Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Эффективное использование земельных ресурсов как фактор повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции

Автор: 
Ануарбек Аймен, Ергали Ахметов, Дина Хажгалиева (Тараз, Казахстан)

Проблема рационального использования и экономической защиты земельных ресурсов, включая земли сельскохозяйственного назначения, актуально для всех стран мира. Это положение позволяет характеризовать проблему защиты продуктивных земель в мире, в том числе экономическими средствами, как глобальную.

На уровне отдельных стран проблема сохранения земель приобретает государственный характер. Для большинства государств сегодня актуальна переоценка системы ценностей, ориентирующих общество в направлении бесконтрольной и неограниченной эксплуатации природных ресурсов.

Казахстан занимает шестое место в мире по размерам своих травопольных ресурсов. Пастбищные земли покрывают примерно 186 млн. га (или 70% от всех земельных ресурсов республики), исторически являясь движущей силой экономики страны, как источник кормов, пищи, топлива, лекарственных растений, зоной отдыха и т.д. [1, 40].

В реальной экономике наиболее эффективное распределение и использование ресурсов с рыночных позиций далеко не всегда отвечает общественным интересам. Поэтому в развитом обществе нельзя говорить об эффективности рыночного хозяйственного механизма только с точки зрения доходности. Обеспечение общественных интересов путем снижения внешних эффектов рыночного распределения редких ресурсов (в нашем случае земельных) должно взять на себя государство как гарант продовольственной, а следовательно, и национальной безопасности. Права собственности в приоритетных сферах экономики должны четко устанавливаться и защищаться государственными институтами и другими социальными механизмами. Для этого необходимо государственное вмешательство в экономику, так как в условиях положительных трансакционных издержек рыночный механизм не может самостоятельно справиться с внешними эффектами и обеспечить интересы общества в экономике.

В регионах Казахстана наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель: снижение содержания в почвах гумуса, питательных веществ, изменение видового состава растительности и ее продуктивности. Сельскохозяйственные угодья подвержены деградации, загрязнению и теряют способность к воспроизводству плодородия.

Экологическое состояние кормовых угодий, особенно расположенных вблизи населенных пунктов, продолжает ухудшаться практически по всем областям Казахстана.

Нерациональное межотраслевое перераспределение и неэффективное использование земельных ресурсов сопровождается значительными внешними эффектами, так как выбытие продуктивных земель из сельскохозяйственного оборота наносит ущерб потребителям, а следовательно, всему обществу. Сохранение плодородных сельскохозяйственных угодий обеспечивает территориальную основу продовольственной безопасности государства. Поэтому для обеспечения общественных приоритетов в области использования и перераспределения земель сельскохозяйственного назначения требуется целесообразное участие государства. Сельское хозяйство относится к таким сферам хозяйственной деятельности, где социальный аспект зачастую приобретает большее значение, чем экономический. Государственное вмешательство в рыночный механизм здесь просто необходимо, несмотря на высокие трансакционные издержки. Многообразие форм собственности на земли сельскохозяйственного назначения само по себе не обеспечивает их рационального использования [2, 2].

В целях интенсификации аграрного производства, эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения следует:

– разработать программу по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, усилению государственного контроля за охраной земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;

– предусмотреть развитие ипотечного кредитования под залог земли и права землепользования;

– принять план мероприятий по вовлечению залежных земель в сельскохозяйственный оборот;

– привлечь иностранные инвестиции для освоения залежных земель в установленном порядке;

– повысить эффективность проводимых работ по мониторингу сельскохозяйственных угодий;

– принять меры по восстановлению пастбищных угодий Казахстана.

Следует начинать надо с восстановления агрохимической службы в виде специализированных отделов при областных департаментах сельского хозяйства, занимающихся агрохимическим обследованием и контролем за плодородием почв на основе эффективного мониторинга. Полученная информация по плодородию почв является важной как для контроля за состоянием плодородия почв, так и для рыночных операций с землей. Единственный путь восстановления плодородия почв – это интенсификация производства. Поэтому вторым фактором повышения урожайности зерновых является работа по воспроизводству плодородия почв с применением удобрений, химических препаратов и регуляторов роста. Для получения высоких и стабильных урожаев зерновых и качества зерна решающее значение имеет правильно выбранное удобрение. Важно вносить удобрения правильными дозами и в оптимальные сроки.

Несмотря на субсидии государства, большинство хозяйствующих субъектов не в состоянии приобрести удобрения, так как сложились следующие проблемы:

– высокая стоимость на минеральные удобрения препятствует приобретению и ведет к нерентабельному сельскохозяйственному производству;

– предлагаемый ассортимент минеральных удобрений не обеспечивает необходимый комплекс элементов питания растений;

– большие сложности возникают при внесении минеральных удобрений из-за слабой оснащенности и сильной изношенности специальной техники;

– не проводится мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения (почвенные карты, картограммы 20–30-летней давности);

– сельхозтоваропроизводители испытывают затруднения при определении нормы внесения удобрений из-за отсутствия агрохимического анализа почв.

В связи с перечисленными проблемами предлагаются следующие меры по сохранению и воспроизводству плодородия почв:

– проведение крупномасштабного обследования почв, включая определение балла бонитета;

– проведение агрохимического обследования земель;

– своевременное субсидирование государством приобретения минеральных удобрений и химических препаратов;

– разработать механизм ответственности за снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

– выделение сельхозтоваропроизводителям специальной техники для внесения минеральных удобрений на лизинговой основе.

