Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Автор: 
Вера Накарякова (Екатеринбург, Россия)

Джиллиан Хэнбери Пул основательница «Фонда поддержки культуры и искусства в странах Центральной и Восточной Европы» считает, что «Международный экономический климат повсеместно складывается так, что в ближайшие десятилетия почти не останется частных или государственных музеев или галерей, которые бы гарантированно получали достаточные финансовые вливания» [1].

Каково же положение дел в учреждениях культуры в направлении анализа эффективности их предпринимательской деятельности? В работе Шековой Е.Л. [2] представлены основные характеристики крупнейших музеев мира и России, а также результаты их деятельности, в том числе применяя расчет «значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей». Максимальное значение коэффициента (0.33) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне, а самые низкие значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей характерны для российских музеев (0,011-0,12). Высокий уровень показателя достигается инновационными разработками музея в области коммерциализации программ для различных категорий посетителей.

Итак, существующее положение экономической деятельности российских учреждений культуры возможно улучшить путем внедрения инновационных разработок в области создания коммерческих программ разного рода: внедрения новых технологий, в том числе создание системы виртуальных и дистанционных услуг (виртуальных музеев, концертных залов, дистанционных форм обучения ремесленничеству, рукоделию, предоставление уникальных площадей для проведения детских праздников, свадебных обрядов и др.), многое их которых уже внедрено и находится на стадии внедрения.

Для решения проблем улучшения финансового положения бюджетной сферы был принят ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [3].На практике по данным на 01.07.2010 г., в сфере культуры создано 208 автономных учреждений, что составляет 9,2 %. [4].

Сегодня Свердловская область испытывает серьезное соперничество со стороны соседних регионов, активно использующих фактор культуры для повышения своей привлекательности. В 2010 г. была утверждена постановлением программа «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011- 2015 годы» [5], в которой четко прописаны проблемы отрасли и пути их решения.

Однако существующее экономическое положение многих учреждений культуры сегодня во многом следствие недостатка молодых управленческих кадров, обусловленного низким уровнем престижа творческой деятельности. Без выработки системных мер и целевой системы мотивации творчества не будет решена на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных, инновационно мыслящих, конкурентоспособных кадров – это решение проблемы с одной стороны, с другой стороны – формирование современного специалиста в образовательном учреждении.

Сформировать конкурентоспособного специалиста в некоммерческой области возможно путем более глубокого изучения ключевой рыночной дисциплины маркетинг, что в переводе с английского обозначает « действие или бизнес продвижения и продажи продуктов или услуг, включая исследование рынка или рекламу» [6]. Значение маркетинга как феномена в современной действительности, помогающего снизить неопределенность рынка и повысить доходность хозяйствующего субъекта, общепризнано. Таким образом, маркетинг, охватывающий все процессы компании любой отрасли, помогает ставить необходимые цели и задачи, находить в связи с этим оптимальные управленческие решения, и, в итоге, повышать конкурентоспособность предприятия в целом. То есть основы маркетинга необходимо изучать и применять в практической деятельности специалистам разных отраслей. В жизни музеев все большее значение приобретает маркетинг как один из видов творческого управления с целью расширения сфер влияния музеев путем выяснения запросов потребителей специфической музейной продукции, организации исследований в области потребительского рынка музейных услуг и разработок, связанных с удовлетворением этих запросов [7].

Главными задачами музейного маркетинга являются: анализ потребностей потенциальных посетителей; прогноз их состава; определение перспективных услуг, которые может предложить музей; уровень платежеспособности; возможности получения прибыли [8]. По данным Американской ассоциации музеев (ААМ), бюджет музеев складывается из трех частей: государственные поступления на федеральном уровне, уровне штата и муниципалитета; спонсорских пожертвований; доходов от собственной деятельности. Причем, как считают эксперты ААМ, эти три части бюджета должны быть приблизительно одинаковы. В такой ситуации «музейный организм» здоров и правильно развивается [8].

Опыт работников музеев за рубежом можно использовать и нашим музеям. Так, сокращение бюджетных средств и средств округов на музеи в Канаде и США в конце 1980-х годов подтолкнуло Милуокский публичный музей принять решение об обретении полной независимости от округа. Совместными усилиями была создана комиссия для рассмотрения альтернативных подходов к функционированию музея. Комиссией был выбран Совет директоров, который должен был изыскивать различные источники финансирования, осуществлять контроль за руководством и разработку политики, контролировать финансовые вопросы. В итоге положение музея значительно улучшилось. Обретя независимость от округа, он получил возможность реализовать несколько доходных проектов: расширил музейную экспозицию для выступлений авангардистских театральных трупп, декорациями для которых служили улицы 1930-х годов; создал центр технологий будущего и т.д. При этом музей не отказался от традиционных способов получения денежных средств путем привлечения новых членов в Общество друзей музея или расширения компании по сбору пожертвований [8].

Говоря об организации благотворительности, стоит обратить внимание на существующий опыт специально созданных для этого организаций и фондов: частные лица (фонды Кресса, Сороса, Потанина и др.); общественные организации (Российский фонд культуры); корпорации (фонды «Кока-колы», «Мицубиси» и т.п.); гранты (AT&T Foundation от 500 до 1855000 долларов США, контактная информация на Web:http://www/att/com/ foundation, фонд в поддержку взаимопонимания (Trust for Mutual Understanding? Тел./факс: (212) 632-34-05, (212) 632-34-09) [9].

