Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РАЗВИТИЕ ВНЕШКОЛЬНОГО ЗЕМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX СТОЛЕТИЯ

Автор: 
Александр Канишев (Чернигов, Украина)

История развития земского образования в Крыму является неотъемлемой частью истории педагогики Украины, с одной стороны данной проблемы, а с другой стороны – это еще и история земского образования в полиэтническом организме всего Крыма.

Анализ историко–педагогической литературы свидетельствует, что проблемы участия земского самоуправления в сфере внешкольного образования, всегда вызывали естественный интерес определённого круга исследователей. Высоко оценивали роль земства известные педагоги и общественные деятели – современники земства Я. В. Абрамов, Х. А. Алчевская, М. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, Б.Б. Веселовский, М. О. Корф, С. Ф. Русова, К. Д. Ушинский, М. В Чехов и др., они обобщали результаты работы земств доказывали её эффективность. Анализ современной литературы показал, что в педагогической науке исследования по данной проблеме проводились эпизодически в контексте тех или иных проблем, отдельные аспекты развития внешкольного земского образования в Крыму рассматривался в работах: Ганкевича В.Ю., Канишевой М.А. Кучерганской А.Б., Моисеенковой Л.С., Петренко Л.В. Шуклиной С.А., и др., но вопрос о развитии внешкольного земского образования в Крыму до сих пор не рассматривался.

Цель данной статьи охарактеризовать развитие внешкольного земского образования в Крыму во второй половине XIX столетия.

Вопросы народного образования в Крыму, во второй половине XIX стояли очень остро. По мере того, как заселялся и обстраивался край, развивалось его хозяйство правительство, местное управление, и особенно общественность, прилагали всё большие усилия. Наиболее мощным общественным движением в пользу образования местного населения были земства. Главные трудности народного образования в Крыму заключались в повсеместной неграмотности, в нехватке учителей, в многонациональном составе уезда, в разнообразии вероисповеданий местного населения, в отдаленности от центра России, в несовершенстве путей сообщений. Поэтому Таврическому губернскому земству, которое было образовано в 1866 году, предстояла огромная работа [7, с. 25].

С самого начала своего существования крымские земства, открывали библиотеки. До революции деятельность библиотек рассматривалась как часть внешкольного образования, под которым понималась совокупность мер по повышению образовательного уровня населения. Во внешкольное образование входили: 1) устройство и содержание народных библиотек; 2) организация народных чтений; 3) устройство повторительных классов и воскресных классов для взрослых; 4) издательство книг и периодики для народа; 5) организация книжной торговли [3, с. 547]. Под земской библиотекой понималась библиотека, открываемая земством и содержащаяся на земские средства [5, Вып. 2, с. 45].

В хронологическом отношении первыми земскими библиотеками Крыма были ученические и учительские, затем возникли библиотеки для земских врачей, сельскохозяйственные, народные и, наконец, публичные. Тем не менее, четкого порядка в открытии библиотек все же не было, и в некоторых случаях земские публичные библиотеки возникали раньше народных [8]. По данным Матвеева М.Ю. земские библиотеки в Крыму в исследуемый период делились на следующие основные виды:

  1. Земская публичная библиотека. Могла существовать в двух формах: библиотека при земской управе и публичная библиотека при земском училище. Библиотека при земской управе или в отдельном помещении в крупном населенном пункте уезда предназначалась для бесплатного пользования земскими служащими и платного обслуживания остального населения. Публичные библиотеки при земских управах находилась в ведении Министерства внутренних дел и подчинялись общим правилам о публичных библиотеках от 1884 г. Публичная библиотека при земском училище предназначалась для всего местного населения [8].

  2. Земская народная библиотека – самая многочисленная разновидность народной библиотеки. Народные библиотеки, помимо земств, могли открываться сельскими обществами, городскими думами, просветительными обществами, частными лицами и др. Народная библиотека не имела точного определения. Исходя из того, как земства устраивали такие библиотеки, народную библиотеку можно определить как библиотеку, предназначенную для крестьян, рабочих и мелких ремесленников. Такой подход преобладал в 1880—1890-х гг. [8]. По мнению Л. Б. Хавкиной, народные библиотеки — это «библиотеки с особой литературой, библиотеки для простонародья» [914, с. 146]. Как указывает Матвеев М.Ю., большинство дореволюционных исследователей народного образования трактовали читателя из народа как особый социально-психологический тип, для которого нужна специальная литература. Тем не менее, земские деятели в 1900-х гг. постепенно убеждались, что земской народной библиотекой пользуются не только рабочие и крестьяне, но и некоторые священники, купцы, мещане и т. д. Поэтому, как указывает Вахтеров В.П. некоторые земства стали рассматривать народную библиотеку как «всесословное общедоступное учреждение», не берущее со своих посетителей ни залога, ни платы за пользование книгами [2, с. 35]. По данным Абрамова Я. В., земские народные библиотеки, располагающиеся в отдельном помещении, находились в ведении Министерства внутренних дел и могли иметь и абонемент, и читальный зал (так называемые библиотеки-читальни). Народные библиотеки при земских школах находились в ведении Министерства народного просвещения и имели только абонемент («читальнями» они соответственно не именовались) [1, с. 215].

