Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Автор: 
Анжела Терсакова, Анаид Костенко (Армавир, Россия)

В современных условиях, как отмечают научные исследования Г.Н. Волкова, З.И. Равкина, И.А. Колесникова, К.Ш. Ахиярова, Г.С. Виноградова и др., необходимо качественное изменение вос­питательного процесса, которое включает в себя идеи народной педагогики, этнопедагогической культуры воспитания .

Этнопедагогика сохраняет уникальную духовную культуру народа, в которой отражены его философия, религия, мировоззрение, жизненные идеа­лы, специфика этнических особенностей системы воспитания в семье, опыт типичных народных форм взаимодействия [Волков Г.Н. ]. Полное раскрытие воспитательного потенциала семьи невозможно без характеристики целей, задач, принципов, методов и условий семейного воспитания.

Семейное воспитание — это система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание — сложная система. На него влия­ют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспечен­ность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отно­шение к ребенку. Все это органично переплетается и в каж­дом конкретном случае проявляется по-разному.

Возрождение прогрессивных народных традиций и самобытной куль­туры, приоритет общечеловеческих ценностей, - это богатое наследие народ­ной педагогики сегодня является, едва ли не единственным источником вос­питания нравственности, формирования духовного мира у подрастающего поколения. Целостный процесс воспитания личности включает в себя и вос­питание на традициях народной педагогики в условиях и особенностях семейного воспи­тания.

Освоение подрастающим поколением общечеловеческих ценностей, которые также представлены в народной педагогике, повышают престиж школы и семьи. Поэтому так важно использовать идеи, образы, представления, тради­ции, входящие в состав общечеловеческих ценностей, для решения задач вос­питания.

Задача школы и семьи состоит в том, чтобы эта ориентация на народ­ные традиции воплотилась в практическую созидательную деятельность. Все это свидетельствует о глубине и воспитательном потенциале содержания на­родной педагогики.

Влияние школы на развитие воспитательного потенциала семьи огра­ничено. Школа не может изменить образовательный потенциал семьи, педа­гогическую культуру родителей, материальное положение. Однако сила учителей и школы - в развитии их взаимодействия в сторону ценностного единства. Это взаимодействие может быть реализовано через осознанное стремление родителей, помочь школе в деятельности по тем направлениям, которые им представляются актуальными и важными (здоровье учащегося и его образо­вательная перспектива). В этих случаях активность родителей по отношению к школе резко возрастает. Этим обосновано вычленение нами ведущих на­правлений их взаимодействия. В настоящее время в педагогике

семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее рав­ноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать не­возможного);

- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др.

В педагогике к настоящему времени было сделано множество попыток рассмотрения компонентов воспитательного потенциала семьи.

Именно тип семьи раскрывает её воспитывающий потенциал, и родители во многом определяют: социализацию ребенка; развитие у него вербальных и речемыслительных процессов; овладение им предметными действиями и его сенсомоторным развитием; приобщение к основным видам деятельности человека; становление интереса и познания на основе любознательности, проявляющейся в период дошкольного детства.

«Показывая роль семьи в становлении личности школьника, можно вы­делить те положения, которые являются особенно важными харак­теристиками этого процесса: влияние семьи на развитие задатков, спо­собностей и основных видов мотивации: гностической, этической, эстетиче­ской» [Ананьев Б.Г.].

На совокупность компонентов, которые составляют воспитательный потенциал семьи, указывают Гребенников И.В., Низова A. «Примени­тельно к семье также можно говорить о её потенциале в целом, а вместе с тем и о её экономическом, культурном, нравственном, рекреативном, репродук­тивном и воспитательном потенциале. Последний, означает внутреннее при­сущее семье наличие возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно» [Гребенников И.В. ].

Таким образом, выделив основные компоненты, составляющие воспи­тательный потенциал семьи, мы ограничимся рассмотрением общих ценностных и этнокультурных ориентаций семьи.

Совокупность ведущих ценностей семьи и этнокультурной ориентации всех её членов является стержневым, составляющим компонентом. Этнокультурный потенциал семьи есть компонент воспитательного потенциала. Это динамическое образование, и оно во многом зависит от типа семьи, выраженности этнокультурных и ценностных ориен­таций, от характера взаимоотношения семьи и школы, поддается педагогическому воздейст­вию. Он может изменить характер взаимодействия. В семьях, где ярко выражены об­щие этнокультурные ценности, доминирует отношение к ребенку как главной ценности. Такое взаимодейст­вие мы определяем как гуманистическое. Это высокий уровень взаимодействия, т.к. он характеризуется не внешним, а внутренним единством ценностных ориентаций семьи и школы в целях, методах, приемах и отношениях к ребен­ку как ценности.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы является тем механизмом, резервом наращивания воспитательного потенциала семьи, который должен реализовываться с учётом этнокультурных традиций воспитания. Тогда усилия семьи и школы соединяются в интегративное единство целей, оценок, позиций, а не их рассогласование, т.е. устанавливается продуктивное взаимодействие, которое может быть и одним из основных характеристик воспитательного процесса.

Литература :

  1. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН, 1992. - №3. – С. 31.

  2. Ахияров К.Ш., Исхаков Т.Н. Народная педагогика и современная школа: Программы для педагогических университетов. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1991.

  3. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М.: Статистика, 1975. - 181 с.

  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974.

  5. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социол. исслед.,1982. - № 2 - С. 35.

  6. Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения // Педаго­гика. -1992. - № 7-8.

    1. Домострой // Семья. – Т.1. – М., 1991.

  7. Заостровцев А.П. Социология семьи // Социал.-полит. журн.-1993.-№ 9-10.- С. 32.

  8. Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты // Социальная психоло­гия личности. - Л.: Знание. - 1974.

  9. Семья в кризисном обществе / Ред. В.А. Ядов. – М., 1993. – 94 с.