Автор:
Елена Пономаренко (Шымкент, Казахстан)
Экологическая культура как компонент целостной характеристики личности выступает в качестве органической части мировоззрения и призвана осуществлять сознательное формирование человеком своей жизненной позиции по отношению к природной среде, и выбор на основании этой позиции соответствующего поведения. Экологическая культура выполняет две мировоззренческие функции: во-первых, способствует установлению тесных связей между экологическими знаниями с другими областями знаний, а также выработке критериев оценки окружающего мира и способов деятельности в нем; во-вторых, способствует ценностной ориентации личности, осознанному построению своего внутреннего мира [1].
Обобщенные знания составляют особую сторону мировоззрения – миропонимание, на базе которого формируется самосознание человека. Он осознает и оценивает свое отношение к миру, себя как личность, свои поступки, желания, интересы. Человек согласовывает свое «Я» с окружающей действительностью. Для «экологического самосознания» важна готовность личности осмыслить свое отношение к миру природы и скорректировать его в соответствии с требованиями гармонизации социально-природных взаимоотношений.
Для выполнения этих функций в структуре экологической культуры должны быть не только усвоенные знания, нормы, оценки, но и мировоззренческие идеи, социологические задачи. С этой точки зрения развитие экологической культуры можно представить как формирование внутренней, мировоззренческой деятельности, которая реализуется в конкретных действиях, поступках, опираясь на систему личных ценностей и с позиции экологической целесообразности.
Экологическая культура как компонент мировоззрения содержится в мировоззренческих подсистемах личности. Экологическая культура является частью общественной, представляющей собой целостную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, включающую не только знания и взгляды, но и оценки и убеждения. Человек, владеющий экологической культурой, способен не только осознать экологические проблемы и понять их личную значимость, но иметь внутреннюю потребность принимать участие в их решении.
Уровень экологической культуры определяется по следующим показателям: культура экологического мышления (способность человека экологически мыслить, умение анализировать экологическую ситуацию, делать выводы); культура экологической деятельности (реальное включение человека в решение конкретных экологических проблем, в т.ч. своей местности); экологическая образованность (экологические знания) [2-3]. Все указанные компоненты взаимосвязаны. Экологические знания способствуют пониманию важности экологических проблем и необходимости рационального природопользования. Они развивают экологическое мышление, вырабатывают ценностные ориентации, определяющие отношение человека к природе. Экологическое мышление стимулирует познание законов природы, принципы устойчивого развития, пробуждает к активной деятельности по их соблюдению. Наконец, в ходе экологической деятельности совершенствуются экологические знания, формируется экологическое мышление, и вырабатываются ценностные ориентации, определяющие ответственное отношение к природе. Развитию экологической культуры способствует личностно-ориентированный подход в обучении.
Цель такого обучения – создание условий, способствующих самореализации и личностному росту обучаемых, становлению экологического сознания, стремлению к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих экологических проблем и предупреждения новых. Знания должны быть обретены самими обучаемыми, чтобы они для них стали значимыми. Это можно достичь, только заинтересовав, мотивировав их, создав условия для того, чтобы возникла потребность в образовании. Отличительной чертой экологического образования является его связь со спецификой биосферы на конкретной территории. Локальные экологические изменения имеют глобальные последствия. Поэтому важно научить молодое поколение видеть в экологических особенностях своей местности отражение закономерностей глобальной экосистемы.
Экологическая культура тесно связана со структурными элементами личности: интеллектуальной (экологические знания и умение применить их в различных ситуациях); ценностно-мировоззренческой (экологические убеждения, ценностные ориентации, оценки, мотивы, отношения) и т.д. Остановимся более подробно на механизмах формирования экологического мировоззрения. В становлении мировоззрения большую роль играет деятельность личности. Анализ работ Л.И.Божович, В.В.Давыдова, А.М.Леонтьева и других авторов показывает, что мировоззрение выступает важнейшим показателем развития личности. Личность – это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своего места в мире. Становление личности происходит в процессе овладения знаниями об окружающей среде, опытом прошлых поколений и познанием своей собственной сущности. А.Н.Леонтьев [4] подчеркивает, что личность характеризуется особой организацией отношения человека к окружающему миру. Они представляют собой иерархическую структуру. Такая структура определяет отношения деятельностей и их мотивов. Процесс отбора мотивов и построения их иерархий является результатом активности самого субъекта. Такой отбор приводит к возникновению направленности на деятельность.
Используя эти идеи, можно сделать вывод, что иерархизация деятельности и их мотивов осуществляется с помощью механизма, содержащего для их оценки эталоны и критерии, а также операции, действия, приемы, с помощью которых эти эталоны (экологические законы, умения, нормы, оценки) и критерии используются. Мотивом такой деятельности служит осознание личностью необходимости строить свои отношения с окружающей средой с позиции экологической целесообразности. Целью является формирование модели взаимодействия с природной средой, осознание своей роли в решении экологических проблем, развитие необходимых для этого систем убеждений и ценностей.
