Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Автор: 
Хайрулло Абдукодиров, Мубинджон Рахмонов (Худжанд, Таджикистан)

Трансформационная экономика и применения структуры национального хозяйства предопределяют новые экономические отношения, условия развития хозяйств на основе плюрализма собственности и формируют одновременно рыночную инфраструктуру. Сроки формирования рыночной инфраструктуры зависят от правовых аспектов, что создаст юридическую базу функционирования экономики в целом.

В трансформационный период, в Республике Таджикистан существовали предпосылки, как содействующие, так и противодействующие для формирования и развития макроэкономических основ рыночной инфраструктуры.

В этом плане можно отметить следующие факторы:

  • наличие определённого количества образовавшихся хозяйственных единиц в качестве производителей и потребителей различных товаров и услуг, испытывающих потребность в услугах рыночной инфраструктуры;

  • наличие большого количества хозяйственных единиц в частном секторе (личные подсобные хозяйства, дехканские хозяйства и др.), уже реально функционирующих в рыночных условиях на основе рыночных отношений;

  • наличие институтов государственного управления и структур, связанных с макроэкономическими задачами общественного воспроизводства, также, испытывающих потребность в услугах рыночной инфраструктуры.

Рассмотрим эти обстоятельства подробнее. Под влиянием организации и разделения труда количество этих единиц всё время будет иметь тенденцию к увеличению. Значит, и в пространственном, и во временном понимании отношения между производителями и потребителями товаров и услуг по продвижению продукции сильно усложнятся.

Отметим, что по данным статистики, общее число занятых в экономике Таджикистана за 2010 год составляет 2 млн. 264 тыс. человек на конец года. [1, с. 84]. Хотя часть общего населения, примерно более 1,5 мин. выехала за пределы Республики Таджикистан в качестве трудовых мигрантов.

В контексте трансформаций, изменяется структура секторов национальной экономики, сокращается государственный сектор до 46% в 2010 году и увеличивается частный (индивидуальный) сектор до 54%. Так, если доля населения, занятого в индивидуальном секторе, в общем объёме занятых в 2002 году составляла 44%, то в 2008 году эта доля достигла 53,6%. А, в 2009 году этот показатель возрос и составил более 56%. Основная причина – кризис. Экономический кризис 2008 – 2009 годов, когда количество работающих в индивидуальном секторе увеличилось за счёт сокращения госслужащих, а также снижение доходности коммерческой деятельности. Абсолютное число занятых в данном секторе составляло 1 млн. 161 тыс. человек в 2009 году, а в 2010 году – 1млн. 603 тыс. чел. Данный сектор за короткое время достиг впечатляющих результатов в производстве продовольствия, товарных отношений и услуг. На текущий 2012 год, на личных приусадебных участках производится 75 процентов общего объёма молока, 35 процентов мяса, 20 процентов риса, 60 процентов картофеля, 75 процентов овощей и 65 процентов фруктов. [2, с. 162].

Анализ социально-экономической ситуации в Таджикистане на начальном этапе экономических реформ показал, что в республике имелись определённые предпосылки для создания и развития элементов рыночной инфраструктуры.

Такие как:

  • экономическая обособленность небольшого количества субъектов экономики, компактное разделение труда, требующее организации эффективной рыночной среды между ними;

  • фактическое функционирование свободных рыночных отношений в сфере производства продовольственных товаров;

  • наличие макроэкономических структур и элементов рыночной инфраструктуры, нуждающихся в перестройке принципов их функционирования.

Вместе с тем, в стране имелись факторы, которые препятствовали возникновению и развитию элементов рыночной инфраструктуры.

К ним можно отнести:

  • неразвитость отношений собственности, выражающуюся в огромном присутствии государственного сектора и государственной собственности;

  • монопольное положение ряда предприятий республики;

  • отсутствие свободного рыночного ценообразования, наличие системы госзаказа и др.

Ещё на начальном этапе реформ это соотношение было совсем иным. На протяжении многих десятилетий в экономике господствовал государственный сектор в лице так называемой общенародной собственности. Политический кризис начала 90-х годов ХХ века в стране всё радикально изменил. Так, если учитывать союзный характер управления, все многообразие форм собственности сводилось, лишь к двум её видам: государственной и колхозно-кооперативной. [3, с. 14].

С другой стороны, в суровых условиях многие предприниматели, стремятся завоевывать монопольное положение на рынке, что в этапе товарных отношений имеет два направления. Первое заключается в успешной концентрации капитала и развитии предприятия, этим же путём идёт постоянное увеличение его масштабов. Второе состоит в том, что процесс централизации капитала более скорый, т. е. существует и более гуманный способ капитализации и централизаций производства - добровольное объединение или договоренное поглощение, что также способствует появлении монополии и соответственно начинает собственноручно доминировать на рынке.

Монополия и рыночные отношения - несовместимые понятия. Хотя часто и существуют. И, естественно, там, где на рынке предприятие достигает полного монопольного положения, происходит нарушение, подрыв рыночных отношений во всём их комплексе. Рыночная среда деформируется и всё чаще склоняется к интересам монополиста, а не всех участников данного рынка. Рыночная инфраструктура как средство эффективной реализации взаимных интересов будет невостребована или будет работать только в интересах монополиста. Активная и последовательная антимонопольная политика государства является действенной мерой решения данной проблемы на современном этапе экономического развития Таджикистана. В данных условиях огромное значение приобретает рыночное ценообразование.[4, с.12].