  3. Библиотека для земских служащих – библиотека, предназначенная для пользования служащими земства (врачами, учителями, агрономами и др.). Чаще всего такие библиотеки помещались при земских управах и работали по правилам для публичных библиотек. Те лица, которые не были служащими земства, могли пользоваться ими за определенную плату (иногда – бесплатно) [8].

  4. Земская медицинская библиотека – библиотека, предназначенная для земских врачей. Сама по себе открывалась достаточно редко (чаще всего был соответствующий раздел в библиотеке для земских служащих). Кроме того, во многих случаях земства просто выписывали необходимую литературу для своих работников без образования какой-либо библиотеки.

  5. Земская учительская (фундаментальная) библиотека – разновидность библиотеки для земских служащих. Она предназначалась для земских учителей и могла существовать в двух формах — как уездная (центральная) учительская библиотека при земской управе (по своему значению она практически не отличалась от библиотеки для земских служащих) и как библиотека в какой-либо конкретной земской школе или училище. В 1888 –1896 гг. земские учительские библиотеки зависели от каталога Ученого комитета Министерства народного просвещения для учительских библиотек, в1896 –1905 гг. комплектовались как бесплатные народные библиотеки, с 1906 г. – как публичные.

  6. Земские ученические (школьные) библиотеки предназначались для учеников земских школ и училищ. С разрешения директоров училищ ими могло пользоваться и местное население. Комплектовались ученические библиотеки по каталогам книг, одобренным Ученым комитетом Министерства народного просвещения (до 1905 г.). С 1906 г. комплектование этих библиотек производилось по усмотрению педагогических советов учебных заведений.

  7. Земская сельскохозяйственная библиотека – библиотека, содержащая определенный набор книг по сельскому хозяйству. Чаще всего функционировала как передвижная (земства специально приобретали литературу по сельскому хозяйству в связи с тем, что в народных библиотеках ее было мало).

  8. Земская детская библиотека – применительно к земству это чаще всего означало либо школьную ученическую библиотеку, либо детское отделение при земской публичной библиотеке. Тем не менее, иногда эти отделения преобразовывались в самостоятельные детские библиотеки [8].

  9. Земская передвижная (сумочная) библиотека представляла собой небольшой набор книг (от 25 до 250). Она могла быть либо универсальной (по существу, народной), либо содержать литературу по отраслям знания (чаще всего по медицине или сельскому хозяйству). Для организации передвижной библиотеки земской управой обычно покупался комплект книг стоимостью 250–300 рублей, который делился на 5–6 частей. Каждая часть перемещалась в шкафах, сундуках или сумках по определенным селениям уезда, после чего части менялись местами.

  10. Уличная библиотека – чаще всего стенд с газетными вырезками и текущей информацией по земству [8].

  11. Земская научно-справочная библиотека – земская библиотека, ставившая целью сбор и хранение земских изданий (докладов и отчетов земских управ, журналов земских собраний). Организация таких библиотек была вызвана разрозненностью и неизученностью земских изданий, но большинство проектов в этой области так и не было реализовано. Единственным крупным хранилищем такой литературы до революции была библиотека Вольного экономического общества [8]. Так, в Крыму по инициативе Александра Христиановича Стевена в ноябре 1873 года при земской управе создается специальная научная земская библиотека. Истоки этой широко известной в научном мире библиотеки исходят из Никитского ботанического сада. Первым краеугольным камнем для создания «Таврики» послужило частное собрание Христиана Христиановича Стевена, авторитетного ученого, организатора и первого директора Ботанического сада, созданного в 1812 году при деревне Никита под Ялтой. После его смерти библиотеку унаследовал сын Александр. Однако он не пошел по стопам отца, а стал в Крыму весьма популярным и влиятельным деятелем земского движения. В начале 60-х годов прошлого столетия Александр Стевен избирается председателем Таврической земской управы. В бывшей Российской империи она была наиболее структурированной и мощной. Таврическая земская управа инициировала целый ряд хозяйственных и экономических новшеств, распространившихся по всей России [4]. А.Х. Стевен как весьма мудрый и дальновидный человек, заботился о высоком профессионализме земских чиновников. По его инициативе в ноябре 1873 года при земской управе создается специальная научная земская библиотека. В нее А.Х. Стевен передает и фамильное собрание книг. С 1878 г. библиотека по предложению председателя получает название «Таврика». Им определено основное предназначение библиотеки – сбор, изучение и надежное хранение литературы о Крыме и Таврической губернии. Благодаря А.Х. Стевену библиотека получает щедрую финансовую поддержку земства. В 1880 году земская управа заказала для «Таврики» роскошные шкафы из мореного дуба. Эти удивительные творения мебельного искусства сохранились доныне и являются своеобразным украшением современной библиотеки. Специалисты библиотечного дела считают, что эти столетние шкафы – идеальные сооружения для хранения наиболее ценных раритетов «Таврики». Стеклянные дверцы под самый потолок защищают книги от пыли, а высокие полки позволяют им «дышать». Для хранения нестандартных и крупногабаритных изданий в шкафах предусмотрены закрытые книжные полки. На них хранятся самые ценные фолианты [4].

