Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В КАЗАХСТАНЕ 

Автор: 
С. К. Абыканова (Казахстан)

Приоритетными направлениями совершенствования рынка ценных бумаг являются усиление защиты прав и законных интересов инвесторов, снижение административных барьеров выхода на рынок эмитентов, регулирование предложения финансовых услуг (включая коллективные инвестиции – паевые инвестиционные фонды, средства пенсионных накоплений) розничным инвесторам, установление требований обязательного мониторинга биржами нестандартных сделок и борьба с манипулированием цен, создание компенсационных механизмов розничных инвесторов.

Недостаточное предложение финансовых инструментов является серьезной проблемой для многих стран. Однако, в нашей стране проблема усугубляется тем, что на рынке ценных бумаг не только выходят сравнительно молодые компании, но и крупные, так называемые «голубые фишки», которые нередко предпочитают размещаться на зарубежных площадках, из-за чего искусственно ограничивается число казахстанских финансовых инструментов.

Развитие казахстанского рынка ценных бумаг первичных размещений на рынке капиталов возможно при условии увеличения предложения финансовых инструментов.

Законопроект направлен на демократизацию процедуры эмиссии, облегченной за счет отказа от регистрационных действий, как в отношении облигаций, так и относительно акций тех акционерных обществ, акции которых той же категории (типа) уже прошли процедуру листинга на фондовой бирже.

Финансовые продукты становятся все более сложными и нередко позволяют обойти действующее регулирование. Так, требования к собственному капиталу и  коэффициентам достаточности капитала, ликвидности и др.

Поэтому в современных условиях финансовые регуляторы могут осуществлять контроль, основываясь не только на формальных показателях, но и на экспертных оценках, нацеленных на глубокий анализ активов компании. Такой инструмент, возможно, реализовать посредством системы экспертной оценки  (мотивированного суждения) и пруденциального надзора, позволяющих прогнозировать и предупреждать риски как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом.

Введение системы пруденциального надзора потребует применения достаточно широкого спектра нормативов, которые вводятся по аналогии с банковским законодательством. В соответствии с законопроектом профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также управляющие компании инвестиционных фондов обязаны поддерживать следующие показатели:

- норматив достаточности собственных средств -  соотношение размера собственных средств и активов, взвешенных по уровню риска;

- норматив ликвидности - соотношение активов и обязательств;

- норматив финансовой устойчивости (надежности) - соотношение собственных средств и активов профессионального участника рынка ценных бумаг.

Законопроект устанавливает, что управляющая компания обязана организовать  систему управления рисками, связанными с осуществлением ее деятельности, соответствующий характеру совершаемых ею операций и содержит систему мониторинга рисков, обеспечивающую современное доведение необходимой информации до сведения органов управления  компании.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг с низкой капитализацией не готовы успешно конкурировать на международном рынке и расширять свою деятельность, поскольку лишены возможности увеличения объема осуществляемых операций и расширения клиентской базы. Повышение  достаточности собственного капитала направлено на повышение международной конкурентоспособности казахстанских финансовых компаний, несмотря на возможное сокращение количества компаний, позволяет сохранять позиции на фоне усиливающейся конкуренции со стороны крупных иностранных финансовых компаний.

Тем не менее, участники рынка ценных бумаг солидарно выступили против повышения требований к нормативам достаточности собственного средств, и финансовый регулятор для ряда профессиональных участников сохранил требования на существующем уровне для дилерской и брокерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами  - 35 млн. руб., депозитарной деятельности, не связанной с депозитарными операциями по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через организаторов торговли на рынке  ценных бумаг или осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов - 60 млн. руб., деятельности расчетного депозитария -  250 млн. руб., деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг -  80 млн. руб., деятельность фондовой биржи - 150 млн. руб.

Следующим этапом является  осуществление клиринга внебиржевых сделок, что потребует предварительной стандартизации сделок в рамках генеральных соглашений (единых договоров) на рынке  ценных бумаг.

Если дальнейшие перспективы развития клиринговой деятельности определены достаточно четко, то этого нельзя  сказать об учетно-депозитарной системе. Развитие учетной системы на рынке ценных бумаг в последнее время  несколько затормозилось, что проявляется в сокращении количества депозитариев, снижении доходов, общей неопределенности перспектив создания центрального депозитария.

Существующая множественность депозитариев при отсутствии права открывать счета номинального держателя для иностранных учетных институтов в какой-то мере затрудняет доступ иностранных инвесторов на казахский фондовый рынок.

Для этого казахстанским депозитариям предлагается предоставить право принимать в качестве депонента иностранную организацию, действующую в интересах других лиц,  если такая организация в соответствии с законом вправе осуществлять учет и переход прав на ценные бумаги (уполномоченный держатель), либо осуществляющую правомочия собственника в интересах других лиц (иностранный номинальный владелец). При этом открытие счетов в казахстанских расчетных депозитариях возможно только для иностранных расчетных депозитариев, осуществляющих расчеты по ценным бумагам по результатам торгов или клиринга на иностранных фондовых биржах, либо иных регулируемых рынках.

Открытие счетов иностранного уполномоченного держателя и иностранного номинального владельца предоставляется только организациям с местом учреждения в «прозрачных» государствах. Формирование института иностранного номинального владельца обусловлено широким  спектром потребителей финансовых продуктов и  способствует активизации спроса на казахстанские ценные бумаги со стороны иностранных институциональных и частных инвесторов, ориентированных на коллективные инвестиции. 

 В отличие от счета иностранного уполномоченного держателя, счет  иностранного номинального владельца не предусматривает обязанности депонента предоставлять депозитарию, в котором открыт указанный счет, информацию  о бенефициарах по ценным бумагам, учитываемым на указанном счете.

В настоящее время исследуется возможность пересмотра системы регулирования рекламы на финансовых рынках и установлении более жестких требований к распространению рекламы розничных финансовых услуг.

Предлагается определить рамки предоставления брокерами розничным инвесторам услуг с повышенным риском, в том числе при заключении маржинальных и срочных сделок, детально регламентировать права обработки и исполнения клиентских поручений и предоставления отчетности.

 В целом государственное регулирование рынка ценных бумаг все больше соответствует международным стандартам и направлено на развитие прозрачных,  устойчивых и конкурентоспособных финансовых институтов, оказывающих клиентам широкий спектр финансовых услуг.

Литература:

1.      Распоряжение Правительства РК

3.      Алиев, А.Р. Рынок ценных бумаг в России [Текст]: учебное пособие. Изд-во: Флинта, Наука, 2011 г. – 238с.