Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Автор: 
Салтанат Байдыбекова (Талдыкорган, Казахстан)

В Республике Казахстан в настоящее время уделяется проблемам модернизации и аналитичности финансовой отчетности, которая заключается в повышении качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Следовательно, необходимо вести дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в следующих направлениях:

– подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

– упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

– участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита;

– расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО[1,156с.].

Основными факторами, обуславливающими необходимость внедрения МСФО в казахстанскую экономику являются следующие:

Приток дешевых иностранных инвестиций. Согласно мнению многих экономистов, основным фактором, сдерживающим в настоящий момент рост казахстанской экономики, является недостаточный приток инвестиций в частный сектор

Таким образом, роль финансовой отчетности значительно повышается. Современный квалифицированный бухгалтер обязан составить финансовую отчетность в соответствии с действующими нормативными актами и требованиями, чтобы она выполняла отведенную ей роль – обеспечение пользователей информацией – дающей достоверные и полные представления об имущественном и финансовом положении предприятия.

Одним из главных стимулов перехода на МСФО, безусловно, является возможность выхода казахстанских организаций на мировые финансовые рынки. Это утверждение относится в большей степени к крупным организациям.

В связи с переводом финансовой отчетности организации на МСФО у нее возникнет объективная необходимость перестройки всей системы электронного ведения бухгалтерского учета. Эта перестройка может быть осуществлена или на основе имеющегося программного обеспечения с помощью его модернизации, или на основе приобретения нового программного обеспечения.

Согласно мнению многих экономистов, основным фактором, сдерживающим в настоящий момент рост казахстанской экономики, является недостаточный приток инвестиций в частный сектор. Уже сейчас доля полностью изношенных основных средств по статистическим данным достигает 19,8% от общего объема основных средств коммерческих организаций. Особо тревожная ситуация сложилась в промышленности, где средняя степень износа основных средств составляет 52,4%. Это результат отсутствия возможности получения долгосрочных кредитов для выполнения инвестиционных проектов. Казахстанские банки предпочитают работать с так называемыми, «короткими» деньгами, а «длинные» деньги дают под проценты, которые делают получение кредитов делом не выгодным [2,225с.].

Рост рыночной капитализации. Согласно мнению многих экспертов в области рынка ценных бумаг, акции значительной части казахстанских организаций недооценены по сравнению с акциями сопоставимых европейских компаний. Одним из главных объяснений этой ситуации является разница в применяемых стандартах финансовой отчетности. В частности, по-разному трактуется одна из главных характеристик финансовой отчетности - надежность информации. В соответствии с МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, и пользователи могут положиться на нее.

Можно предположить, что трансформация финансовой отчетности, составленной по казахстанским стандартам, в соответствии с требованиями МСФО повысит доверие инвесторов к казахстанским организациям, что, в конечном счете, отразится в росте их рыночной капитализации.

Информация для принятия управленческих решений. Одним из главных стимулов перехода на МСФО, безусловно, является возможность выхода казахстанских организаций на мировые финансовые рынки. Это утверждение относится в большей степени к крупным организациям. Для среднего отечественного бизнеса основной интерес к МСФО заключается в ином. Их применение позволяет обеспечить руководителей различных уровней информацией, которая значительно повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться со своими партнерами и контрагентами на рынке.

Повышается значимость работы главного бухгалтера. Помимо традиционно выполняемых чисто счетоводческих функций, он начинает работать над представлением руководителям организации учетной информации в таком виде, который позволяет им принимать решения, осуществлять контроль и планирование развития, как организации, так и ее структурных подразделений. При этом главный бухгалтер использует свое профессиональное суждение при расчетах различных показателей (например, при определении срока полезного использования объектов основных средств, размера убытка от неразрешенного судебного иска, величины отложенных налогов, дисконтированной стоимости предстоящих пенсионных выплат сотрудникам предприятия и т.п.) [3,220с.].

Принципиальные отличия финансовой отчетности, составленной по МСФО и по казахстанским стандартам бухгалтерского учета

Предметом МСФО являются правила и требования, установленные на наднациональном уровне к отчетной информации о финансовом положении, его показателях и изменениях финансового положения, как правило, группы организаций. Они служат, главным образом, для удовлетворения нужд участников рынка капитала. МСФО это "язык финансовой отчетности" на глобальном уровне, обеспечивающий получение качественной финансовой информации и повышающий ее прозрачность. МСФО не содержат каких-либо положений, устанавливающих нормы регулирования правил статистики, налогообложения.

Темпы внедрения МСФО в казахстанскую экономику, особенно в среднем бизнесе, во многом будут определяться уровнем финансовых и временных затрат на проведение работ по трансформации финансовой отчетности, составленной по отечественным правилам (стандартам) бухгалтерского учета, в финансовую отчетность, составленную по МСФО. Этот уровень затрат с разбивкой по направлениям должны оценить аудиторские организации еще на стадии предварительного планирования при подготовке к заключению договора на выполнение соответствующих работ.