А. Х. Стевен в течение длительного периода руководства земской управой всегда заботился о своем любимом детище – «Таврике». В конце 1894 года крымские земцы с почестью провожали в Санкт-Петербург многолетнего бессменного председателя. На собрании они единогласно приняли решение: «...связать имя Стевена А.Х. с библиотекой земства «Таврика», составляющей плод его умственных забот о собрании произведений печати, относящейся к Таврической губернии». А.Х. Стевен уехал из Крыма в Петербург. Однако и в петербургский период своей жизни, вплоть до самой смерти он не прерывал связи со своей родиной – Таврией. А любимую библиотеку продолжал поддерживать финансово и материально [4].

  1. Справочные библиотеки при музеях Таврического губернского земства.

Таврическое губернское земство содержало два музея, находящихся в Симферополе: естественно-исторический и справочно-педагогический, при которых составились довольно значительные книжные собрания. Заботясь о благосостоянии музеев и росте музейных экспонатов, земство не забывало и о пополнении их библиотек, как неотъемлемой составной музея [6]. Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что содержание деятельности земских учреждений Крыма в отрасли народного образования соответственно положению заключалось не только в «устраивании школ», но и в открытии библиотек, организации образовательных мероприятий для взрослых и тому подобное, что относилось к организации внешкольного образования земствами. К концу XIX столетия крымскими земствами использовались следующие формы внешкольного образования: вечерние занятия, чтения, устраиваемые большей частью с волшебным фонарем, бесплатные библиотеки и библиотеки-читальни, организация вечерних школ, вечерних классов и воскресных школ для взрослого населения полуострова. В деле распространения образования среди взрослого населения Крыма, положительную роль сыграли воскресные школы, вечерние и повторительные классы, создаваемые земствами; большое образовательное значение имели народные чтения, которые приобрело значительного распространения в Таврической губернии во второй половине XІX – в начале XX столетий благодаря усилиям земства; с развитием образовательного движения в губернии возрастало количество народных библиотек и читален, народных музеев образовательного характера, что мы и рассмотрим в дальнейшем в своём исследовании.

Литература:

  1. Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Рус. школа. – 1893. – № 11. – С. 213–219.

  2. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа / В. П. Вахтеров. – М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1896. – 380 с.

  3. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет : [в 4 т.]. Т. 1. Бюджет. Медицина. Общественное призрение. Образование. Систематический указатель литературы по земским вопросам / Борис Веселовский. — СПб. : О. Н. Попова, 1909. — 724 с.

  4. Вольвач Петр. Родник исторической памяти: К 125-летию уникальной библиотеки "Таврика" им. А.Х.Стевена / П. Вольвач // Голос Крыма. - 1999. - 22 января. - С. 5.

  5. Ежегодник внешкольного образования / под ред. В. И. Чарнолуского. – 1907–1910. Вып. 2. – СПб. : Знание, 1910. – 450, VIII с.

  6. История библиотек города Симферополя: конец XIX – первая половина XX века / Р.И. Ушатая // Культура народов Причерноморья. – 2007. – № 98. – Т.2. – С. 9–186.

  7. Канишева М. А. Развитие внешкольного образования Таврическими уездными земствами в Крыму в конце XIX начале XX веков/М. А. Канишева // Проблеми сучасної педагогічної освіти. -Ялта, 2011,N Вип. 32, ч. 2.-С.25-32

  8. Матвеев М.Ю. Земство и библиотечное дело [Электронный ресурс] : по материалам общероссийской печати 1864-1917 гг. : библиогр. указ. / Рос. нац. б-ка, М.Ю. Матвеев. – СПб., 2006. – URL: http://www.nlr.ru/res/epubl/zemstvo/index.html (04.12.2012).

 

Научный руководитель:

член-корреспондент НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор, ректор Черниговского Национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, Н.А. Носко.