При бывшем Союзе, т.е. при командно-административной системе управления, установление заниженных фиксированных цен делало заранее убыточной деятельность производителей многих секторов народного хозяйства. Например, производство зерна, хлеба, муки, других продовольственных товаров, социальные льготы, производство товаров детского ассортимента, медикаментов и других напрямую дотировалось из государственного или общесоюзного бюджета, который находился в полном дефицитном положении. Однако только для убыточных предприятий выделялось более 10 процентов всех бюджетных расходов. [5.212].

На наш взгляд, оценивая содействующие и противодействующие факторы, формирующих экономических предпосылок создания, а также развития рыночной инфраструктуры на начальном и текущем этапах экономических реформ в Таджикистане, можно сделать вывод о том, что в республике, скорее всего, преобладают противодействующие моменты или существует понятие бюрократизма, охваченного ростом коррумпированности. Также преобладающими явились глубина, степень влияния и охвата данных факторов. В свою очередь, значение благоприятных факторов на практике оказалось более существенным, если учесть эти обстоятельства при разработке мер по формированию и дальнейшему углублённому росту рыночной инфраструктуры в Таджикистане. Этот процесс необходимо начать с устранения неблагоприятных факторов.

Логика процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры в Таджикистане имеет поэтапный характер и напрямую зависит от этапов проведения экономических преобразований в стране.

Исходя из этого, на наш взгляд, в процессах формирования и развития рыночной инфраструктуры Таджикистана целесообразно выделить следующие основные этапы:

Первый этап 1991 по 1998 годы - этап преобразования и создания основных организационных структур элементов рыночной инфраструктуры;

Второй этап с 1999 по 2006 годов - период становления, а также, дальнейшего развития и совершенствования рыночной инфраструктуры Таджикистана;

Третий этап с 2007 год - по сей день, и которое окончательно не завершен – полное тенденция развитая и полноценного зрелости организации деятельности всего комплекса элементов.

Это разделение является в определённой мере условным и может иметь некоторые расхождения в зависимости от уровня развития различных элементов рыночной инфраструктуры. Поскольку отношения собственности являются фундаментальным фактором, влияющим на экономические, социальные, культурные и другие стороны экономической системы страны. Поэтому в условиях переходного процесса все мероприятия.

Параллельно этому процессу, благодаря последовательному проведению экономических реформ и политики поддержки, вновь создаваемых предприятий, число хозяйствующих субъектов, зарегистрированных предприятий в Министерстве юстиции Республики Таджикистана, неуклонно увеличивается, достигнув на сегодняшний день более 14,327 тыс. единиц. [6, с. 18].

Резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов и позитивные изменения в направления многоукладной системы экономики не только требуют, но и ускоряют создания элементов рыночной инфраструктуры в Таджикистане.

Как уже отмечено, в течение первого этапа в Таджикистане был создан минимальный правовой фундамент, учитывающий уровень развития отношений текущего времени. За короткое время институты рыночной инфраструктуры были созданы во всей совокупности элементов рыночной инфраструктуры.

Важная роль рыночной инфраструктуры в экономике страны проявляется в активном использовании в макроэкономических процессах стабилизации социально-экономического развития и, соответственно, требует расширения банковской системы и их присутствия. Совершенствования процессов функционирования её качественного состава в условиях переходного периода таких банков, как ОАО «Агроинвестбанк», ГСБ РТ «Амонатбанк», ОАО «Эсхата», ОАО «Ориёнбанк», и др. важна.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, банковская система рынков в Таджикистане является высококонтролиремой и относится к объектам надзора со стороны Национального Банка страны и других госорганизаций.

На наш взгляд, если уставные фонды коммерческих банков будут высокими, то количество создаваемых частных банков составит ограниченное число. На сегодняшний день уставный фонд по нормативу НБРТ для действующих коммерческих банков составляет 30 млн. сомони, а для создания новых банков – 50 млн. сомони. [7, с.27]

Итак, к факторам, препятствующим формированию и развитии элементов рыночной инфраструктуры в Таджикистане, относятся следующие:

  • слабое стимулирования процессов рыночной инфраструктуры со стороны государства;

  • нескорректированные законодательные акты;

  • коррумпированность отраслей и структур;

  • необоснованно высокие налогообложения;

  • отсутствие наличия чистого рыночного ценообразования и др.

Таким образом, оценивая стимулирующие и негативные факторы и предпосылки формирования рыночной инфраструктуры в Таджикистане, можно сделать вывод о том, что в республике на дальнейшем этапе экономических реформ преобладают ограничивающие моменты.

Литература:

 

  1. Таджикистан в цифрах.//Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. – Душанбе, 2013. – С.84.

  2. Барномаи миёнамухлати харочоти давлат барои солхои 2011 - 2013.// Вазорати молияи Чумхурии Точикистон. – Душанбе, 2012. – С. 14.

  3. Абалкин Л.И. Экономическая теория на пути к новой парадигме // Вопросы экономики. - 1993. - № 1. – С. 4-14.

  4. Аудит ва омор. Хисоботи 2012 сол. – Душанбе, 2013. – 120 с.

  5. Бонки миллии Чумхурии Точикистон. Шархи макроиктисодии Чумхурии Точикистон. – Душанбе, 2013. – С. 12.

  6. Джалилов Т. Д. Экономика и нравственность. – Худжанд: Изд-во Р. Джалила, 2010. – С. 217.

  7. Банковский статистический бюллетень. – Душанбе, 2013. - № 2. – С. 27.

  8. http://www. nbt.tj. Дата обращения 5.10. 2012 г.