Автор:
Анжела Терсакова, Анаид Костенко (Армавир, Россия)
В современных условиях, как отмечают научные исследования Г.Н. Волкова, З.И. Равкина, И.А. Колесникова, К.Ш. Ахиярова, Г.С. Виноградова и др., необходимо качественное изменение воспитательного процесса, которое включает в себя идеи народной педагогики, этнопедагогической культуры воспитания .
Этнопедагогика сохраняет уникальную духовную культуру народа, в которой отражены его философия, религия, мировоззрение, жизненные идеалы, специфика этнических особенностей системы воспитания в семье, опыт типичных народных форм взаимодействия [Волков Г.Н. ]. Полное раскрытие воспитательного потенциала семьи невозможно без характеристики целей, задач, принципов, методов и условий семейного воспитания.
Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Возрождение прогрессивных народных традиций и самобытной культуры, приоритет общечеловеческих ценностей, - это богатое наследие народной педагогики сегодня является, едва ли не единственным источником воспитания нравственности, формирования духовного мира у подрастающего поколения. Целостный процесс воспитания личности включает в себя и воспитание на традициях народной педагогики в условиях и особенностях семейного воспитания.
Освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, которые также представлены в народной педагогике, повышают престиж школы и семьи. Поэтому так важно использовать идеи, образы, представления, традиции, входящие в состав общечеловеческих ценностей, для решения задач воспитания.
Задача школы и семьи состоит в том, чтобы эта ориентация на народные традиции воплотилась в практическую созидательную деятельность. Все это свидетельствует о глубине и воспитательном потенциале содержания народной педагогики.
Влияние школы на развитие воспитательного потенциала семьи ограничено. Школа не может изменить образовательный потенциал семьи, педагогическую культуру родителей, материальное положение. Однако сила учителей и школы - в развитии их взаимодействия в сторону ценностного единства. Это взаимодействие может быть реализовано через осознанное стремление родителей, помочь школе в деятельности по тем направлениям, которые им представляются актуальными и важными (здоровье учащегося и его образовательная перспектива). В этих случаях активность родителей по отношению к школе резко возрастает. Этим обосновано вычленение нами ведущих направлений их взаимодействия. В настоящее время в педагогике
семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.
В педагогике к настоящему времени было сделано множество попыток рассмотрения компонентов воспитательного потенциала семьи.
Именно тип семьи раскрывает её воспитывающий потенциал, и родители во многом определяют: социализацию ребенка; развитие у него вербальных и речемыслительных процессов; овладение им предметными действиями и его сенсомоторным развитием; приобщение к основным видам деятельности человека; становление интереса и познания на основе любознательности, проявляющейся в период дошкольного детства.
«Показывая роль семьи в становлении личности школьника, можно выделить те положения, которые являются особенно важными характеристиками этого процесса: влияние семьи на развитие задатков, способностей и основных видов мотивации: гностической, этической, эстетической» [Ананьев Б.Г.].
На совокупность компонентов, которые составляют воспитательный потенциал семьи, указывают Гребенников И.В., Низова A. «Применительно к семье также можно говорить о её потенциале в целом, а вместе с тем и о её экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродуктивном и воспитательном потенциале. Последний, означает внутреннее присущее семье наличие возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно» [Гребенников И.В. ].
Таким образом, выделив основные компоненты, составляющие воспитательный потенциал семьи, мы ограничимся рассмотрением общих ценностных и этнокультурных ориентаций семьи.
Совокупность ведущих ценностей семьи и этнокультурной ориентации всех её членов является стержневым, составляющим компонентом. Этнокультурный потенциал семьи есть компонент воспитательного потенциала. Это динамическое образование, и оно во многом зависит от типа семьи, выраженности этнокультурных и ценностных ориентаций, от характера взаимоотношения семьи и школы, поддается педагогическому воздействию. Он может изменить характер взаимодействия. В семьях, где ярко выражены общие этнокультурные ценности, доминирует отношение к ребенку как главной ценности. Такое взаимодействие мы определяем как гуманистическое. Это высокий уровень взаимодействия, т.к. он характеризуется не внешним, а внутренним единством ценностных ориентаций семьи и школы в целях, методах, приемах и отношениях к ребенку как ценности.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы является тем механизмом, резервом наращивания воспитательного потенциала семьи, который должен реализовываться с учётом этнокультурных традиций воспитания. Тогда усилия семьи и школы соединяются в интегративное единство целей, оценок, позиций, а не их рассогласование, т.е. устанавливается продуктивное взаимодействие, которое может быть и одним из основных характеристик воспитательного процесса.
Литература :
-
Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН, 1992. - №3. – С. 31.
-
Ахияров К.Ш., Исхаков Т.Н. Народная педагогика и современная школа: Программы для педагогических университетов. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1991.
-
Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М.: Статистика, 1975. - 181 с.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.
-
Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социол. исслед.,1982. - № 2 - С. 35.
-
Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педагогика. -1992. - № 7-8.
-
Домострой // Семья. – Т.1. – М., 1991.
-
Заостровцев А.П. Социология семьи // Социал.-полит. журн.-1993.-№ 9-10.- С. 32.
-
Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психология личности. - Л.: Знание. - 1974.
-
Семья в кризисном обществе / Ред. В.А. Ядов. – М., 1993. – 94 с.