Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Социально-экономические аспекты в обеспечении продовольственной безопасности

Автор: 
Ануарбек Аймен, Ергали Ахметов, Дина Хажгалиева (Тараз, Казахстан)

В современных условиях основной целью аграрной политики является продовольственная безопасность страны, а исходными критериями в принятии решений будут показатели обеспечения и самообеспечения продовольствием. Это отвечает долгосрочным интересам социально-экономического развития агропромышленного комплекса Северного Казахстана, так как вложения (инвестиции) в собственную экономику позволяют производить достаточное количество продовольствия, что дает длительный мультипликативный эффект, связанный с использованием производственного потенциала, обеспечивает занятость сельского населения.

Система обеспечения национальной продовольственной безопасности предполагает проведение единой государственной политики в этой области; разработку и реализацию государственных продуктовых программ, их финансовое и ресурсное обеспечение; управление государственным продовольственным резервом, его использование, сохранность и пополнение: организацию системного мониторинга продовольственного снабжения населения, прогноз оценок развития ситуации в стране; координацию деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих продовольственную безопасность на национальном уровне.

Все это предопределяет политическую значимость АПК. Прежде всего речь идет об обеспечении продовольственной независимости страны как важного фактора активной внешней политики государства.

Ориентация сельского хозяйства США на международный рынок возведена в ранг государственной политики, особенно после разработки доктрины «продовольственной войны». Интервью с министром сельского хозяйства США американский журнал «US News and World report» озаглавил: «Продовольствие – могучее оружие США», где Э. Батц заявил: «В современном мире есть только два подлинных вида власти: власть нефти и продовольствия. Причем власть продовольствия еще более могущественна, чем власть нефти. Именно поэтому самым важным средством нашего общения с двумя третями населения планеты станет продовольствие». Такое же мнение высказывается и в западноевропейской прессе. Так, французский еженедельник «Пуэн» назвал свою статью «Абсолютное оружие – пшеница», где ставит зерно в один ряд с атомным оружием и нефтью.

В современных условиях без государственного вмешательства «свободный рынок» превращается в арену реализации спекулятивных и других частнособственнических интересов «на основе идеологии рыночного экстремизма». Во всех развитых странах есть законы о продовольственной независимости (безопасности). Так, в ФРГ считается, что страна, которая не в состоянии себя прокормить на 85%, не является суверенной. В законах этих стран четко расписано, что такое продовольственный кризис и как должна себя вести власть для его недопущения. Вследствие этого встает проблема оценки критериев экономической и государственной безопасности [1, 3].

Экономическая безопасность – основа жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости. Система его критериев включает количественные и качественные характеристики ресурсного, производственного, научно-технического потенциала, эффективность его использования и развития, структурного преобразования производства, конкурентоспособность продукции и разделение труда на мировом рынке, целостность экономического пространства, возможность адаптации к новым условиям и т.д. В конечном счете, целью экономической безопасности является предотвращение нерационального использования природных и трудовых ресурсов, их перераспределение в пользу конкурирующих стран.

Государственная безопасность базируется на экономической безопасности страны, и они тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь во многом отражена в Законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233, где продовольственное обеспечение страны за счет отечественного сельского хозяйства и отраслей АПК – одно из важнейших условий благосостояния населения, экономической и национальной безопасности страны. Государственная безопасность имеет и свои специфические оценки, факторы и критерии, включая социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально-этническую стабильность, обороноспособную достаточность, ресурсную и научно-техническую независимость, мобильность и др.

Концепция мирового сбалансированного, совместного развития природы и общества требует координации основных его аспектов. Она должна предусматривать предотвращение резкого социально-экономического расслоения населения, быстрого разрушения природы и истощения всех видов ресурсов и одновременно обеспечивать основы нормальной жизни для нынешнего и будущих поколений, что отмечено в Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности [2, 3].

В аграрной политике любого государства, независимо от его политического устройства, стратегической целью объективно должно стать решение проблемы стабильного обеспечения населения высококачественным продовольствием в соответствии с особенностями его развития. Л. Эрхард, создатель «немецкого экономического чуда», отмечал: «Снабжение трудящегося населения потребительскими товарами и достаточным питанием означает в нашей ситуации лишь особую разновидность производственных капиталовложений».

