Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Автор: 
Елена Пономаренко (Шымкент, Казахстан)

Под экологическим воспитанием понимается формирование и развитие смыслообразующих онтологических ценностей личности, раскрывающих место и роль человека на социоприродном и духовно-экзистенциальном уровнях его существования [1]. В контексте подготовки конкурентоспособных специалистов проблема экологического воспитания связана с проблемой формирования экологической компетентности выпускников вузов. Как показывают результаты анкетирования студентов технических специальностей, задача формирования экологической компетентности не является для них главной, а экологические знания – системными, поэтому актуализируется задача поиска путей и способов совершенствования экологического образования и воспитания в высшей школе.

Эта задача государственного масштаба. В долгосрочной Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года «Казахстан – 2030», принятой в 1998 году, утверждается, что к 2030 году Казахстан должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Среди долгосрочных приоритетов достойное место занял приоритет № 4: Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Президент страны поставил цель и задачу постоянного улучшения условий жизни, здоровья, образования и возможностей всех казахстанцев, а также улучшения экологической среды. Государственная стратегия в реализации этой цели, по мысли Президента, состоит из следующих компонентов: предотвращение заболеваний, стимулирование здорового образа жизни, улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии.

Предотвращение заболеваний «подразумевает использование чистой воды и здоровой пищи, наличие очистительных систем, сокращение объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред». Стимулирование здорового образа жизни направлено на то, чтобы каждый из людей занимался спортом, правильно питался, соблюдал гигиену, не употреблял наркотики, алкоголь и т.д. Третье стратегическое направление состоит в улучшении питания, чистоты окружающей среды и экологии.

Результатом совместной деятельности Министерства образования и науки и Министерства охраны окружающей среды Казахстана явилась Концепция экологического образования (2003 г.), на основании которой была построена система экологического образования, которое должно осуществляться на протяжении всей жизни человека. Студенты, будущие технические специалисты должны быть подготовлены к безопасной для себя, других людей и общества в целом, а также для среды профессиональной деятельности.

Основой успешного решения экологических проблем и предотвращения экологических катастроф признана экологизация экономики, законодательства и общества. Экологизация экономики заключается «в обеспечении устойчивого, экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно-экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии». Экологизация законодательства должна быть направлена «не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности». Экологизация общества - это «процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с природой». Осуществление данного процесса должно производиться через развитие экологического образования и воспитания, научного обеспечения, экологической пропаганды, причем особую роль необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни человека.

Высшая школа, благодаря ее научному, исследовательскому и воспитательному потенциалам, создает необходимые условия для формирования экологической компетентности студентов на основе национальных и общечеловеческих ценностей; развития творческих, духовных и физических возможностей человека, формирования прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта; воспитания гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, формирования потребностей участвовать в общественно-политической жизни страны и др.

На наш взгляд, большим заблуждением является мнение о том, что воспитывать экологическую компетентность студентов должны только преподаватели экологии, физики, химии, биологии и других естественных наук. Считаем, что формировать экологическую компетентность нужно на уровне всех предметов, изучаемых в вузе, в том числе и гуманитарных. Задача педагога – определить, спроектировать и верно раскрыть экологическое содержание учебной дисциплины, иначе говоря, осуществить ее экологизацию. В свою очередь, это приведет к интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, формированию экологической культуры, углублению знаний, саморазвитию студентов и т.д. Можно ожидать экологизацию образовательной среды, окружающей студента, что приведет к повышению эффективности работы всей системы экологического воспитания.

