Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ИНОСТРАННЫХ ПОРТФЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И РАСШИРЕНИЯ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ РОССИЙСКИМИ ТНК НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ

Автор: 
Алена Бабаева (Ростов-на-Дону, Россия)

Вплоть до недавнего времени иностранные портфельные инвестиции не играли значимой роли в российской экономике, и это было взаимосвязано с недостаточно развитым российским фондовым рынком.

В настоящее время более 80% иностранных инвестиций поступает в российскую экономику в форме торговых и прочих кредитов, банковских вкладов. Крупнейшими кредиторами выступают Международные финансовые организации, такие как Международный Банк Реконструкции и Развития, Международная Финансовая Корпорация и Европейский Банк Реконструкции и Развития. Кроме того, в экономику России поступают инвестиции из 117 стран, первенствующая роль отводиться Англии, Голландии, Франции и Германии [4, C.24]

Доля портфельных инвестиций, от всех иностранных инвестиций в экономику России до 2006 года составляла меньше 1%.[4, с.25] В 2006 году их объем вырос почти в семь раз[ 3, с.72], благодаря первичному публичному размещению, потому как именно в тот год произошло резкое увеличение объема первичного публичного размещения акций российских ТНК. На данный момент в России на первичное публичное размещение приходиться основная часть портфельных инвестиций, поэтому логично рассматривать первичное публичное размещение как основной способ привлечения портфельных инвестиций в Россию.

В практике проведения публичного размещения выделяют определенные цели и мотивы первичного публичного размещения. Например, получить прибыль, которую извлекают учредители акционерных обществ в виде разности между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, которое они действительно вложили в предприятие; привлечь финансовые ресурсы; образовать доступ к источнику долгосрочного финансирования; снизить стоимость кредитных ресурсов; получить рыночную оценку; обеспечить гибкость структуры капитала; снизить стоимость капитала; привлечь дешевые заемные ресурсы; максимизировать стоимость компании; обеспечить ликвидность компании для акционеров и т.д.

В осуществлении публичного первичного размещения зачастую выделяют следующие стратегические цели, такие как привлекаемость финансовых ресурсов, появление на зарубежном рынке капитала, формирование позитивной репутации компании, проведение рекламных и ПР –акций компании на внешних и внутренних рынках.

Рост объемов иностранных инвестиций, приходящихся на первичное публичное размещение российских компаний, свидетельствуют о большом потенциале российского фондового рынка. С увеличением количества российских первичных публичных размещений растет приток иностранного капитала в Россию, что положительно сказывается на фондовом рынке.

Проведение первичного публичного размещения в России способствует также улучшению инвестиционного климата в стране, привлечению иностранного капитала, и выходу российского рынка ценных бумаг на мировой уровень. При условии сохранения наметившихся тенденций и проведения хотя бы 50-70% процентов из заявленных первичных публичных размещений можно ожидать, что в ближайшие несколько лет фондовый рынок России будет сравним по оборотам с иностранными фондовыми рынками.

Для анализа взаимосвязи динамики изменения объемов иностранных портфельных инвестиций и расширения практики публичного размещения акций ТНК рассмотрим российскую практику публичного размещения акций. За период с 1996 г. по 2004 г. первичное размещение акций провели 21 компания. В 2006 г., акции предложили 27 компаний на сумму порядка $18,84 млрд, что вывело Россию на четвертое место в мире по первичному публичному размещению [5, с 13]. В 2007 г. несколько компаний провели первичное публичное размещение акций: «Полиметалл», «Ситроникс», «Интегра». «Интегра» разместила 28% от уставного капитала и привлекла $668 млн. «Полиметалл» привлек $604,5 млн. за 24,8% акций.[2,с.18] «Ситроникс» разместил 17,5%, суммарный привлеченный капитал составил $352,6 млн. В мае состоялось размещение «ВТБ», но из-за падения фондового рынка прибыль ВТБ сократилась на 800 млн. рублей до 4 млрд. от ранее запланированной прибыли в 4,5 - 4,8 млрд.

В 2008 году состоялось всего два размещения - компаний Globaltrans и ТГК-13, а объем отложенных размещений, по данным ММВБ, составил $25–28 млрд.[9]. В 2009 году первичное публичное размещение провела компания «Институт стволовых клеток человека» в процессе размещения привлекли $4,8 млн.[10]. Показатели 2009 года оказались минимальными, вернув российский рынок публичных размещений к ориентирам зарождения [1, с.34 ]. В 2010 году рынок первичного публичного размещения открыла компания «РУСАЛ», разместившись первой в российской практике на Гонконгской фондовой бирже. Спрос на акции «РУСАЛа» оказался достаточно серьезным со стороны азиатских, европейских и американских инвесторов. Но сразу после размещения акции компании упали в цене. Тем не менее «РУСАЛ» привлек довольно серьезную сумму в $2,24 млрд, которая остается рекордной среди состоявшихся в этом году размещений. В 2010 г. первичное публичное размещение провели сразу три российские компании: ГК «Русское море», «Протек» и Кузбасская топливная компания. В целом, по оценкам аналитиков, в ходе первичного публичного размещения, компании привлекли порядка $1,3 млрд вместо ожидавшихся $3,8 млрд.[8]. В 2012 году проводили публичное размещение следующие компании – Московская биржа, Мультисистема, МегаФон, MD Medical Group, Facebook, RusPetro Plc.[6]. Общий объем размещения составил 322898 млн.  руб. Объем размещений МегаФон составил 1700 долл. США, - MD Medical Group 289.218 долл. США,Facebook - 16000 долл. США, RusPetro Plc 250 долл. США.