Перед национальной экономикой Казахстана в целом и АПК в частности встали новые геополитические и экономические проблемы:

– сохранение и развитие продовольственной независимости страны;

– общественное разделение труда и интеграция на международном продовольственном рынке;

– сохранение окружающей природной среды (прежде всего плодородия почвы как основы ведения сельского хозяйства).

Проблема обеспечения продовольственной безопасности в экономически развитых странах неоднозначна. Для одних стран она сводится к убеждению мирового сообщества о гарантированности продовольственного обеспечения всех стран мира (за счет сельскохозяйственного потенциала США, Канады, Австралии – по зерну). Другие государства (ЕС, Япония, Финляндия) придерживаются концепции национальной продовольственной безопасности, предусматривающей поддержание определенного уровня самообеспечения на основе государственных программ поддержки. В последние годы в странах СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан и др.) также ставится проблема обеспечения продовольственной безопасности как важнейшее направление государственной аграрной политики.

Оценка аграрной и экономической политики развитых стран выявляет четкую ориентацию не на импорт, а на самообеспечение продовольствием и экспорт его излишков, а также на защиту интересов отечественных товаропроизводителей. К этому стремятся все страны с эффективной рыночной экономикой [3, 83; 4, 13].

Анализ полученных результатов исследования позволил предложить систему мер, способствующих ликвидации внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности Казахстана:

– осуществление гибкого налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных

отраслей и продуктов или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм;

– защита интересов отечественных товаропроизводителей путем осуществления антидемпинговых мероприятий по отношению к импортерам, осуществляющим недобросовестную конкуренцию на казахстанском рынке;

– создание единого продовольственного рынка стран СНГ с постепенным отказом от таможенных пошлин и сборов и согласованием ценовой политики;

– создание банка данных инновационных проектов и прогрессивных технологий в агропродовольственном комплексе и периодическое информирование о них участников продовольственного рынка;

– стимулирование импорта машин и оборудования, предназначенных для предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства и других звеньев АПК для внедрения перспективных индустриальных технологий изготовления и переработки сельскохозяйственной продукции;

– выращивание племенных животных высокопродуктивных пород;

– разработка патентов и лицензий, способствующих коренному научно-техническому перевооружению отраслей АПК;

– повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, введение налоговых и других льгот, которые будут способствовать переоснащению материально-технической базы агропромышленного комплекса;

– формирование бесперебойной системы производства, сбора и переработки сельскохозяйственного сырья, доставки его на перерабатывающие предприятия и конечным потребителям;

– развитие системы лизинга оборудования для предприятий перерабатывающей промышленности;

– государственная поддержка эффективных производств, обладающих импортозамещающим и экспортным потенциалом;

– последовательная реализация политики импортозамещения, насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом качественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, сокращение ввоза в страну тех продуктов питания, которые можно производить в Казахстане;

– регулирование объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

– эффективное использование потенциала разных почвенно-климатических и экономических территорий регионов Казахстана с учетом углубления их специализации и создание на этой основе специализированных продовольственных зон;

– разработка и внедрение «зеленой экономики» в земледелии, предусматривающей: внедрение новых высокоурожайных сортов отечественной и зарубежной селекции с целью резкого увеличения продовольственных ресурсов; механизацию и химизацию сельского хозяйства; восстановление плодородия деградированных почв с нарушенным содержанием гумуса; влагосберегающих технологий; стимулирование эколого-экономических систем земледелия.

Литература:

1. Иванченко В. Общность критериев экономической и государственной безопасности // Экономист. – 1996. – № 5. – С. 3–13.

2. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. – 1997. – № 2. – С. 3.

3. Кабдуллина Г.К. Приоритетные направление государственного регулирования регионального рынка зерна // Вестник науки Казахского аграрного университета им. С.Сейфуллина, 2003. – С. 83-88.

 

4. Борисенко Е.Н. Международная продовольственная безопасность: актуальные проблемы // Социально-политический журнал. – 1997. – № 2. – с. 13.