Автор:
Лариса Скороходова, Вера Накарякова Александр Гаджигер (Екатеринбург, Россия)
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.
Доли конфликтных ситуаций, переходящих в явные конфликты, в общем по предприятиям различных организационно-правовых форм, и в частности по обществам с ограниченной ответственностью, невысокие, менее 40%. Однако следует выделить наиболее распространенные факторы, вызывающие неудовлетворение работников: невысокий уровень заработной платы; много работы, авралы; выполнение не своих функций; недостаток знаний и опыта; слабый профессиональный и служебный рост; напряженные взаимоотношения между подразделениями.
Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных организаций, особенно в условиях изменения форм собственности, показывает, что современным руководителям и управляющим персоналом необходимы знания и навыки по управлению конфликтами и их прогнозированию.
Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация [1, С. 23].
Основными признаками конфликта являются:
-
наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
-
неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
-
желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей [1, С. 11].
Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт [2, С. 9]..
Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы.
Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.
Содержание (стадии) управления конфликтами.
Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:
1. Прогнозирование конфликта — это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
2. Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.
Для предупреждения (профилактики) конфликта, прежде всего, необходимо использовать технологии управления собственным поведением. В этом смысл внутреннего аспекта конфликтного управления.
Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая, вынужденная форма предупреждения конфликта.
Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе.
Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть [3, С. 123]:
-
постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
-
подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально - психологических особенностей;
-
соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;
-
воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Иногда руководителю, напротив, приходится принимать решение о необходимости стимулирования конфликта с целью активизации общественной жизни, переориентации конфликтной энергии в более мирное русло и т.д.
Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.
Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными:
-
вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.;
-
критика сложившейся ситуации на совещании;
-
выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д.
Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.
3. Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения.
Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия.
Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.
Выбор средств регулирования:
-
использование силы;
-
посредничество;
-
прямые переговоры.
Выбор методов регулирования:
-
уклонение; компромисс; насилие;
-
группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические;
-
реализация решений;
-
анализ последствий.
Структурные методы регулирования конфликта:
-
изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;
-
разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;
-
координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;
-
использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);
-
разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);
-
увеличение доступных ресурсов;
-
экспертные методы
-
использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.
4. Разрешение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение — это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным.
Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций.
Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
-
достаточная зрелость конфликта;
-
потребность субъектов конфликта в его разрешении;
-
наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
-
уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);
-
согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);
-
взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);
-
перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).
Способы разрешения:
-
административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);
-
педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).
Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.
Конфликтность или бесконфликтность, характер и острота конфликтности, согласованность или ее отсутствие в случае возникновения конфликтных ситуаций при принятии и реализации решении в огромной степени зависит от качеств лидера, ответственного за этот важнейший процесс. Ведь речь идет о выборе и реализации такого проекта действий, который бы обеспечил единство коллектива, положительную кооперацию в процессе достижения ожидаемого общего результата. Искусство руководства включает способность принимать решения быстро и профессионально, пользоваться властью убедительно и в приемлемых для всех формах.
Литература:
-
Арутюнов В.В., Волковыский И.В., Кадария Ф.Д. Управление персоналом. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 369 с.
-
Верхоглазенко В. Система мотивации // Консультант директора. 2005. - №4. С.23-34.
-
Логинова А.Ю., Гутгарц Р.Д. Кадры из жизни менеджера по персоналу. М.: ДМК, 2002. 273 с.