Автор:
Иоланта Будило (Гродно, Республика Беларусь)
Средства массовой информации отражают реалии жизни государства, сообщая о важных и резонансных событиях. Одним из таких событий стал террористический акт 11 апреля 2011 года в городе Минск. Это первое происшествие такого масштаба в Республике Беларусь, которое классифицируется как террористический акт. СМИ откликнулись на событие мгновенно, и уже через несколько минут на месте трагедии работали журналисты. Мы проанализировали тексты печатных изданий и интернет-порталов стран Западной Европы и США за период от 12.04.2011 по 25.05.2011.
Освещая важное и громкое, общественно-значимое событие, журналист берёт на себя большую ответственность перед аудиторией за свои слова, поскольку в моменты сильных потрясений в стране воздействующая функция СМИ имеет максимальное проявление. Журналисту стоит помнить, кем будут прочитаны его работы, и главное, как будут восприняты, какое настроение в обществе они вызовут [2].
Страны Европы и США уделяют большое внимание борьбе с терроризмом. Меры наказания за террористическое преступление зафиксированы как в уголовных кодексах этих стран, так и в других специализированных документах, таких как Закон о борьбе с терроризмом. В каждом документе даётся дефиниция террористического акта и определяются его характерные особенности, что позволяет классифицировать то или иное преступление как террористический акт.
Закон США о борьбе с терроризмом классифицирует как террористический акт следующие преступные действия: «совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий, заложников, зданий посольств».
Если же при осуществлении своих замыслов исполнитель использует огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, его действия являются терроризмом, независимо от наличия цели повлиять на правительство или запугать общество» – так классифицирует террористический акт «Закон Великобритании о борьбе с терроризмом».
Под действие данного закона подпадают террористические акты, совершенные не только на территории Великобритании, но и за ее пределами в отношении любых лиц и любого имущества.
Изучив Уголовные кодексы и Законы о борьбе с терроризмом крупнейших стран Западной Европы, США, Российской Федерации и Республики Беларусь, можно заметить, что так или иначе, все эти документы дают приблизительно одинаковое определение террористическому акту. Это совершение преступления общественно опасным способом, повлекшее за собой смерть и тяжёлые увечья людей, призванные устрашить или заявить о какой-либо позиции, или обладающее какими-либо иными мотивами, закреплёнными в Уголовном кодексе.
В борьбе за рейтинг средства массовой информации активно освещают ход событий во время террористических актов, что порой ведёт к негативным последствиям [1].
После анализа ряда национальных законодательных актов разных стран, а также международных документов и научных исследований, посвященных поведению журналистов в экстренных ситуациях, мы выделили ряд негативных последствий, которые влекут за собой некоторые сообщения в СМИ при отражении кризисных ситуаций:
— своего рода «возвеличивание» преступников и их действий в зависимости от того, какое место отводилось им в публикациях;
— опасность вызвать активность подражателей;
— часто негативное влияние интервью с преступниками на проводимые правоохранительными органами переговоры;
— постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения органов правопорядка, пытающейся разрешить инцидент;
— потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса.
При возникновении кризисной ситуации зарубежные эксперты подчёркивают необходимость конструктивного сотрудничества органов власти, правоохранительных органов и средств массовой информации как одного из активных участников процесса [1].
На конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» 2002 года, «учитывая стремление СМИ находиться в центре событий, обеспечивая право общества на получение достоверной информации», журналистская профессиональная общность сочла необходимым создать устойчивую систему необходимых действий и принципов при освещении чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей.
В целом, мы можем отметить, что все исследователи текстов СМИ, освещающих террористические акты, склоняются к нескольким необходимым требованиям, которые стоит учитывать:
- быть осторожными в своих публикациях, помня о том, что неосторожные, опрометчивые или излишне негативно-окрашенные высказывания могут косвенно причинить вред невиновным людям, ставшими заложниками ситуации;
- согласовывать свои действия и слова с работой правоохранительных органов и помнить о том, что в подобных кризисных ситуациях право общественности на информацию отступает на второй план по сравнению с необходимостью обеспечить безопасность окружающих и успех контртеррористической операции;
- стремиться отражать информацию объективно, тактично, уважительно относиться к чувствам родных и близких жертв, пострадавших, избегать высказывать свою точку зрения на происходящее.
В данном исследовании мы изучаем освещение событий 11 апреля 2011 года в Минском метро на страницах зарубежной прессы. Проведённый нами анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что данное событие классифицируется как террористический акт, поскольку повлекло за собой жертвы, имело широкий общественный резонанс, имело целью явное запугивание, и, возможно, давление на власти, а также использовалось оружие (взрывчатка). Следовательно, мы можем анализировать освещение событий 11 апреля в г. Минск на страницах зарубежной прессы, предъявляя им требования мирового стандарта.