Мировоззренчески ориентированная деятельность, как операционный компонент, содержит совокупность особых действий и операций, с помощью которых осуществляется оценка, соподчинение деятельностей, их ориентировка в экологических ситуациях, осознание и выбор поведения. В процессе деятельности происходит социоэкологическая ориентировка личности, в ходе которой происходит реализация личностных убеждений и ценностей в решении экологических проблем. Ценностные ориентации, как элемент мировоззрения, соединяют в себе функции знания, самосознания и целеполагания личности. Через ценностные ориентации знания обретают для человека личностный смысл, становятся опорой деятельности, превращаются в элементы самореализации. Они являются способом мировоззренческой ориентировки в сфере взаимодействия с окружающей средой. В формировании ценностных ориентаций важным является развитие общих интеллектуальных, а также экологических умений (умение анализировать экологическую ситуацию, оценивать ее, прогнозировать развитие, принимать действенные меры по ее улучшению). Выделяется также личностная сторона ценностных ориентаций, которая включает отношение к природе, мотивацию, интересы, моральную направленность личности, уверенность в необходимости охраны природы.
По характеру используемых знаний (научных, эмпирических) и по уровню развития умений ориентироваться в конкретной экологической ситуации ценностные ориентации могут быть научные (теоретические) или эмпирические (житейские). При эмпирическом пути образования способа социально-экологической ориентировки опора происходит на личностные ценности и нормы. Ценностные ориентации образуются на базе житейского мировоззрения. Усвоенные экологические знания не оказывают должного воздействия на развитие отношения обучаемых к действительности. Они выполняют только познавательную функцию. В теоретическом пути образования способа социально-экологической ориентировки накопленные научные знания служат не только в познавательной, но и в оценивающей и регулирующей функциях. При этом ценностные ориентации образуются на основе ценностей и норм экологического мировоззрения.
Компоненты экологического мировоззрения взаимосвязаны, границы между ними подвижны. Например, прием анализа и оценки экологической ситуации помогает выявлять их ценностное значение, а прием самоактуализации создает условия для рефлексии собственной системы ценностей, которыми обучаемые руководствуются при внутреннем выборе линии поведения в ходе самореализации в решении экологических проблем. Помимо этого, прием целеполагания позволяет личности соотнести личную и социально экологически заданную цель действий в данной ситуации. Это помогает не вступать в противоречие с общепринятыми в обществе ценностями и нормами.
Фундаментом экологического мировоззрения служат экологические знания. Они состоят из систематизированных научных знаний о природе, знаний о фундаментальных проблемах взаимодействия общества и природы, а также специальных экологических знаний. Именно на базе указанных экологических знаний обучаемые осознают важность экологических проблем, необходимость рационального природопользования, у них развивается экологическое сознание, ценностные ориентации и установки, которые предопределяют их действия в окружающей среде. Следовательно, развитие экологических знаний приведет к развитию экологического мировоззрения личности.
Но, раскрывая соотношение знаний и ценностных ориентаций в формировании экологической культуры, обратим внимание на их различие по способу образования, функционирования и развития. В отличие от ценностных ориентаций знания выполняют преимущественно познавательную функцию, способствуя распознанию, выделению объектов и оперирования ими в умственном плане. С помощью ценностных ориентаций реализуется связь усваиваемых экологических знаний с личной заинтересованностью в их приобретении и применении. Они служат побудительной силой для отбора знаний и способа их практической реализации, в проявлении личностной позиции и основанием для выбора в качестве ориентиров желаемой системы ценностей и норм.
Таким образом, экологическая культура выполняет важные мировоззренческие функции. От уровня развития экологического мировоззрения зависит уровень развития экологического мышления, экологического сознания, системы нравственных и духовных ценностей личности, проявляющихся в оценке, прогнозировании и решении экологических проблем. Личность, обладающая экологическим мировоззрением, способна действовать в сложных ситуациях по собственному убеждению и принимать на себя всю ответственность за последствия собственной деятельности. Поэтому вопросы формирования экологической культуры будущих специалистов остаются актуальными и требуют своего решения.
Литература:
-
Нуризянов Р.М. Развитие экологической культуры учащихся в учебно-исследовательской деятельности. Автореф.… канд. пед. наук. – Казань, 2000.
-
Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: ЮНИСАМ, 1996.
-
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование: принципы, содержание и определение базовых знаний /Под ред. А.Н.Захлебного, Л.П.Симоновой-Салеевой. – М.: Изд-во «Тобол», 2997.
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – Т.1-2. – М.: Педагогика, 1983.