Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВЗАИМОДОПОЛНЯЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор: 
Екатерина Шубина, Дарья Миронова (Шахты, Россия)

На современном этапе развития общества все большее внимание привлекает к себе такой феномен как социальная ответственность бизнеса. Это обусловлено множеством причин, среди которых следует выделить широкомасштабную либерализацию экономических отношений, что в свою очередь вызывает необходимость признания перед обществом ответственности предпринимателем за принятие какого-либо решения касаемо своей хозяйственной деятельности. В этом случае и возникает такая категория как социальная ответственность бизнеса. Социальная ответственность бизнеса – это комплексное многогранное понятие. В общих чертах эту категорию можно определить так: социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую или косвенно связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законодательного минимума.

Довольно часто в научно-публицистической литературе встречается деление социальной ответственности бизнеса на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней социальной ответственности принято относить деловую

практику в отношении собственного персонала, всего, что касается развития человеческих ресурсов на предприятии или фирме:1) безопасность труда;

2) стабильная выплата заработной платы; 3) поддержание социально значимой заработной платы; 4) дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; 5) развитие человеческих ресурсов; 6) помощь в критических ситуациях (серьёзное заболевание, смерть или несчастный случай с родственниками и пр.).

Внешняя составляющая социальной ответственности бизнеса

вызывает наибольшее количество споров, нежели внутренняя. В значительной степени это обусловлено тем, что следует относить к данной сфере. Кроме того данная составляющая, как правило не регулируется действующим законодательством, а действует на основе существующих традиций в стране. К данному виду социальной ответственности можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративную благотворительность. В благотворительной деятельности принимают участие в среднем 70% всех российских компаний (в Соединенных Штатах Америки в данной сфере не задействовано всего лишь 2% компаний, в Европе — 4%). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (например, благотворительный фонд «Лукойл») и занимаются социальными инвестициями, как, например, «Газпром», «Сибнефть», «РуссНефть», ТНК-ВР. На протяжении 15-ти лет Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и дочерние общества Компании шефствуют над целым рядом детских домов в Западной Сибири, Республике Коми, Волгоградской, Астраханской, Ленинградской, Кировской, Вологодской, Саратовской, Калининградской областях, Пермском крае и других регионах. Нельзя точно сказать, что именно подталкивает компании заниматься активной социальной деятельностью. Это может быть следование своим морально-этическим принципам, а может и желание извлечь максимум выгоды. Но в любом случае наблюдаются положительные изменения в социально-экономической сфере общества.

2. Экология, которая включает в себя всё то, что превосходит установленные в государстве экологические стандарты, выполнение которых, в идеале,

является обязательным. Например, Управление природоохранной деятельностью в ООО «Газпром трансгаз Ухта» с 2006 года

осуществляется в соответствии с требованиями международных стандартов экологического менеджмента серии ОСО 14000. А в 2011 году. ООО «Газпром трансгаз Ухта» стало лауреатом всероссийского экологического конкурса, итоги которого были подведены в начале апреля 2011года в Санкт-Петербурге на V Всероссийской конференции «Экология и производство. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды».

3. Взаимодействие с местным сообществом, властными структурами. Развитие местного сообщества.

4. Также важным считается готовность компании участвовать в кризисных ситуациях. Так Кубанская энергосбытовая компания перечислила 1 млн. рублей на счет Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в помощь пострадавшим от стихийного бедствия в Крымском летом 2012 года. Эти средства пошли на приобретение предметов первой необходимости, восстановление объектов социального назначения и жилья для пострадавших в этой страшной трагедии. 

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг.

В виду вышесказанного следует отметить тот факт, что систематический характер внешней составляющей социальной ответственности бизнеса встречается, как правило, лишь у крупных компаний (“Газпром”, “Лукойл” и т.п.). В этой ситуации малый бизнес оказывается “за бортом”. Это и неудивительно. Для крупных компаний подобного рода деятельность является едва ли не единственным фактором конкурентоспособности в условиях монополистической конкуренции. В то время как малые предприятия в большинстве своем пытаются “свести концы с концами”. Отсюда возникает взаимосвязь между социальной деятельностью бизнеса и его масштабом. То есть задачей малого бизнеса является создание достойно оплачиваемых рабочих мест, своевременная оплата налогов, выплата заработной платы и предоставление новых рабочих мест. Средний бизнес должен принимать активное участие в развитии своего места дислокации. В свою очередь крупный бизнес, который дает работу сотням тысяч людей, ответственен как за их материальное благополучие, условия их развития, так и за развитие крупных регионов и страны в целом.

Веской преградой на пути развития благотворительной деятельности малой компании служит тот факт, что те средства, которые фирма жертвует на благотворительность, облагаются налогом. Для устранения этой проблемы 10 сентября 2012 года в Общественной палате состоялись слушания по законопроекту «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части включения организациями отдельных пожертвований в состав внереализационных расходов». Согласно этому законопроекту компании-налогоплательщики имеют право включать расходы на благотворительную деятельность в состав внереализационных расходов в размере не более 10% от прибыли.

Но подобных проблем, стоящих перед малым бизнесом и мешающих ему быть социально ответственным, достаточно много. Чтобы вникнуть в их суть необходимо обозначить отличительные черты модели малого социально ответственного бизнеса. Причем за признаки социально ответственного поведения малого бизнеса возьмем соблюдение следующих принципов: этического, правового, экономического и принципа добровольности.

