Автор:
Юрий Кривуц (Харьков, Украина)
… стала очевидною основная мысль
о необходимости развития
заводского и фабричного дела
Д. И. Менделеев
Д. И. Менделеев, создатель периодической системы химических элементов, много сил и времени отдавал изучению экономических проблем своей родной страны, состоянию ее хозяйственного комплекса. Своими письмами к царям Александру III и Николаю II, докладными записками к министрам, яркими речами, страстными статьями, глубокими фундаментальными трудами он постоянно будоражил и власть имущих, и общественное мнение. Великий химик по профессии, неукротимый борец за государственную программу индустриализации России, был одним из немногих, кто понял огромную роль промышленности как залога независимости страны. Министр финансов, одновременно несший ответственность за состояние промышленности и торговли, С. Ю. Витте в “Воспоминаниях” отмечал: “… вопрос о значении промышленности в России еще не оценен и не понят. Только наш великий ученый Менделеев, мой верный до смерти сотрудник и друг, вопрос этот понял и постарался просветить русскую публику” [1, с. 505].
Призыв Д. И. Менделеева услышали представители демократически настроенной интеллигенции – Н. И. Андрусов, А. А. Байбаков, В. И. Вернадский, И. М. Губкин, А. П. Карпинский, Д. П. Коновалов, Н. С. Курнаков, В. В. Марковников, В. Г. Хлопин, А. Е. Ферсман, Л. А. Чугаев и др.
Д. И. Менделеев доступными ему мерами и способами активизировал создание общества для содействия русской промышленности и торговли. На торжественном заседании, посвященном 25-летию общества 8 декабря 1892 г. в докладе “О фабрично-заводской промышленности России” он отметил тех, кто не побоялся “выкинуть, в отличие от общих вкусов, знамя содействия промышленности и торговле и сразу” стал “указывать на те способы, которыми можно усилить благосостояние страны, развивая в ней… заводскую, фабричную… промышленность” и торговлю.
Десятью годами ранее, в 1882-м, выступая в Москве на заседании Торгово-промышленного союза, он говорил: “… дальнейшая судьба России определит развитие всех родов промышленности, а не одного земледелия” [2, с. 99].
В статье “Об условиях развития заводского дела в России” (1882) Д. И. Менделеев пророчески замечал: “… развитие заводов, обрабатывающих сырье, уничтожит столь пагубный для России вывоз из нее хлебного сырья, который заменится вывозом продуктов заводских” [3, с. 143].
Для успешного развития промышленного производства страна располагает необходимыми и достаточными ресурсами – человеческими и промышленными: рудами железных и цветных металлов, энергоносителями (каменным углем, нефтью и др.). “Золота у нас не меньше, чем в Калифорнии”, богаты “сырьем растительным… и животным”. Если совсем недавно" народ довольствовался своими домашними произведениями, кормился около земли, лесов, извоза и охоты”, то “теперь он начал требовать изделия заводов и фабрик, от стекла и керамики до ситца и железного плуга,… увидел, что не одним хлебом жив будет человек”, - летом 1888 г. отмечал Д. И. Менделеев в докладной записке Александру III [3, с. 68]. Пока же даже уголь ввозится из-за границы, в частности Англии: 1471 т в 1885 г., 1460 – в 1885 и 1305 – в 1887 (тенденция к снижению ощутима, но абсолютные цифры импорта остаются высокими). Англия была не единственным поставщиком. В 1885 г. из Германии поступило 18609468, Австро-Венгрии – 2050451 пуд угля, хотя запасы его на Донце и Сахалине, в Приамурской области и в Западной Сибири, "подо всей центральной Россией – от Белого моря до Азовского”.
До недавнего времени, отмечал Д. И. Менделеев в докладной записке императору, “Была Россия единственной житницей Запада, теперь он стал выгодно доставать – за продукты своей промышленности – хлеб из других стран и роняет цену нашего…” [3, c. 68].
Как следствие “Дефицит казны… Все надобности увеличились, а средства для их покрытия не возросли в той же мере”, – продолжал автор, – “лишь промышленность, возбуждаемая правильным расчетом и запасами недр земных, способна сделать народ более обеспеченным”и только она “может дать необходимые капиталы. "
В упоминавшейся речи по поводу 25-летия общества содействия русской промышленности и торговле Д. И. Менделеев констатировал: “Все указывает, что наступающие времена суть преимущественно промышленные… Что же стоит на первом плане, как не промышленность…” [2, c. 193]. Здесь уместно воспроизвести, вслед за великим гражданином проф. Д. И. Менделеевым, слова Великого Петра основоположнику Демидовского дела: “Постарайся, Демидович, распространить фабрику, а я тебя не оставлю”. Стране нужна государственная программа развития промышленности и прежде всего обрабатывающих отраслей. Пока же, в конце XIX – начале ХХ в., “нет у промышленности своего знания, она не считается делом первостепенной государственной надобности… просто – напросто к ней душа не лежит… Вот это-то и надо сменить и в этом-то прежде всего должно выразиться сознание правительством великого знания заводско-фабричной предприимчивости…” Важнейшим шагом было бы “учреждение особого представительства, по делам промышленности касающимся”. Такое представительство, считает автор статьи “И возбуждении промышленного развития в России”, должно прежде всего состоять из особого министерства промышленности, в котором сосредоточилось бы все, что в общественных мероприятиях может касаться заводской и всякой другой производительной и перерабатывающей промышленности, т. е.: законы, пошлины, налоги, правила и т. п., относящиеся до дел заводско-фабричных” [3, c. 180-181].
