Автор:
Наринэ Хачатурян (Ростов-на-Дону, Россия)
Современные тенденции развития экономики ведущих западных стран говорят о том, что инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях и инновациях. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [2, с. 24]. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. К 2015 г. мировой рынок наукоемкой продукции достигнет 6 трлн долл. США в год, из которых 2 трлн долл. США будут составлять информационные услуги [3, с. 117].
Зарубежный опыт ГЧП включает в себя много проектов, которые очень разнообразны, но объединяются общей концепцией [4, с. 65]. Она заключается в том, что достижение более благоприятного соотношения цены и качества в оказании услуг, которые традиционно предоставлялись государственным сектором, возможно благодаря использованию потенциала частного сектора.
Так, например, в Великобритании в связи с бурным развитием государственно-частного партнёрства появилась новая область экономической деятельности, называемая «государственными контрактами» [1, с. 72]. В США действующая федеральная контрактная система – инструмент централизации и концентрации в руках государства экономического, промышленного, научно-технического и оборотного потенциала страны для реализации целей ее национальной стратегии.
Малай В.А.[6, с.12] приводит позитивный опыт США по активному стимулированию развития инновационных систем в сфере законодательного и нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Например, в 1986 году был принят закон, который облегчал процедуру использования прав на интеллектуальную собственность физическими лицами, в результате число выдаваемых патентов увеличилось в несколько раз. Для сравнения Малай В.А. указывает, что в 80-х годах прошлого века в СССР регистрировало заявки на изобретения в 10 раз больше, чем США, а реализовывали в 10 раз меньше. В настоящее время по числу патентов американские транснациональные корпорации являются лидерами. После принятия федерального закона о порядке передачи технологий в 1996 г., в США резко упростилась организация взаимодействия межу вузами, исследовательскими центрами и частным бизнесом, а уже в 2006 г. в США был принят новый закон о поддержке НИОКР, согласно которому, научные организации получат до 2015 года финансовую поддержку в объеме 86 млрд. долл. Одной из главных особенностей становления американской национальной инновационной системы была тесная связь между промышленными корпорациями и университетами. Таким образом, в США сложилась исследовательская система, которая была нацелена на распространение научных знаний в соответствии с потребностями растущей промышленности. Данную модель можно было бы с успехом использовать в России, где объединение усилий местных властей и университетов способствовало бы формированию региональных инновационных кластеров [5, с. 35].
В Японии целевые программы – средство стимулирования новых наукоемких отраслей (таких как: электроника, роботехника, информационные системы). Они содействуют проведению в сфере бизнеса научных исследований в приоритетных для страны направлениях. С этой целью программно-целевое финансирование носит индикативный характер, при этом программы и темы определяют базовые ориентиры для частного бизнеса. Таким образом, создан механизм воздействия на инновационные программы предприятий, ориентируя частный бизнес на развитие стратегически важных технологий. Программно-целевой метод в Японии – это сочетание прогноза научно-технического развития с мерами прямого и косвенного регулирования экономики.
В Европе действующие научно-технические программы ориентированы на проведение фундаментальных исследований и реализацию показательных проектов, направленных на решение общественно значимых проблем. При этом кроме прямого финансирования действует система субсидий, налоговых льгот. Для исполнителей программ предоставляется помощь инновационных центров и технопарков. Основными направлениями промышленной политики Германии и Франции является создание и сохранение условий для конкуренции промышленных предприятий, которые реализуются через систему государственных закупок. Франция в начале XXI века провела инновационную реформу, создав Агентство по инновациям и вложив в него около полумиллиарда евро. Параллельно было облегчено взаимодействие между участниками инновационной деятельности, а именно, сотрудники высших учебных заведений получили возможность долевого участия в работе малых инновационных предприятиях совмещая это с преподавательской и другой деятельностью.
Во Франции государственный инвестором номер один, который реализует более 80 программ (в том числе разработки и поставки систем вооружения и военной техники) и более 300 проектов (разработки и поставки инновационных технологий, в том числе и по вооружению), является государство. Ежегодные заказы по государственным контрактам осуществляются на сумму более 10 млрд. евро, из которых 25 процентов это программы по вооружению в рамках европейского сотрудничества. В июне 2008 года, во Франции были уточнены стратегические приоритеты в области обороны и безопасности на ближайшие 15 лет - «Белая книга по обороне» (французская доктрина по вопросам обороны и национальной безопасности). До 2020 года на обеспечение Вооруженных сил Франции планируется израсходовать 377 млрд. евро, из которых 200 млрд. пойдут на приобретение новой военной техники и оборудования, в том числе на инновационные разработки.
