Автор:
Юлиана Ирхина (Одесса, Украина)
Одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности учителя является толерантность, поскольку в студенческой группе часто учатся представители различных национальностей. Высшие учебные заведения становятся поликультурными пространствами, представляя образовательный процесс с культурным, языковым и этническим разнообразием студентов. Этот актуальный фактор требует от студентов определенного уровня сосуществования среди такого культурного многообразия. У большинства студентов педвуза, будущих педагогов, наблюдается несформированность культурных, национальных ценностей, эмоциональная неготовность к межнациональному диалогу, низкий уровень толерантности, что требует новых подходов к воспитанию студентов, отвечающих требованиям современного образования. Если у студентов проявляется социальная агрессивность, то они не способны к гуманистическому взаимоотношению с окружающими. Все эти проявления бездуховности определяют проблему гуманизации социальных отношений и, следовательно, проблему профессиональной подготовки будущего учителя.
Целью формирования толерантности является готовность к позитивному взаимодействию с представителями других культур и снижение социальной агрессивности.
В связи с названными условиями, перед образованием стоит важная задача выбора того концептуального направления, ориентированного на организацию педагогического процесса, направленного на решение проблем многокультурного, многонационального общества. Таким концептуальным направлением является явление поликультурности и входящие в него принципы.
Проанализировав исследования ряда авторов, мы посчитали значимыми следующие принципы поликультурного образования современных ученых Л. Л. Супруновой и А. Ю. Белогурова [1, с. 4], которые возможно реализовать в образовательном процессе педагогического вуза:
-
принцип глобальности культурно-образовательно процесса;
-
принцип поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы;
-
принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности.
Существует общеизвестное мнение о том, что реализовать принципы поликультурного образования, главной из которых является формирование толерантности, приводящей к гуманизации взаимоотношений, возможно при обучении дисциплин различных наук.
Одним из способов формирования поликультурности выступает процесс преподавания иностранного языка, формирующего стремление кооперировать с представителями другой культуры, толерантное отношение к различиям, подготовляющее к межкультурному диалогу. Поскольку теория и технология современного вузовского образования побуждает строить инновационный учебный процесс на принципах компетентностного подхода, то толерантность и ее инструмент — поликультурность становятся ключевой компетенцией профессионального педагогического мастерства и должны формироваться в виде творческих задач любого курса вузовского образования.
Итак, мы предполагаем, что формирование поликультурной компетентности возможно в условиях обучения иностранным языкам. В соответствии с этим, нужно создать систему технологических приемов, обеспечивающих такое формирование в рамках программы обучения иностранным языкам (ИЯ).
Технология обучения иностранному языку при формировании поликультурной компетентности должна отображать элементы проблемности, научного поиска, самостоятельной работы, совместной деятельности. Технология обучения иностранным языкам в педагогическом вузе обладает определенной свободой работы преподавателя и ориентирует студентов на индивидуальное и групповое самостоятельное творчество. Эта особенность создает условие для введения в технологию ряда инновационных приемов, которые способны решать не только задачи обучения иностранному языку, но и формировать у студентов поликультурную компетентность. Мы считаем, что организованные задания для студентов в условиях компетентностного подхода будут направлять их научную, самостоятельную активность, повышать внутреннюю мотивацию.
Исследования показали, что одним из эффективных способов развития толерантных отношений, а значит и поликультурной компетентности является диалог культур, в котором культура рассматривается как общение, духовные ценности, форма диалога, как процесс порождения личностями своего бытия. Эта особенность побуждает выстраивать структуру занятий по ИЯ на основе характерных признаков метода диалога культур.
Рассмотрев диалог культур как один из способов формирования поликультурной компетентности, мы предполагаем его реализацию в образовательном процессе по средством других методов. Многие авторы сходятся во мнении, что продуктивны такие активные методы в педагогике по формированию поликультурной компетентности, как Интернет — коммуникация, дискуссия, диалог, ролевые игра, тренинг, проектная деятельность.
В процессе рассмотрения элементов выделенных нами способов формирования поликультурной компетентности (СФПК) автор статьи установила возможность их применения в технологии преподавания ИЯ, поскольку все они коммуникативно направлены, аутентичны, направлены на развитие личностного потенциала студентов, что является главными условиями обучения ИЯ. На сегодняшний день существует проблема изучения иностранного языка студентами педвуза, которая заключается в том, что имеется низкая мотивация к изучению иностранного языка. Поэтому, технология обучения иностранному языку опирается на новые способы и приемы, повышающие внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ.
Формирование поликультурной компетентности на занятиях иностранного языка внедряется в программу обучения, оснащая ее национальными культурами, способами, приводящими к успешной коммуникации. В задачи преподавателя входит правильная организация занятий по ИЯ.