Практика перевода финансовой отчетности организаций на МСФО показала, что основная часть их расходов приходится на следующие направления, имеющие разный удельный вес:

1.Оплата услуг аудиторов (консультантов).

2.Замена или модернизация программного обеспечения.

3. Дополнительные издержки на сбор информации.

Издержки на услуги аудиторов (консультантов). Одну из основных статей затрат денежных средств в условиях МСФО составят расходы на оплату услуг аудиторов за аудит отчетности, составленной по МСФО и за оказание консультационных услуг по трансформации финансовой отчетности в соответствии с их положениями и требованиями. Значимость этой статьи затрат обусловлена тем, что в настоящее время в стране остро ощущается нехватка квалифицированных кадров в области составления отчетности по МСФО. Поэтому большинство организаций, не имея собственных квалифицированных кадров, в условиях отсутствия времени на их подготовку будут привлекать аудиторов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что, скорее всего, спрос на услуги по переводу финансовой отчетности организаций на МСФО будет значительно превышать предложение этих услуг, существующее на казахстанском рынке. То есть спрос не будет удовлетворен в полном объеме, а это вызовет рост уровня цен на эти виды аудиторских услуг[4,94с.].

В связи с ожидаемой высокой рентабельностью вышеуказанных услуг, аудиторам следует, не теряя времени, готовиться к их выполнению уже сейчас, например, путем повышения квалификации на различных курсах и семинарах. Желательно подтверждать ее документами, признаваемыми на казахстанском рынке аудита. Эти услуги, как показала практика, включают в себя:

1)разработку методики трансформации действующей системы учета, под которой понимается комплексная программа, описывающая основные трансформационные процедуры по различным областям учета;

2)детальное описание новых процедур, проводимых в соответствии с МСФО, которые отсутствовали в действующей системе бухгалтерского учета (например, в части отложенных налогов, учета влияния инфляции, консолидации финансовой отчетности и т.д.);

3)унификацию форм для сбора необходимой информации, на основе которой будет производиться трансформация финансовой отчетности;

4)разработку систем таблиц сходств-различий учета по казахстанским или другим применяемым стандартам и МСФО;

5)разработку плана счетов, который позволит формировать все необходимые примечания к финансовой отчетности;

6)разработку форм отчетности и примечаний в зависимости от специфики деятельности конкретных организаций.

7)непосредственное составление или трансформацию финансовой отчетности организации с одновременным обучением ее персонала [5,348с.].

Издержки на программное обеспечение. В связи с переводом финансовой отчетности организации на МСФО у нее возникнет объективная необходимость перестройки всей системы электронного ведения бухгалтерского учета. Эта перестройка может быть осуществлена или на основе имеющегося программного обеспечения с помощью его модернизации, или на основе приобретения нового программного обеспечения. Безусловно, первый путь потребует меньших первоначальных затрат. Однако следует иметь в виду, что он может оказаться малоэффективным, т.к. модернизация зачастую приводит к сбоям и ошибкам в работе программы, что может повлечь значительные затраты в долгосрочной перспективе на внесение в проведенные расчеты корректировок. При этом не удастся избежать затрат, обусловленных привлечением к проведению консультаций и обучению персонала организации специалистов, которые будут проводить модернизацию программного обеспечения.

Второй путь - внедрение нового программного обеспечения потребует существенных первоначальных финансовых затрат. На настоящий момент не известны готовые типовые разработки программного обеспечения, и, поэтому, в каждом конкретном случае, потребуется создание индивидуальных программ, что всегда дорого. Внедрение этих индивидуальных программ потребует их увязки со всей системой программного обеспечения, действующей в организации, а также обучения персонала организации работе с новым программным обеспечением.

Издержки на сбор информации. Финансовая отчетность организаций, составленная по МСФО, отличается от отчетности, составленной по казахстанским стандартам бухгалтерского учета, кроме ранее перечисленных параметров, еще и большим объемом и точностью раскрытия финансовой информации об организации [5,349с.].

Таким образом, необходимо проведение следующих мероприятий по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Казахстане:

  • активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессиях;

  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;

  • развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

  • расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО[6].

Литература:

 

  1. Палий, В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 156 с.

  2. Глушков И.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Москва, «КНОРУС», Новосибирск, «ЭКОР», 2010. – 225 с.

  3. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. ТОО «Издательство LEM». – Алматы, 2010. ч. 1 – 220 с.

  4. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учёт. – Москва: «Омега-Л», 2011. – 94 с.

  5. Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2010.-С.348 -349.

  6. Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007 года №234-III.