Автор:
Элина Старикова (Армавир, Россия)
На сегодняшний день педагог дополнительного образования детей - один из величайших специалистов, который занимается развитием талантов и способностей дошкольников, включая их в художественную, спортивную и другую деятельность. Таким образом, реализуя дополнительные образовательные программы различной направленности [1, c.288].
Отношения с детьми (межличностные и межгрупповые) в ДОУ строятся на основе творческого взаимодействия детей и взрослых. Современный педагог дополнительного образования должен быть направленным на детей, владеть коммуникативными навыками, иметь определенные знания для разработки авторских образовательных программ, уметь пользоваться инновационными технологиями [2, c.352].
Характерной особенностью дополнительного образования является: свободный выбор ребенком сфер деятельности; ориентироваться на личностные интересы ребенка; единство обучения и воспитания. Образование, как целостная система предполагает 2 цели: социализацию и индивидуализацию личности ребенка [5, c.739]. Для того, чтобы объединить эти две образовательные сферы в одно образовательное пространство, и создать необходимые условия для полноценного развития ребенка, призвано дополнительное образование детей [4, c.18].
Однако до настоящего времени еще не отработана подготовка педагога дополнительного образования детей в системе высшего образования. Педагог, занимающийся дополнительным образованием детей, не имеет возможности получить базовое высшее образование, их подготовка ограничена лишь средним специальным образованием.
В связи с дефицитом педагогических кадров с профессиональной подготовкой системы дополнительного образования детей пополняется людьми, которые не имеют педагогического образования и опыта работы, хотя они и являются высококвалифицированными специалистами по своему профилю (музыканты, спортсмены, танцоры и др.)
Не имея соответствующей подготовки, педагогу приходится участвовать в разработке авторских образовательных программ, выбирать способ решения соответствующих воспитательных и дидактических задач [7, c.116]
Эта проблема была предметом дискуссии на всероссийских конференциях, на эту тему написана не одна диссертационная работа, не говоря уже о там, сколько авторов писало об этом в статьях. Различные авторы предлагают свои пути решения данной проблемы [6, c.68].
Кочеткова В.Г. написала диссертационную работу по теме: “Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей”. Проведенное экспериментальное исследование показало, что организация уровневой подготовки специалистов системы дополнительного образования, базирующаяся на сочетании личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов, должна быть направлена на поэтапное формирование профессионально значимых и личностных качеств, входящих в личностный, когнитивный, деятельностный компоненты модели специалиста.
Это задача может быть решена при условии разработки содержания спецкурсов, органично дополняющих обязательные учебные дисциплины, развивающих междисциплинарные связи, что позволяет дифференцировать работу с различными группами педагогических кадров. Эффективным при разработке программного обеспечения уровневой подготовки явился блочно-модульный подход, дающий возможность интегрировать не только содержание различных спецкурсов, но и методы, формы обучения и контроля, что позволяло обеспечивать психологический комфорт на каждом уровне подготовки [3, c.213].
В журнале “Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена” опубликована научная статья “Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей: проблемы и перспективы ” Шестаковой М. В.
Автор статьи предлагает как один из вариантов решения проблемы, связанной с недостаточной профессиональной подготовленностью педагога дополнительного образования детей, модульную программу, цель которой - освоение культуры проектирования, открывающей педагогу возможности для работы с содержанием педагогической деятельности: проектировать, анализировать, изменять ее.
Задачи программы:
1. Создать условия для освоения участниками программы технологии и методики проектирования: разных форм организации учебной деятельности; форм инициативной организации образования; целостных образовательных практик; инновационных образовательных проектов.
2. Познакомить с технологиями развития проектных компетенций и культуры проектирования в совместной деятельности педагога и ребенка.
3. Содействовать разработке сетевых образовательных проектов центра инновационного образования.
4. Организовать проектную и исследовательскую деятельность участников программы по: типологизации проектов в образовании; разработке критериев и методики экспертизы проектной деятельности; проявлению оснований разворачивания проектов в образовании; разработке и осуществлению собственных проектов; рефлексии проектной деятельности.
Программа рассматривается как сетевой продукт центра инновационного образования, организованного в территориях, поэтому механизмами ее построения являются: соорганизация площадок в процессе разработки и реализации разделов программы, определения специализаций программы; совместная разработка программ учебных сессий, организация базовых образовательных событий в каждом разделе программы, содержание которых ориентировано на разные предметы проектирования и обеспечивает разные специализации участников программы [8, c. 273].
Таким образом, для решения проблем подготовки педагогов с высшим педагогических образование для системы дополнительного образования необходимо:
-включить в классификатор специальностей высшего образования (бакалавриат) специальность «Дополнительное образование»;
-предусмотреть возможность педвузам вести подготовку по двум смежным специальностям;
-закрепить правовой статус педагога, получившего подготовку по дополнительной специализации в вузе.
Литература:
-
Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2005. 288 с. (Управление образованием)
-
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.
-
Кочеткова В.Г. Уровневая подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей. Дисс. канд. пед. наук. – Самара, 2003. – 250 с.
-
Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / Гл. ред. Н. Б. Крылова. М., 1995.
-
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1965. Т. 2. С. 739.
-
Профессиональная компетентность педагога: Сб. ст. Пермь, 2006. 68 с. (Творческая педагогика).
-
Профессиональная компетентность педагога: Сб. ст. Ч. 2. Пермь, 2006. 116 с. (Творческая педагогика).
-
Шестакова М. В. Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей: проблемы и перспективы. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-portret-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-problemy-perspektivy
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор Тупичкина Елена Александровна.