Особенности применения на занятиях по обучению иностранному зыку выделенных нами СФПК основываются на социальных и культурных аспектах. Мы исходили из положения П. В. Сысоева [2, с. 13], что уровень поликультурности в языковом обучении будет повышаться в зависимости от определения материала о культуре страны изучаемого языка и родного языка, его связи с материалом о других культурах. С нашей точки зрения, если в эту взаимосвязь и материал языкового образования будут входить культуры учащихся группы разных национальностей, то результат формирования поликультурной компетентности будет более продуктивным.
В процессе диалого с другими культурами особое место занимают знания культурных особенностей. Рассматривая коммуникацию в контексте диалога культур, важно знакомить студентов с достижениями культуры и искусства других народов, учитывая при этом традиции своего народаю
В связи с выделенными особенностями автором был осуществлен следующий алгоритм действий на занятиях по ИЯ:
-
отбор культуроведческого материала, на основе как родной культуры, так и иной;
-
обучение студентов приемлемым формам взаимодействия с людтми средствами иностранного языка;
-
обучение применять национально-культурную лексику в диалоге;
-
подбор роли разных социальных групп;
-
использование методов поведения той или иной культуры.
Как приемы тренингового метода на занятиях включались ролевые игры, анализ какой-либо ситуации, групповые дискуссии. Структура занятий включала главную цель — формирование толерантных отношений, которой соответствовали темы тренинга. Любая стандартная тема по иностранному языку: семья, учеба, мой родной город и т. д. рассматривалась в сравнении, анализе своей родной культуры, понимании собственной идентичности. Каждая тема помогала студентам, находящимся в меньшинстве, раскрыть свой культурный потенциал на фоне остальных. С одной стороны, осуществлялась языковая подготовка студентов педвузов, с другой, формирование поликультурной компетентности.
Применение тренингового метода на занятиях ИЯ предполагало в большей степени групповую, совместную деятельность студентов, где оставаясь посредником в процессе тренинга, преподаватель давал студентам свободу действий, способствующему развитию мышления посредством сотрудничества в группе, а соответственно и самостоятельности. Являясь инициаторами группового тренинга, студенты участвовали в живом общении сравнительных факторов. При такой форме работы наблюдалась внутренняя мотивация общения, что имеет одно из главных мест в поликультурной компетентности.
Рассматривая способ ролевых игр при формировании ПК, можно выделить характерную особенность вживание в роль, имитация чужого поведения. Игра несет в себе социальную функцию, способствующую социальному взаимодействию. В результате применения данного метода на занятиях по ИЯ мы увидели, что ролевая игра с элементами вживания в другую культуру помогает обучаемым раскрепоститься, чувствовать себя комфортней и уверенней в социальном взаимодействии и адаптироваться к различным заданным ситуациям.
Для формирования поликультурной компетентности использовались организованные дискуссии, которые готовила группа студентов для обсуждения, а страноведческий материал с обязательными элементами сравнения они находили сами.
Формирование поликультурной компетентности предполагает избавление от стереотипов, поэтому при обучении ИЯ мы можем использовать техническое средство обучения — Интернет, в виде научно-поисковой, творческой, самостоятельной деятельности студентов посредством Интернет — коммуникации и электронного адреса. Таким образом, происходит самостоятельная культурная подготовка, позволившая пересмотреть свои ценности и сравнить их с другими.
Мы считаем, что все методы взаимосвязаны, взаимообусловлены и направлены на достижение конкретной цели — формирование поликультурной компетентности.
Коммуникативная, развивающая образовательная и воспитательная цели обучения ИЯ достигаются путем практического овладения ИЯ в процессе выполнения алгоритма действий по СФПК. В процессе выполнения данных СФПК студентами глубже понимается культура, народ, а другие культуры становятся для них способом обогащения своей собственной. Само обогащение, прибавление элементов различных культур происходит в процессе различных методов, методом собственного научного исследования при подготовке к тренингу, дискуссии проектам или методом вживания в различные социальные роли в процессе игры.
Литература:
1. Супрунова Л. Л., Белогуров А. Ю. Национально-региональный компонент содержания общего образования в структуре поликультурного образования. Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона /Л. Л. Супрунова, А. Ю. Белогуров/ Ростов-на-Дону: РГПУ. Часть ІІ. 2000;
2. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование/П. В. Сысоев// Иностранные языки в школе — 2006 - № 4;
3. Колкова М. К. и др. Языковое образование в вузе: Методическое пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и стдентов/М. К. Колкова/ Спб.: КАРО, 2005. - 160 с.;
4. Завіна В. І. Педагогічна культура викладача вищої школи: навчальний посібник/ В. І. Завіна, С. В. Омельяненко/ Кіровоград, 2005. - 200 с.