Публичное размещение компании RusPetro Plc более походило на частное размещение бумаг: на 10 инвесторов приходится 80% объема сделки. Согласно документам, RusPetro направит $179 млн от общего объема средств на финансирование бурения и развитие нфраструктуры, $45 млн - на погашение долга перед Сбербанком (РТС: SBER). Компанией MD Medical Group, инвесторам было предложено 12,5 млн новых акций, принадлежащих MD Medical Group, и 13,4 млн акций (с учетом опциона для банков-организаторов) продал основатель группы. Всего в ходе первичного публичного размещения группа смогла привлечь $311 млн. Вся MD Medical Group тем самым была оценена в $888,5 млн.[6].

Таким образом можно отметить что, на решение ТНК провести первичное публичное размещение может повлиять неблагоприятная рыночная конъюнктура, резкие колебания на фондовом рынке и высокая вероятность недооценки бизнеса.

У транснациональных компаний, выходящих на размещение, превалируют основные цели, среди которых повышение капитализации, привлечение инвестиций, реструктурирование бизнеса и прочие. Если рынок, в котором функционирует эмитент, эволюционирует большими темпами, компания вынуждена постоянно повышать в нем свою долю. Из размещений российских ТНК в некоторых случаях рынок более высоко оценил стоимость размещаемых акций компаний, следовательно фактически произошла недооценка компаниями своих акций, а так же перспектив и потенциала. Недооценка может быть связана с неполноценно проведенным анализом реакции инвесторов на предстоящее размещение, перестраховкой компаний, недооценнености степени благоприятствия внешней среды к акциям компании, спекулятивность и т. д.

В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на изменение уровня капитализации компаний до и после размещения. Изменение капитализации российских компаний до и после первичного публичного размещения, большинству компаний выход на публичный рынок принес увеличение стоимости компаний, что можно характеризовать как положительную черту процесса первичного публичного размещения. При этом компании, стоимость которых не возросла, на самом деле к моменту выхода на публичный рынок уже обрели свою действительную капитализацию, и рынок просто подтвердил справедливость такой оценки.

За всю российскую практику публичного размещения акций российские компании привлекли более 5787 млрд долл., а капитализация составила более 39093 млрд долл., к тому же самый большой пакет, который был предложен рынку, составил — 27,7 %, а наименьший — 7 % [7].

Хотелось бы выделить общую тенденцию - с увеличением компаний увеличиваются и объемы привлечения. Такой эффект дает не только размещаемая доля, но и правильная оценка возможностей как рынка так и компании, что позволяет привлечь значительные финансовые средства. Нужно отметить, что объемы на зарубежных площадках выше, чем на российской.

По оценкам экспертов, первичных размещений в 2013–2014 годах должны стать компании преимущественно из нефтегазовой и телекоммуникационной отраслей, сектора финансовых услуг и розничной торговли, а общий объем привлеченного капитала — составить $15–20 млрд.. Как считают эксперты, эти транснациональные компании проведут размещения в эти сроки, потому как постоянно регулируется дата размещения, в зависимости от готовности к размещению и вариативности рыночной ситуации. Помимо того, компании могут использовать альтернативные источники финансирования, такие как частное размещение, выпуск облигаций и продажа доли бизнеса стратегическому инвестору, или отложить первичное публичное размещение до благоприятных времен. По прогнозам специалистов, тенденция проведения компаниями первичного публичного размещения акций сохранится в ближайшие годы.

Следовательно, хотелось бы отметить, что из года в год прогрессирует не только количество компаний, которые используют фондовый рынок для привлечения капитала, но и повышаются объемы привлечения. На первичном публичном рынке размещений появляются не просто крупные ТНК, размещаемая доля которых дает такой эффект, но и компании грамотнее и совершеннее оценивают возможности рынка. Предварительно формируют добавочную стоимость перед выходом на рынок публичных размещений, что позволяет им привлечь немалые финансовые средства. Поэтому расширение и увеличение практики проведения публичного размещения акций российскими ТНК на зарубежных рынках находится во взаимосвязи с объемами иностранных портфельных инвестиций и их пропорциональном увеличении.

 

Литература:

  1. Александров А. Российский рынок IPO // Вандербильд 2010, №6.

  2. Воронова Т., Оверченко М. ВТБ потерял на IPO 800 млн. рублей// Ведомости, 2007, №102 (1876).

  3. Гвардин С. В. IPO: Стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина, 2007.

  4. Инвестиции в России. 2006: Стат. сб./Росстат. – М., 2007.

  5. Садовникова А. Тенденции рынка IPO: анализ и прогноз//Третий IPO-Конгресс, 13 апреля 2007.

  6. Портал PREQVECA // http://www.preqveca.ru

  7. Сайт «Росбизнесконсалтинг» //http:// www.rbc.ru

  8. Сайт Bloomberg // http://www.bloomberg.com

  9. Сайт htt//www.ipocongress.ru

  10. Russian IPO Pioners-4: an analysis & review of 2008 Russian & CIS IPOs, PNB, 2009. URL: http://www.pbnco.com

Научный руководитель:

 

доктор экономических наук, профессор Архипов Алексей Юрьевич.