В ходе исследования нами было проанализировано 14 текстов зарубежной качественной прессы за период с 12.04.2011(появление первой публикации) по 25.05.2011. Такие временные рамки определенны в связи с тем, что после указанной даты сообщений о теракте в зарубежной прессе не появлялось. Не было выявлено чисто информационных материалов по данной теме.
Среди исследованных нами изданий 2 издания Великобритании («BBCRussian.com» и «EuropeanVoice»), 5 изданий США («TheNewYorkTimes», «Time», «Stratfor», «TheWashingtonPost», «ChristsianScienceMonitor»), 1 грузинский интернет-ресурс («Грузия онлайн»), 2 чешских издания («Respekt», «Aktualne.cz»), Швейцарский медиа-ресурс «SF» и французское издание «AgoraVox».
Мы условно разделили исследуемые публикации на три группы: объективные, условно-объективные в отражении теракта (объективная информация в совокупности с некоторыми нарушениями), публикации, нарушающие правила и рекомендации освещения теракта в СМИ.
Все эти издания и медиа-ресурсы на территории своих стран и за их пределами являются компетентными и авторитетными источниками информации, а мнение авторов считается квалифицированным, с которым принято считаться.
Из 14 анализируемых материалов, к объективным (или условно объективным) мы отнесли 6. Из них 1) три материала освещают только событие. «Жительница Минска Вика рассказала», «Очевидцы происшествия говорят», «Главврач минской больницы «скорой помощи» Виктор Сиренко рассказал» («BBCRussian.com»), «Никто пока не взял на себя ответственность», «сегодня стало известно, что следствие вышло на след подозреваемых, и несколько человек были арестованы»(«SF»), «Власти пока не назвали никаких имен подозреваемых» («Stratfor»). В этих статьях авторы стараются уделять больше внимания непосредственно взрыву в метро, а расстановку политических сил в Беларуси описывают как фон или второстепенную информацию, что характеризует эти материалы как соответствующие мировому стандарту работы журналиста при освещении подобного рода событий; 2) в трёх материалах («Time», «TheNewYorkTime») освещению теракта уделено центральное место, но не в самой категоричной форме обсуждается политическая ситуация в Беларуси. «Начиненное поражающими элементами взрывное устройство, которое взорвалось на заполненной людьми платформе», «говорит Дмитрий Орешкин, московский политический комментатор» («Time»), «Каждый делал краткие и отрывистые заявления, которые, как казалось, больше скрывали обстоятельства дела, чем объясняли их» («TheNewYorkTime»).
Исследование показало, что многие зарубежные СМИ позволяют себе довольно грубые нарушения в отношении освещения событий 11 апреля 2011 года в г. Минск.
«Последствия теракта в Минске: кремлевские пляски на белорусском горе», источник – «Грузия online», Грузия. Некоторые из высказываний автора могут задеть чувства тех или иных представителей национальностей, власти, а также мешать работе следственных органов, ориентируя их в неправильном направлении. Следовательно, данная статья нарушает некоторые правила для текстов СМИ, в частности: стремиться отражать информацию объективно, тактично, уважительного отношения к чувствам родных и близких жертв, пострадавших, а также избегать высказывать свою точку зрения на происходящее. Последняя рекомендация в статье проигнорирована. Чешская газета «Respekt» в материале под названием «Лукашенко: основа выживания» лишь вскользь упомянула о теракте в минском метро («принесший жертвы взрыв в минском метро»), на волне всеобщего внимания к случившемуся разразившись статьёй о непреодолимой диктатуре белорусского президента. «TheNewYorkTimes», США, кроме информации о самом факте взрыва («взрыв в метро, в котором погибли 13 человек и более 200 были ранены», «что являлось причиной взрыва в минском метро на прошлой неделе»), в материале больше ничего не говорится. Остальное внимание автор уделяет вопросу демократии и отношению действующей белорусской власти к ней как к явлению («Выступая перед парламентом, Лукашенко заявил, что страна погрязла в демократии перед президентскими выборами в декабре 2010 года.
Чаще всего нарушаются следующие правила:
- стремиться отражать информацию объективно, тактично, уважительно относиться к чувствам родных и близких жертв, пострадавших, избегать высказывать свою точку зрения на происходящее;
- строго соблюдать при работе в чрезвычайных ситуациях действующее законодательство о СМИ и о борьбе с терроризмом;
- прямо сообщать, что часть информации закрыта по соображениям безопасности.
В результате анализа текстов зарубежных СМИ мы можем сказать, что подавляющее большинство авторов уделяют минимум внимания самому теракту, используя его лишь как информационный повод, чтобы привлечь внимание к публикации, а затем высказывать собственное мнение о власти Беларуси, а также возможных изменениях в отношениях стран после преступления.
Литература:
1.Александрова О.В. // Александрова О.В.Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества. – Р., 2000.
2. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. // Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ. Язык средств массовой информации: учебное пособие для – М., 2008.
3. Волков А.А. //Филология и риторика массовой информации. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов – М., 2008.
4. Рождественский Ю.В. // Введение в общую филологию. – М.: Высшая школа, 1979.