Покажем на примере дисциплины «Физика», как можно повысить эффективность экологического воспитания. Экологические сведения составляют ныне неотъемлемую и важную компоненту курса физики; на их базе формируется экологическая культура специалистов, которая предполагает, в частности, овладение системой знаний о физико-технических и технологических аспектах поддержания равновесия в природе, о способах предотвращения его нарушения. В условиях научно-технического прогресса это служит залогом правильного выбора направления развития производственной деятельности человеческого общества, выбора, в котором предстоит участвовать студентам, т.е. служит важным аспектом подготовки молодежи к жизни и труду. При изучении физики нужно раскрыть роль понятий и величин как важных физических факторов и параметров протекания различных процессов в биосфере, выяснить их допустимые нормы. Испытанным средством имитации сложных форм поведе­ния человека является ролевая игра, включающая элемент не­определенности, действия случайных факторов. В игровой ситуации обучающиеся принимают решения, учитывая множество обстоятельств: как довести теоретический замысел до исполнения, какие необходи­мы для этого сведения, расчеты, детали, устройства, какой это даст экономический эффект, как лучше распределить обязанности, спла­нировать эту работу во времени. Сложности игровой ситуации тем выше, чем больше факторов приходится учитывать при принятии решения. Взаимодействие партнеров, выполняющих различные роли, должно вытекать из необходимости эффективного, оптимального движения к результату.

Медицинскими исследованиями доказано, что развитие техногенных изменений биосферы значительно опережает адаптационные воз­можности человеческого организма. Почти четверть всех болезней и травм в мире свя­заны с разрывами взаимосвязей в природе и ухуд­шением состояния окружающей среды. Развитие энергетики, транспорта, промышленности в эпоху научно-технической революции привело к сильному загрязнению биосферы и большим отклонениям от нормы ее основных параметров, что неизбежно ведет к изменению законов функционирования, как ее отдельных биологических систем, так и всей биосферы в целом, к подрыву ее способности к самостабилизации и самоочищению. Поскольку именно физика открывает законы природы, используемые техникой в процессе производства материальных благ, эту связь физики и техники важно раскрыть со «здоровьесберегающей» точки зрения. Особенность ролевой игры в том, что в споре, возникновение которого по ходу игры неизбежно, будет рождаться простая истина об универсальности научного знания, о его востребованности и влиянии на здоровье.

Внимание студентов привлекается к проблеме выживания в условиях всеобщего экологического кризиса; усиливается мотивация личности к изучению физических основ экологии человека; самостоятельно добывается и анализируется полезная с точки зрения физико-экологических аспектов учебная информация. Иначе говоря, внедрение в учебный процесс ролевых игр экологического содержания способствует решению проблем здоровья человека и общества, и в целом является эффективным средством формирования экологической компетентности студентов.

Многие преподаватели испытывают трудности в диагностике формирования экологической компетентности студентов. Есть общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые отражают основные закономерности формирования личности. Критерии устанавливают связи между компонентами исследуемой системы, качественные показатели выступают в единстве с количественными. Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. Содержание критерия раскрывается через показатели – факты, позволяющие выявить и оценить эффективность деятельности по каждому из критериев. Принимая во внимание данные положения, дополним их требованиями, отражающими специфику формирования экологической компетентности студентов вузов: критерии должны быть раскрыты через ряд показателей, отражающих специфические особенности развития экологического сознания, мышления, мировоззрения, профессиональной направленности личности, и отражать динамику ее развития [2].

Спектр теоретических оснований для разработки критериев экологической компетентности довольно широк и может быть представлен следующими направлениями: развивающаяся система экологических знаний; экологическая направленность личности; экологическое сознание экоцентрического типа (баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой); экологическое мышление (анализ и оценка техногенных воздействий на окружающую среду); экологические умения и навыки; экологическое мировоззрение; готовность и способность к экологической деятельности.

Для формирования экологической компетентности студентов важно помнить о формировании смыслового уровня регуляции и выработку общих принципов поведения. Так впервые появляется возможность оценки формирования экологической компетентности со смысловой стороны. При этом подходе учитываются реальные отношения между целями и мотивами, целями и средствами. На основании этого к спектру теоретических оснований для определения критериев формирования экологической компетентности студентов можно добавить мотивы применения экологических знаний в профессиональной деятельности, систематичность и насыщенность индивидуального использования экологических знаний.

Таким образом, в результате исследования проблемы выявлены проблемы и обобщены теоретические основания для выбора возможных критериев формирования экологической компетентности студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по техническим специальностям. Наиболее продуктивно этот процесс может реализоваться через систему непрерывного экологического образования и воспитания.

 

Литература:

 

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 478 с.

  2. Пономаренко Е.В. Содержание экологического воспитания: деятельностный подход //Высшая школа Казахстана. – 2007. - № 3. – С. 75-79.