требованиях
по эффективности;
Следовательно, правомерным и целесообразным является такой подход, когда методология оценки эффективности внедрения НТТ включает:
-
методологические основы такой оценки, общие для НТТ всех трех
групп;
-
методологические аспекты, специфические для оценки эффективности внедрения НТТ различных групп.
Литература:
-
Валиев К.А. Развитие элементной базы высокопроизводительных ЭВМ // Информационные технологии и вычислительные системы.- №1-2012.
-
Вакка Д. Секреты безопасности в Интернет.-М.: Бук Медиа Паблишер, 2013