Практика применения государственно - частного партнерства в научной, высоко технологичной и инновационной сферах в ряде западноевропейских стран, как отмечает Морозова И.А. и Дьяконова И.Б. [7, с. 54], показывает, что механизм государственно - частного партнерства чаще используется в тех областях, где государство и бизнес имеют взаимные интересы, но при этом не в состоянии действовать самостоятельно друг от друга. Данную практику можно увидеть в создании совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства, например, здравоохранение, экология, военно-промышленный комплекс.
Развитые страны (Великобритания, Франция, Германия, США и др.) широко используют преимущества построения партнерских отношений государства и частного бизнеса, последовательно переосмысливая стратегические аспекты этих отношений, вводя новые механизмы регулирования.
Мировая практика демонстрирует четыре основных формы ГЧП в инновационных проектах: прямое участие государства; государственный заказ научно-исследовательским центрам; предоставление безвозмездных субсидий (грантов) на проведение фундаментальных научных исследований; налоговые и имущественные преференции и иные льготы предприятиям и организациям, осуществляющим научную и инновационную деятельность.
Опыт зарубежных стран, накопленный к настоящему времени, свидетельствует, что универсальной модели партнерства не существует. Каждая страна адаптирует имеющиеся модели к своим условиям с учетом национальных особенностей и интересов. Это связано со спецификой государственной и финансовой политики, юридической инфраструктуры, социальными и культурными факторами. Однако поиск решений, подходящий для каждой страны не исключает возможности использования оптимального опыта. Поэтому можно выделить ряд необходимых условий, обеспечивающих достижение успеха в сотрудничестве государства и частного бизнеса. Во -первых, отношения между государством и частным бизнесом должны основываться на законе, быть прозрачны, приемлемы для участников, доступны для контроля со стороны общества; во- вторых, структура партнерства должна быть сбалансированной; в-третьих интересы государства и бизнеса могут быть противоположными, поэтому возникающие противоречия необходимо решать на основе консенсуса, что обеспечивает позитивную динамику развития; в- четвертых, для обеспечения прогресса национальной экономики партнерство должно способствовать укреплению, а не размыванию отечественного потенциала.
Таким образом, в экономически развитых странах реализация национальных проектов и программ развития на основе ГЧП является одним из наиболее распространенных и эффективных механизмов как взаимодействия органов власти всех уровней, частных компаний, так и сочетания различных ресурсов и их источников. Как показывает мировая практика, именно такого рода взаимоотношения в наибольшей мере содействуют экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и частного бизнеса.
В инновационной экономике общественная значимость государственно-частного партнерства заключается в том, что именно общество заинтересовано в повышении качества услуг, создании новых технологий, расширении находящейся в собственности государства инфраструктуры. Это способствует улучшению уровня и качества жизни населения, усилению конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке.
Государственно- частное партнерство в комплексе с другими факторами способно радикально изменить внутреннее содержание экономической системы, способствуя ее переводу на инновационный путь развития. Прежде всего, это проявляется в формировании инновационного типа поведения субъектов хозяйствования.
Формирование инновационного типа поведения субъектов хозяйствования – это общее дело государств, бизнеса и гражданских структур общества. Требуется проведение ими колоссальной совместной работы, результатом которой должна система формальных и неформальных институциональных норм, способной обеспечивать необходимые стимулы для разработки и широкого применения инноваций. Благодаря этому, инновационная направленность превратится в реальную доминанту поведения большинства хозяйствующих субъектов, что будет свидетельствовать о достижении хозяйственной системой такого состояния, которое может быть охарактеризовано, как экономика инновационного типа.
В завершение, хотелось бы отметить, что роль государственно - частного партнерства в становлении экономики нового типа очень велика. К тому же для эффективного развития экономики необходимо разработать действенные механизмы активации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов и построить эффективную систему взаимодействия инновационной системы. Основополагающее значение в этом плане имеет формирование новой культуры предпринимательства, в которой инновации служили бы конституирующим свойством и неотъемлемой характеристикой поведения субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и сферы деятельности.
Литература:
-
Варнавский В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.:Наука, 2006 - 352 с.
-
Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке// Журнал Инновации - 2003 - № 1.
-
Козловский В.В. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 192 с.
-
Кушкова Э.И. Государственно-частное партнёрство как фактор становления инновационной экономики в регионе //Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.- 2012 - №1.
-
Майданик В.И., Савельева И.Н. Формирование государственно-частного партнерства в инновационной сфере//Известия УрГЭУ - 2010 - №4(30).
-
Малай В.А. Государственно-частное партнерство как форма повышения эффективности инновационных процессов//Инновации - 2008 -№10(12).
-
Морозова И.А., Дьяконова И.Б. Государственно - частное партнерство как эффективный механизм инновационного развития экономики//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.- 2010 -№2.
-
Хлунов А.В. Государственно-частное партнерство как механизм регуляции государственной инновационной политики в Российской Федерации // Инновации. -2006 -.№ 1.
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор Архипов Алексей Юрьевич.