Государственные органы власти и спонсоры выделяют деньги на реализацию конкретных программ, которые должна иметь следующие характеристики: актуальность проблемы, вызывающей необходимость разработки программы; идея решения проблемы; цель программы; задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели; перечень конкретных работ с указанием сроков выполнения и исполнителей; систему мотивации; необходимые ресурсы для реализации программы (финансовые, организационные, кадровые, информационные и др.).

Мероприятия маркетинговых программ формируются в зависимости от стратегии учреждения, так как они определяют способы поведения музея в соответствии с рыночной ситуацией. Важнейшим инструментом, позволяющим реализовать маркетинговую стратегию на практике – это «комплекс маркетинга», то есть «набор средств маркетинга, воздействующих на рынок» (Ф. Котлер) [10]. Содержание комплекса маркетинга мы представили в следующей таблице.

Таблица - Содержание комплекса маркетинга в авторской трактовке («6Р»)

Наименование составляющих комплекса маркетинга

Характеристика

Рыночный продукт (товар или услуга)

Совокупность продуктов, предлагаемых организацией для целевого рынка (определенной группе потребителей или сегмента рынка)

Цена

Количество денег, которое потребитель готов заплатить за продукт

Распределение

Совокупность каналов распределения продукта, связи, наличие транспорта – все это делает продукт доступным для данного целевого сегмента

Продвижение

Любая деятельность организации по распространению сведений о достоинствах продукта с целью создания его популярности и убеждения покупателя совершить покупку конкретного продукта

Люди: потребители и персонал

Люди:

–потребители, организации и общество в целом, для удовлетворения потребностей которых необходимо производство продуктов в целом;

–персонал, занимающийся созданием и продажами продукта и непосредственно обслуживающий потребителей.

Выгода

Получение организацией определенных преимуществ, дополнительного дохода, увеличения объема продаж продукта, а также социально–экономического эффекта

Итак, при создании маркетинговой программы необходима ее разработка по каждому из элементов комплекса маркетинга. Далее рассмотрим следующее направление маркетинговой деятельности учреждений культуры – это маркетинговые коммуникации, которые также являются важным инструментов воздействия на потребителя его услуг: создание Интернет сайта; регулярное эфирное время на радио и телевидении, серии телевизионных передач, специально посвященных музейной тематике (например, серия телепередач «История одного шедевра» на материале Государственной Третьяковской галереи); работа на туристических ярмарках и взаимодействие с туристическими фирмами.

Перечисленные функции специалиста по маркетингу базируются на такой важной компетенции, как «проведение маркетинговых исследований».

Рассмотрим один из частных случаев повышения компетенций в маркетинговой деятельности в нашем учебном заведении. Студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета закрепляют свои знания методики проведения маркетинговых исследований, умения её использовать в сложившейся ситуации, путем выполнения конкретных исследовательских работ: силами студентов Института искусств, в рамках изучения дисциплины «Основы маркетинга», были выполнены следующие исследования: изучение потенциальных потребителей в районе торговых центров (ТЦ) «Калинка», «Монетка» и «Кировского» на предмет перспективности строительства нового торгового центра. Исследования осуществлялось методом наблюдения, опроса потребителей и интервью экспертов. Как результат – данные маркетингового исследования, отраженные в отчете удовлетворил заказчика и в настоящее время уже построено здание ТЦ и работает; «Антикризисные меры по предотвращению снижения потребности услуг в условиях кризиса на примере деятельности фотосалонов г. Екатеринбурга» (о результатах было написано в статье, опубликованной в депонированном сборнике научных трудов ИНИОН РАН «Россия в современном мире», 2010. – т. 8. С. 129-139.); «Духовно-нравственные ценности молодежи на примере исследования восстребованности музейных услуг в г. Екатеринбурге» (опубликована на сайтах ИНИОН РАНwww.rkpr.inion.ru в разделе «Социальное государство» от 17.09.2009. ­и www.rim.inion.ru «Россия и современный мир» в разделах «Национальные интересы» и «Молодежь»).

Таким образом, приобретенные теоретические знания на лекциях по изучению основ маркетинга, воплощение их в конкретных исследованиях, наработка навыков в изучении рынка, получение позитивных эмоций от признания работ высоком уровне (РАН, собственника предприятия) способствуют формированию конкурентоспособного современного специалиста, способного улучшить экономические показатели деятельности учреждения культуры.

Литература:

1.Пул Джиллиан Х. Когда менеджмент приносит деньги: наставления учреждениям культуры всех стран / Пер. с анг. – СПб.: «Контрфорс», 1999. – 197 с.

2.Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры (на примере музеев) // Маркетинг в России и за рубежом 2002, № 2. С.60-61.

3.Федеральный Закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» / Областная газета от 8 ноября 2006 г.

4. Жигало Д. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности. С.96. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20% (26.06.2013)

4. Москва. ИНИОН РАН. Конференция «Россия: ключевые проблемы и решения» в разделе «Социальное государство»; www.rkpr.inion.ru

5.http://www//oxforddictionaries.com/veiw/entry/m en gb0500950#m engb 0500950 (04.02.2013).

6.Бутиков Г.П. Маркетинг в музее // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1995.

7.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/Л.М. Шляхтина. – 2-е изд. Стер. – М.: Высш. Шк., 2009. – 183 с.

8.Гнедовский М.Б. Что такое музейный маркетинг?//Мир музея. 1995. №4.

9. Ушаков И.И. Как привлечь инвестиции. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

10.Котлер Ф. и др. Основы маркетинга / Пер. с анг. – М., Спб.: Изд. дом «Вильямс», 2007. – 944 с.