Автор:
Наринэ Хачатурян (Ростов-на-Дону, Россия)
Экономика начала XXI века характеризуется становлением общества знаний - "новой экономики", в которой ключевое значение приобретают умственная сила людей и технологии, обеспечивающей многократное ее возрастание. Одна из важнейших задач новой экономики состоит в развитии ее инфраструктурных основ. Отставание инфраструктуры является серьезным препятствием для перехода к инновационной модели развития. Государство располагает достаточно большим арсеналом возможностей в развитии инновационной сферы на условиях партнерства с бизнесом.
В экономически развитых странах реализация национальных проектов и программ развития на основе ГЧП является одним из наиболее распространенных и эффективных механизмов как взаимодействия органов власти всех уровней, частных компаний, так и сочетания различных ресурсов и их источников. Как показывает мировая практика, именно такого рода взаимоотношения в наибольшей мере содействуют экономическому росту и успеху в интересах общества, государства и частного бизнеса.
Многообразие форм государственно-частного партнерства свидетельствует о том, что в нём заинтересованы все стороны, участвующие в процессе взаимодействия[2 с.72 ]. Эффект заключается в том, что государство получает финансирование для капиталоёмких, долго окупаемых проектов, не утрачивает над ними контроль, а бизнес получает доступ к ранее закрытым сферам экономики, например к транспортной инфраструктуре.
Если говорить об инновационной сфере, то здесь у государства возникает несколько целей. Прежде всего, стимулировать бизнес к таким видам деятельности, которые отличаются повышенной степенью риска и неопределённостью. Затем, добиться эффективного взаимодействия между сильно различающимися участниками инновационного процесса (производственниками, финансистами, работниками НИИ и др.). И аккумулировать средства из различных источников в приоритетных направлениях, которые при сложившихся условиях инвестиционной конъюнктуры менее интересны для частных вложений.
Реализация данных целей будет подталкивать бизнес к развитию своих новых направлений, способствующих ускорению экономического роста.
Заинтересован в партнёрстве с государством и бизнес. К примеру, инновационное предпринимательство заинтересовано снижать риски новых проектов за счёт привлечения более дешёвого капитала, чем в рыночном секторе экономики, а также через систему консультаций влиять на распределение государственных вложений в фундаментальные и прикладные НИОКР и образование с учётом собственных планов развития.
Государственно-частное партнёрство является эффективным способом концентрации ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития страны. Однако оно требует высокого уровня доверия между государством и бизнесом. К сожалению, такого доверия в России пока нет, а потому долгое время происходила как бы самоизоляция государственных предприятий от общего массива экономики. В переходные годы частный сектор оказался более привлекательным для занятого населения. Он оттягивал рабочую силу из госсектора и ослаблял его позиции.
Для того чтобы реализовать ГЧП как определенный комплекс взаимосвязей и взаимоотношений между властью и бизнесом, необходимы не только финансовые, но и инвестиционные, информационные, кадровые и инновационные ресурсы, получаемые из различных источников. Кроме этого, нужны хозяйственные системы, общественная поддержка, а также механизмы, способные обеспечить эффективное решение крупных социально-экономических проблем стран. Исходя из этого, государственно-частное партнёрство можно рассматривать как определённую систему, обладающую особым комплексом экономических, социальных, правовых, политических, организационных, управленческих и других взаимосвязей, взаимоотношений и условий, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и источников для социально-экономического развития России.[1, с.20 ]
Государственно-частное партнёрство может быть эффективным и принесёт определённый успех лишь в том случае, если будет формироваться на методологических принципах. Первый принцип это принцип экономического равноправия и ответственности. Суть его состоит в том, что все участники государственно-частного партнёрства имеют равные права в определении вариантов эффективного достижения целей и решения задач. Каждый из участников должен нести полную ответственность перед российским обществом за принятые на себя обязательства. Второй - всестороннего учёта интересов всех участников проекта (принцип демократичности). Третий принцип селективности - ресурсы и их источники должны концентрироваться за счёт партнёрства власти с бизнесом по приоритетным направлениям экономического развития страны. В качестве важнейшего критерия отбора ресурсов и их источников выступает максимально возможное получение комплекса синергетических эффектов (социальных, экономических, инвестиционных, инновационных и др.). Четвертый - стратегического целеполагания. Это обусловливается поэтапностью, последовательностью развития экономики России и её регионов. Оно не может и не должно быть суммой разрозненных и не взаимосвязанных действий его участников.
Соблюдение перечисленных и других методологических принципов формирования и реализации государственно-частного партнёрства будет способствовать повышению его эффективности в решении как текущих, так и стратегических задач экономического развития современной России, реализации её социально-экономических проблем и становлению качественно новой инновационной экономики.
Государственно- частное партнерство в комплексе с другими факторами способно радикально изменить внутреннее содержание экономической системы, способствуя ее переводу на инновационный путь развития. Прежде всего, это проявляется в формировании инновационного типа поведения субъектов хозяйствования. Чрезвычайно важное значение в становлении инновационного типа поведения субъектов хозяйствования имеет совершенствование человеческого фактора в направлении формирования и развития его творческого потенциала.