Первая отличительная черта модели социальной ответственности в малом бизнесе — это широко распространенная практика несоблюдения принципов (условий) социально ответственного поведения подавляющим большинством малых предприятий. Необходимо заметить, что в современных условиях в России подавляющее большинство субъектов малого бизнеса в большей или меньшей степени связано c теневыми аспектами ведения бизнеса, что уже само по себе противоречит признакам социально ответственной компании. Так, по экспертным оценкам, “теневая экономика охватывает в сфере малого предпринимательства от 30 до 46% объема продукции и услуг”[3].

Реалии сегодняшнего времени таковы, что для большин­ства малых предприятий доминирующей является стратегия выживания, а не роста. Низкая степень доходности малого бизнеса превращается в мощный сдерживающий фактор утверждения института социальной ответственности в малом бизнесе.
В свою очередь, низкие показатели доходности малых предприятий объясняются не только и не столько неумением отечественных бизнесменов эффективно работать, сколько несовершенством качества институциональной среды, а также наличием системных проблем в государственной политике поддержки малого предпринимательства. В настоящее время для большого числа малых компаний остро стоят проблемы, связанные с дефицитом кадров, нехваткой производственных и офисных помещений, отсутствием финансовых ресурсов для развития бизнеса[2, С.29]. Снижают уровень рентабельности и высокие издержки ведения бизнеса: налоги, арендная плата и другие платежи. Так, на "преодоление административных барьеров" (лицензирование, сертификацию, платные услуги и взятки) малый и средний бизнес тратят до 6% своего ежегодного дохода, констатирует Минэкономразвития [4].

Вторая черта модели социальной ответственности малых предприятий — отсутствие управленческого подхода к вопросам социально ответственного поведения. В современных условиях многие крупные отечественные компании постепенно начинают рассматривать свою социальную ответственность как стратегическое направление деятельности. Так, примерно у шести из десяти крупных российских компаний (61%) уже существует формализованная политика или стратегия в области социально ответственного поведения. В то время как субъекты малого предпринимательства даже не задумываются о подобного рода вопросах.
Третья черта модели социальной ответственности малых фирм заключается в том, что последние сталкиваются с более узким кругом заинтересованных лиц в отличие от крупных компаний. Например, наименее значительна для малого бизнеса роль окружающей природной среды. Для крупных компаний окружающая природная среда является ключевым стейкхолдером. Достаточно вспомнить экологическую аварию на заводе “Юнайтед Карбайд” в Индии,  после которой все предприятия данной фирмы в разных частях света были переведены банками на значительно более высокий процент как экологически ненадежные, что практически разорило фирму [5]. Отсутствие должного внимания к экологическим аспектам обернулось для этих компаний потерей миллионов долларов и потерей деловой репутации.

Незначительна роль различных общественных организаций, предпринимательских союзов в качестве заинтересованных лиц компаний, что объясняется функционированием малого бизнеса преимущественно на местном уровне и не налаженным контактом субъектов малого предпринимательства с некоммерческими организациями.

Четвертая черта. Различие экономических интересов работников и работодателей. Отличительная черта трудовых отношений в малом бизнесе — их неформальный характер. Согласно результатам исследования, проведенного Торгово-промышленной палатой РФ факт использования труда работников без заключения соответствующего контракта признали почти 30% опрошенных руководителей малых предприятий. Серьезную социальную опасность представляет укоренившаяся в малом бизнесе практика выплат зарплат “в конвертах”. По данным “Российской газеты” 40% зарплат в стране остаются серыми [6].

Пятая черта. Малые предприятия испытывают на себе большее давление со стороны региональных и местных властей, нежели крупный бизнес.

В подобной ситуации указывать на необходимость ведения социально ответственного бизнеса и призывать малые предприятия к этому, конечно же, можно. Выгоды при подобной ориентации очевидны. В общем имеет смысл говорить о нормализации и стабилизации социально-экономической ситуации в регионе. Переходя на частности, необходимо заметить такие положительные следствия, как снижение чувствительности к цене потребителей, уменьшение вариации финансовых потоков, снижение рисков предприятия и прочее, что непременно приведет к повышению эффективности деятельности предприятия, укреплению его позиций на местном уровне и возможности выхода на новые рынки сбыта.

Но, по нашему мнению, призывать малый бизнес быть социально ответственным можно лишь в том случае, когда объединятся усилия трех экономических субъектов: государства, гражданского общества и малого бизнеса. Лишь в этом случае могут быть преодолены те препятствия, о которых упоминалось выше. При этом ведущая роль в процессе становления института социальной ответственности малого бизнеса должна принадлежать именно государству. Иначе ни государство, ни общество не может указывать малому бизнесу на социальную направленность его хозяйственной деятельности.

Литература:

 

  1. Кошелева Т.Н. Теневой оборот малого предпринимательства и анализ его основных причин // Проблемы современной экономики. 2011. №4. С. 187-189

  2. ТПП РФ. Информационный бюллетень ТПП РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за март 2013 года // Роль системы ТПП РФ в вопросах поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. 2013.

  3. Телекомпания “Шанс” - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://shans.tv/dolya-tenevogo-sektora-v-ekonomike-rossii-rastet/ Доля теневого сектора в экономике России растет. Среда, Апрель 24, 2013 21:2

  4. Российский налоговый портал - [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://taxpravo.ru/novosti/statya-59374-rashodyi_na_administrativnyie_izderjki_sokratyatsya_v_2_raza / Расходы на административные издержки сократятся в 2 раза. 25.01.2010

  5. Учебно-методические пособия- [ Электронный ресурс] – Режим доступа http://fsu.mto.ru/osnovyi-ekologii-i-ekonomika-prirodopolzovaniya /95/Основы экологии и экономика природопользования

  6. Бизнес-вектор - [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.business-vector.info/?p=1056 / Власти задумались о зарплатах в конвертах. 22.05.2013