Более того, "необходимо обособить ведение промышленностью и торговлею в особое министерство. Ныне, как известно, оно в ведении Министерства финансов, и, в силу одного этого обстоятельства, народом считается, что правительство смотрит на заводы только как на статью дохода правительственного. Отделить промышленное дело от Министерства финансов нужно для того, чтобы всем стало очевидным, что не для фискальных целей, не для обложения новыми налогами, а для прямой пользы развития народа необходимы фабрики и заводы в количестве, сообразном с размерами и средствами России”, – отмечал Д. И. Менделеев в речи 1 июля 1882 г.
По твердому убеждению Д. И. Менделеева, одному министерству не справиться, необходима “комбинация” с органами власти на местах, что приведет “в соприкосновение с местными особенностями”. Только “Собрание в одно целое представителей” власти “и народа выделят… тех способных людей, которые могут охватить и общее и частное…”.
Тогда и “Средства найдутся…, и заводы могут быстро вырасти не за счет кошелька казны” [3, c. 183-184], а денежных средств заинтересованных лиц.
Нужно строить не только крупные, но и малые предприятия. Последние “заслуживают правительственной заботы в большей мере, чем обширные”, поскольку обеспечивают привлечение рабочих рук небольших населенных пунктов, незначительных по масштабам местных сырьевых ресурсов, сбыт произведенного без значительных транспортных расходов. “…развитие многих малых заводов", – заключает Д. И. Менделеев, выступая на Торгово-промышленном съезде 1 июля 1882 г. в Москве, – "разольет блага заводской деятельности на большую массу народа и представляет более шансов привлечения к заводскому делу массы жителей». Таков и зарубежный опыт, подлежащий тиражированию в России, как и практика поддержки личной предприимчивости и покровительства фабрично-заводского дела в целом; “научившись извлекать выгоду из малого…, логично будет перейти к большим делам” [2, c. 159, 161].
Сама российская реальность убеждает в этом. В подтверждение такой пример. Политика времен императора Николая развила у нас в результате обширную свеклосахарную промышленность, и в настоящее время она не только доставляет весь сахар, нужный для России, так сказать домашними средствами, но и доросла до того, что свеклосахарная промышленность дает акцизом большой доход казне и оказалась способною вывозить наш фабрикат за границу и там соперничать в цене с заграничным сахаром. То же самое будет со множеством других промышленностей, если на них, как на свеклосахарную, будет обращено надлежащее внимание и если вместо новых способов стеснения заводской деятельности будут хорошо обсуждены и неуклонно практиковаться меры для развития внутренней заводской деятельности. Таким образом, первый сырой материал для развития заводской деятельности доставит России направление сельскохозяйственных работ в сторону доставления продуктов, нужных для заводской деятельности” [2, c. 107]. Тогда и только тогда будет удовлетворен внутренний рынок продуктами отечественного производства, появится возможность вывоза излишков. С чувством гордости Д. И. Менделеев отмечает: “Условия для развития заводской деятельности.. у нас имеются, на Востоке… товары спрашиваются и потребность растет, туда и надо доставлять продукты наших заводов. Все условия для сбыта сырья на Запад уже сложились…” [2, c. 103].
Заключительный аккорд рассуждений, построений и предложений выдающегося ученого и гражданина прост: “… мы можем конкурировать в заводской и фабричной деятельности… Находясь между… Западом и … Востоком, Россия в том и другом найдет большие рынки покупателей своим заводским продуктам…”.
Все, сказанное Д. И. Менделеевым о России, имеет прямое отношение к украинской действительности. Его предложения и рекомендации можно рассматривать как экономическое наставление исполнительной власти в центре и на местах.
Литература:
-
Витте С. Ю. Воспоминания: В 3-х тт. – Т. 2 /С. Ю. Витте [Текст]. – М.: [б. и.], 1960.
-
Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно / Д. И. Менделеев [Текст]. – М.: Советская Россия, 1991.
-
Менделеев Д. И. Проблемы экономического развития России / Д. И. Менделеев [Текст]. – М.: Соцэкгиз, 1960.