Творческая активность, связанная с реализацией творческого потенциала человека, является не природным свойством индивида, а характеристикой социальной среды. В инновационном труде реализация творческого потенциала превращается из индивидуального побуждения в объективную общественную потребность. При этом, в отличие от других видов творческой деятельности (научной, художественной, изобретательской и др.), для которых характерны неочевидный результат и высокая значимость эмоциональной оценки, инновационная деятельность ориентируется на рационально оцениваемые действия, позволяющие обеспечивать уверенно прогнозируемый результат, реально зависящий от предшествующего состояния внешней среды, в том числе от наличия ресурсов[3, с.27].По этой причине инновационное творчество в большей мере, чем другие виды творчества, опирается на комплекс знаний, причем не только в той области науки и техники, в которой разрабатываются нововведения, но и в других сферах деятельности, включая экономику и право.
Памятуя о том, что хорошо образованные и умелые люди – это главный фактор в создании и эффективном использовании инноваций, от чего, в свою очередь, в решающей степени зависит благополучие и развитие общества, государство должно прилагать максиму усилий для создания эффективной системы профессионального образования. Причем эти усилия по многим направлениям профессиональной подготовки специалистов могут быть объединены с деятельностью институциональных субъектов хозяйствования, которые ничуть не в меньшей мере заинтересованы в высоком качестве профессионального образования в стране. Такая интеграция в большинстве случаев является конкретным проявлением принципов государственно- частного партнерства, поскольку ведущие учебные заведения как высшего, так и среднего специального образования относятся к государственному сектору экономики, в то время как субъекты хозяйствования представляют в своем подавляющем большинстве частный сектор экономики страны.
Миссия представителей бизнеса в реформировании профессионального образования сводится, в первую очередь, к изменению сложившейся в среде учащейся молодежи ценностной ориентации относительно приоритетов в процессе обучения. Именно они должны убеждать молодежь в том, что решающими факторами успешного трудоустройства и дальнейшего карьерного роста выпускника вуза или техникума выступают не просто наличие диплома, как считают многие молодые люди, а компетентность в своей области знаний и деятельности, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию[2, с.117].
Важным направлением развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования выступает организация подготовки специалистов по направлениям предприятий и организаций. Привлекательным вариантом организации партнерства государства и частного сектора является, например, смешанное финансирование профессиональной подготовки специалистов с ориентацией на инновационное развитие, что будет способствовать достижению баланса общественных и личных интересов, необходимого для формирования оптимальной модели специалиста будущего.
В этом отношении вполне реальной представляется перспектива создания в стране широкой сети государственно- частных учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. Одно из явных преимуществ такого типа образовательного партнерства заключается в том, что в рамках указанных учреждений возможна организация исследований и разработок, имеющих непосредственное прикладное значение. Министерством образования и науки РФ предусматривается в перспективе создание системы региональных научно-образовательных центров, целью которой является интеграция возможностей государственных научных организаций, высших учебных заведений и инновационного предпринимательства для осуществления на базе таких центров совместных исследований и разработок, представляющих интерес для их реализации в частном секторе промышленности[5].
Рационально организованное государственно-частное партнерство способно, кардинально улучшить ситуацию в области повышения квалификации переподготовки специалистов с учетом новых требований, диктуемых задачами инновационного развития. В последние годы, однако, наметились положительные тенденции в этом плане, что в значительной степени связано как раз с тем обстоятельством, что были найдены довольно удачные формы партнерства между государством и бизнесом, соответствующие одновременно потребностям общества и запросам широких деловых кругов.
Примером успешного государственно- частного партнерства в рассматриваемой сфере может служить реализация Президентской программы переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Если в первые годы осуществления этой общероссийской программы ее финансирование осуществлялось исключительно за счет государственных средств, то в последнее время оно переведено на долевую систему, когда с среднем около трети расходов по программе беру на себя бизнес-структуры, направляющие своих работников на переподготовку.
Таким образом, кардинальные преобразования в экономических отношениях между странами, процессы либерализации, инновации, происходящие в современной глобализирующейся экономике, привели к значительным изменениям и во взаимоотношениях между государством и бизнесом. Появились новые формы экономических связей, отвечающие современным потребностям новой экономики. Целью управления экономикой является обеспечение устойчивого, сбалансированного развития. Достижение указанной цели обеспечивается путем нахождения оптимального варианта партнерского взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, а именно – государства и бизнеса. Партнерские отношения активизируют развитие институтов рынка, предпринимательской инициативы, позволяют правильно распорядиться национальным богатством, являются основой функционирования новой экономики.
Литература:
-
Евстафьев Э.Н. Распределение рисков между бизнесом и государством в концессионных соглашениях // Российское предпринимательство. — 2008. — № 8 Вып. 1 (116). — c. 94-97.
-
Евстафьев Э.Н. Частно-государственное партнерство как фактор инновационного развития экономики: диссертация ... кандидата экономических наук: - Казань, 2009.- 194 с.
-
Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 279 с.
-
Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Государственно-частное партнерство в системе стратегического развития территорий. Екатеринбург, Институт экономики РАН, 2011. – 121 с.
-
Хлунов А.В. Государственно-частное партнерство как механизм регуляции государственной инновационной политики в Российской Федерации // Инновации. – 2006 –.№ 1.IRL: http://wwvv.mag.innov.ru
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор Архипов Алексей Юрьевич.