В результате принятых мер ожидается:

– за счет систематического внесения минеральных и органических удобрений повышение плодородия почв и содержания гумуса до 10–15%;

– увеличение валового сбора урожая от 20 до 50%;

– повышение качества зерна, семян и культуры земледелия;

Учитывая, что от состояния пастбищ во многом зависит дальнейшее развитие животноводства, считаем необходимым в мероприятия по разработке схемы рационального использования земель включить следующие меры по комплексному использованию и охране пастбищных ресурсов:

- регулируемый выпас скота с чередованием месторасположения выпаса (пастбищеоборот);

- использование для выпаса не только близ расположенных от населённого пункта пастбищ, но и отдалённых с использованием поверхностных водоёмов для водопоя скота, а в случае отсутствия - грунтовых вод (глубинные скважины, насосные башни и т.д.);

- в целях улучшения травостоя пастбищ обеспечить организацию семеноводства многолетних трав как злаковых, так и бобовых, включая производство оригинальных и элитных семян;

- в зависимости от состояния пастбищных угодий проводить их улучшение за счёт коренного или поверхностного улучшения с разделкой дернины и посевом предварительных культур с подсевом трав под покров;

- обеспечить защиту от ветровой и водной эрозии, создавая благоприятный микроклимат, используя посадку лесополос;

- в зависимости от типа почв проводить при необходимости на солонцах внесение гипса или фосфогипса.

Особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделить созданию законодательства, которое бы обеспечило правовое поле и стимулировало развитие экологического агропроизводства. Малый бизнес при наличии соответствующей законодательной базы, сертификации, технических нормативов сможет заниматься и производством экологической продукции.

По мнению российского специалиста, начальника управления регулирования продовольственных рынков Федерального агентства по сельскому хозяйству А. Осипова, особенно благоприятные перспективы у экспорта экологически чистой продукции. Экологическое (альтернативное – биологическое или органическое) сельское хозяйство является перспективной формой хозяйствования, в которой определяющим является сохранение естественных основ жизни и природных процессов, – не быстрого получения высоких урожаев и краткосрочной прибыли, а защита земли, воздуха, растений, животных и человека, то есть единого живого мира. Особое внимание во всем мире экологическому способу агропроизводства уделяется по двум причинам – из-за проблем экологии в целом, которые затрагивают и сельское хозяйство, а также из-за качества продуктов питания. Поэтому в требования экологическому сельскому хозяйству включается не только соблюдение экологических норм чистоты продукта, но и окружающей среды. По мнению А. Осипова, «экологическое хозяйство обеспечивает устойчивое состояние экосистемы, которая является залогом устойчивого развития экономической и социальной сферы всего общества» [3, 29].

Рынок экологической продукции в мире стремительно, неуклонно растет: объем продаж, по разным оценкам, в странах ЕЭС, США и Японии составил в 2001 г. около 19 млрд. долл., в 2002 г. – 25 млрд. долл., в 2003 г. – 30 млрд. долл., в 2004 г. – около 35 млрд. долл. Особенностью данного сегмента рынка является его стабильно высокий рост – 10–20% в год, причем цена продуктов питания такой категории превышает цену обычных продуктов питания в среднем на 30–50%. Процентная доля земель для экологического производства в общей площади сельскохозяйственных земель в Австрии составляет более 11%, в Швейцарии – около 10%, в Италии – 8%, в Финляндии, Дании, Швеции – по 6-7%.

В Казахстане, как и в России, в последнее время усиливается интерес к экологическому агропроизводству, экологически чистым продуктам питания. Себестоимость такой продукции ниже себестоимости аналогичной продукции в Западной Европе по ряду причин: более благоприятная общая экологическая обстановка в регионах Казахстана, богатый почвенно-ресурсный потенциал, огромные площади земель, которые не обрабатываются в связи с экономическими и финансовыми трудностями, а также более дешевая рабочая сила.

Учитывая эти преимущества, при сравнительно низких затратах и более высоких ценах реализации создается хорошая возможность экспорта такой продукции. Развитие в Казахстане экологически чистой продукции перспективно в экологическом растениеводстве, семеноводстве, животноводстве.

Возникновение и чистота такого рынка невозможны без стандартов экологического производства и независимой аккредитованной системы сертификации, поэтому следует создать гармонизированную с общепринятыми международными требованиями казахстанскую нормативную базу – систему сертификации и маркировки в области экологического сельского хозяйства и признания ее в дальнейшем международными торговыми партнерами. Это обеспечит казахстанским товарам преодоление технических барьеров при экспортных операциях в соответствии с требованиями ВТО.

Литература:

1. Материалы специализированной программы «Восстановление пастбищных угодий Казахстана» // Устойчивое развитие KZ. – Астана, 2005. – № 10. – С. 40.

2. Брыжко В.Г. Земли сельскохозяйственного назначения как объект экономической защиты // Аграрная наука. – 2004. – № 5. – С. 2–4.

 

3. Материалы информационной службы «Торговля и устойчивое развитие Центра «Эко-Согласие» // Экология: устойчивое развитие. – 2005. – № 9. – С. 29–31.