Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Классификация СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗОН

Автор: 
Ануарбек Аймен, Дина Хажгалиева (Тараз, Казахстан)

Несмотря на разнообразие специальных экономических зон в мировой практике, можно выделить несколько характерных черт: более благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе таможенные льготы – снижение или повышение экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых отраслей; фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные объекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, транспорт) пониженный уровень налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения (налоговые льготы); представление государством налоговых кредитов. Наиболее типичными налоговыми льготами является:

- освобождение от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет с момента получения прибыли; в последующие 5 лет облагаются налоги в размере 50% от действующей налоговой ставки; при этом сумма налогов не должна превышать 25% прибыли;

- для форм государственных субъектов (бюджетных средств и кредитов) установление низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками и т.д.;

- административные льготы, упрощающие процедуры регистрации и лицензирования, льготный визовый режим, минимизация проверок в течение 2-3 лет;

- наличие льготной, относительно обособленной системы органов управления;

- всесторонняя поддержка со стороны государственной власти;

- максимальная открытость для мирового капитала.

На основе анализа стран, можно утверждать: есть некоторые объективные предпосылки организации и успешного функционирования СЭЗ, игнорирование которых приведет к неадекватным экономическим результатам.

К числу таких составляющих следует отнести: благоприятное транспортно-географическое положение относительно внешнего и внутреннего рынка и наличие развитых коммуникаций; наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры; кадровые ресурсы, наличие относительно дешевой и квалификационной рабочей силы; высокий уровень обеспеченности банковскими и финансовыми услугами, доступная связь с международным финансовым рынком [1, 58].

Первыми свободными экономическими зонами на основе законодательно-нормативных документов были: Жайрем-Атасуйская в Джезказганской области, Алакульская и Жаркентская в Талдыкорганской, Лисаковская, торговая зона Атакент [2, 455].

По оценке специалистов, причиной того, что образованные СЭЗы не смогли оправдать задуманные цели явилось то, что решение об их образовании были приняты без должного анализа экономических возможностей региона, не были разработаны правовый и организационный механизмы их использованя, администрация зон не получила достаточной самостоятельности в решении финансовых, налоговых и организационных вопросов их функционирования [3, 12].

Между тем, в Казахстане продолжался процесс объявления себя одной областью за другой свободной экономической зоной без всякого экономического обоснования. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангыстауская) были объявлены свободными экономическими зонами. Эти области получили льготы в соответствии с Законом, приобрели полную экономическую самостоятельность, дополнительные государственные средства, возможность вывозить на экспорт основную часть производимой продукции. Из восьми СЭЗ, созданных в республике, четыре – экономически сильные области, обладающие богатыми природными ресурсами и большим экспортным потенциалом.

Первые результаты их создания показали, что такой подход ставит под угрозу осуществление целей и интересов Казахстана, срывает налаженные хозяйственные связи, поэтому было принято решение об упорядочении деятельности свободных экономических зон: Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангыстауская свободные экономические зоны были отменены.

В 1992 году была подготовлена «Концепция создания и функционирования свободных экономических зон в Республике Казахстан», в которой была создана попытка определения порядка создания зон, разработка и состав документов, принципы и типы, формы управления ими [4, 26].

Основной целью создания СЭЗ на территории Казахстана является содействие развитию республики, решение социально-экономических проблем на конкретных участках территории и республики в целом на основе интеграции ее экономики в систему мировых хозяйственных связей и вовлечение в международное разделение труда. Они создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем». В процессе становления свободных специальных экономических зон совершенствовалась нормативно-правовая база, которая в конечном итоге дает возможность реализовать свой потенциал в регионах образования.

Необходимо выделить организационные, экономические и демократические принципы создания (таблица 1).

Таблица 1 – Принципы и характеристика специальных экономических зон

Принципы

Характеристика

1. Организационные

1. Функционально-целевой

Определение основных целей и функций

2. Принцип вариантности проекта создания зоны

Выбор варианта создания, функционирования и развития.

3. Принцип этапности

Определение этапов расширения, функционирования и развития.

4. Принцип территориальной целостности

Образование в границах административно-территориальных делений (город, район в городе)

2. Экономические

1. Ресурсный принцип

Обоснование возможностей обеспе-

чения формирования и развития зоны необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми, природными и другими ресурсами.

2. Принцип эффективности

Определение наилучшего варианта развития зоны, соизмерение всех затрат с ожидаемыми социально-экономическими результатами.

3. Принцип перспективности

Функционирование на длительный период.

4. Принцип общенациональныхцелей или приоритетность

Соответствие общенациональным целям и интересам республики.

3. Демократические

1. Принцип согласия

Учет интересов местных представи-

тельных и исполнительных органов, населения

При классификации принципов использованы материалы концепции создания и функционирования специальных экономических зон в Республике Казахстан.

Вариантность проекта создания зоны предполагает, что ее развитие в каждом конкретном случае учитывает значимость и приоритеты, имеющиеся материальные, финансовые и трудовые ресурсы, сроки реализации проектов и мероприятий, достижение целей функционирования и развития. Реформирование экономической системы должно было привести к интеграции в мировую экономическую систему за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. Цель создания зоны, должна обеспечивать развитие экономического потенциала, это и инструмент ускорения регионального развития. Экономическая зона оказывает на экономику положительное воздействие. Свободные экономические зоны рассматривались как основы экономического роста и интеграции стран и регионов.

Отсюда основными задачами зоны являются: развитие производства промышленных товаров, привлечение инвестиций, создание дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, привлечение новых технологий, управленческого опыта, расширение поставок на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, создание инфракструктуры для расширения международных экономических связей, подготовка высококвалифицированных кадров.

Литература:

  1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.: 2004, с.58.

  2. Постановление Верхнего Совета Казахской ССР от 30 ноября 1990 года № 361-ХП «О введение в действие Закона Казахской ССР «О свободных экономических зонах в Казахской ССР»» // Ведомости Верховного Совета Казахской ССР.-1990.-№19.-с.455.

  3. Лобков А. Специальные экономические зоны в Казахстане // Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане -1997.№23(78), декабрь,-с.12-15.

  4. Есентугелов А. Концепция создания и функционирования свободных экономических зон министерстве экономики Республики Казахстан – Алматы, 1992. –с.26.