Автор:
Элеонора Стрига (Одесса, Украина)
Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности.
Также изменилось содержание образования. Все больше изучаются прикладные направления наук. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество европейского типа. Формируется система образования адаптационного типа, которая позволяет молодым людям приспособиться к условиям жизни в обществе, раскрыть личностный потенциал.
Действующая парадигма европейского образования основывается на гуманистическом, нравственном и интеллектуальном образе жизни, имеющих связи с национальной культурой каждого государства, теорией и идеями, в которых сконцентрировано демократический стиль мышления, мировосприятия, способы постижения и интерпретации действительности, нормативные модели поведения и ценностные ориентации [3].
Касаясь вопроса европейского образования, следует сказать, что глобальное образование одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном многокультурном мире.
Глобальное образование – это активный процесс обучения, основанный на солидарности, равенстве, вовлечении и сотрудничестве. Оно позволяет более осознано подходить к вопросам глобального устойчивого развития, а также способствует более активному участию в гражданских инициативах и принятию более рациональных и продуманных решений основанных на устойчивом развитии.
Глобальное образование помогает понять проблемы разных стран, а также то, как данные проблемы влияют на каждого из нас и какова степень нашего влияния на данные государства. Оно является существенной частью формального и неформального образования, обеспечивая необходимыми знаниями и пониманием, развивая определённые навыки и способствуя образованию правильных отношений к чему-либо, чтобы в итоге те, кто обучаются, стали более образованными, уверенными в себе и ответственными гражданами.
В связи с этим мы поддерживаем идею о том, что образовательное пространство современного вуза открывает новые пути разрешения проблемы индивидуализации обучения, т.к. внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, использование компьютерных технологий позволяет разрешить основные противоречия образовательного процесса – индивидуализации обучения в условиях его всеобщности. Обучение в таком образовательном пространстве должно обеспечить студентов максимальным многообразием форм и приемов обучения, отвечающих потребностям и ожиданиям студентом с различными стилями обучения, ведущими репрезентативными системами, познавательными стратегиями и т д. [4].
Также для высшего образования первостепенную актуальность приобретает задача использования возможностей информационно-образовательного пространства в моделировании исследовательской деятельности. Эта задача напрямую связана с концептуальным обоснованием целостной системы образовательной деятельности, сохраняющей в условиях информационной технологии обучения основные этапы формирования умственных действий с использованием конструктивного анализа и моделирования информационно-образовательного пространства [4].
В этом контексте уместно употребить термин «индивидуальная траектория», который означает замысел студента относительного его собственного продвижения в образовании, оформленный и упорядоченный им в соответствии с педагогическими технологиями и учебной деятельностью [2].
Учеными представлен алгоритм проектирования индивидуальной образовательной траектории для тех, кто обучается на основе модульного обучения, включающий шаги преподавателя и студентов (табл. 1) [1].
Таблица 1
Алгоритм проектирования индивидуальных траекторий студентов
Преподаватель
|
Обучающиеся
|
1) разбивает курс на обязательные и вариативные модули;
2) разрабатывает обязательные вариативные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля;
3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обу-чающихся по ИОТ;
4) формирует деятельностное портфолио.
|
1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения;
2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, родителей, психологов и др.;
3) формируют деятельностное портфолио.
|
Логичным становится вопрос о педагогическом сопровождении студентов. Так, Е. Александрова выделяет варианты педагогического сопровождения ИОТ обучающихся, разделенные на следующие блоки:
I блок вариантов — «опека», «забота», «защита» — предполагает деятельность педагогов в ситуациях, когда студент не может самостоятельно разработать траекторию, справиться с затруднением личного плана или же не планирует восполнить явные пробелы в образовании.
II блок — «наставничество». Авторство ИОТ в данном случае принадлежит педагогу. Потребность студента в общении со взрослым зависит от умения педагога создать ситуацию конструктивного творческого взаимодействия. Степень видимой активности педагога преобладает над аналогичной характеристикой деятельности обучающегося и основана на лозунге «делай как Я».
III блок вариантов — «помощь», «поддержка» — характерен для взаимодействия педагогов с обучающимися, способными к большей степени самостоятельности. Авторство ИОТ чаще принадлежит студенту, чем педагогу. Педагогическая поддержка оказывается как по запросу студента, так и по инициативе педагога. Ключевым понятием при определении поддержки является «чувство плеча», т.е. создание атмосферы, благодаря которой обучающийся знает, что у него есть на кого опереться [5].
Так, опыт преподавания иностранных языков в гуманитарном вузе свидетельствует о том, большинство студентов-первокурсников (77%) испытывают трудности в использовании не только традиционных средств обучения, а у них слабо развиты способности к рефлексии и самоорганизации, адекватной оценке собственных знаний и умений.
Поэтому на начальном этапе обучения построение индивидуальной траектории проводится диагностика способностей и академических возможностей студентов гуманитарных специальностей, выявление их языкового опыта в ходе собеседования, анкетирования и тестирования. Дальше все материалы (анкеты, тесты, опросники), а также результаты диагностики хранятся в индивидуальных папках и используются для мониторинга и сравнительного анализа дострижений на различных этапах эксперимента. Пакет документов (языковое портфолио, дневник) формируется в течение всего периода обучения. Таким образом, это отображает индивидуальный опыт деятельности по формированию профессиональной иноязычной компетенции.
Литература:
-
Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НГГУ. 2012.№2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-obucheniya-bakalavrov.
2. Данилюк. А.Я. Теория интеграции образования Текст. / А.Я.Данилюк. Ростов н /Д: РГПУ, 2000. – 440 с.
-
Стрига Е.В. Формування професійного менталітету майбутніх учителів гуманітарних дисциплін: дис. …канд. пед. наук: 13.00.04 / Стрига Елеонора Вячеславівна . – Одеса, 2010. – 288с.
4. http://www.tsutmb.ru/nu/nauka/index.php/razdel/meropr/2011.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=33&sobi2Id=744 .
5. http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html.