Автор:
Виктория Цыганова (Курск, Россия)
Ни один финансовый аналитик не может со стопроцентной гарантией предсказать на ближайшие месяцы ход развития событий на рынке. Предприятию необходимо опираться на достоверный прогноз при планировании своих расходов и будущего финансового результата на год вперед, а иногда и на более длительные сроки. Менеджеры и маркетологи широко используют в своей практике методику SWOT-анализа при стратегическом планировании. Данная технология позволяет систематизировать и тщательно рассмотреть деятельность предприятия с разных сторон, вскрыть противоречия и диспропорции, выявляя при этом резервы для улучшений и повышения эффективности производства[1].
Руководству каждого предприятия необходимо уметь прогнозировать будущее для его развития, адекватно оценивать финансовое состояние, причем не только своего предприятия, но и существующих конкурентов. Необходимо помнить, что оценку финансово-хозяйственной деятельности недостаточно проводить лишь посредством анализа финансовой отчетности, так как он показывает фактически сложившееся состояние источников финансирования и имущества, а также финансовые результаты за определенные периоды времени. Чтобы сделать прогноз на будущее, потребуется изучение не только внутренних факторов деятельности предприятия, но и оказываемого на него влияния внешним рыночным окружением. Для этого требуется разрабатывать стратегии, которые учитывают специфику производства и меняющиеся условия рынка, способствуют оперативному реагированию на эти условия.
Специфика деятельности управляющих компаний многоквартирных домов заключается в том, что основными конкурентами являются ТСЖ, которые созданы по инициативе собственников жилья. Конкуренция между управляющими компаниями на рынке г. Курска выявлена достаточно слабо, в связи с тем, что управляющие компаний имеют достаточно серьезные ограничения по количеству управляемых домов, налагаемые ресурсной базой управляющих компаний.
Финансовые потоки по типовому объекту управляющей компании представим на рис. 1[2].
Рисунок 1. Схема финансовых потоков по доходам и расходам по многоквартирному дому
Проведем SWOT-анализ ООО «Благоустроенный город» на фоне потенциальной конкурентной среды в виде образования ТСЖ.Согласно определению управляющая компания создана в целях обеспечения эффективного управления недвижимым имуществом, в том числе жилищным фондом и объектами внешнего благоустройства, бесперебойного и качественного жилищно-коммунального обслуживания населения и потребителей, получения прибыли [3].
В первую очередь опишем сильные стороны компании:
- Компания лишена типичной для ТСЖ пассивности собственников, которая приводит к возложению ответственности за состояния многоквартирного дома на председателя правления ТСЖ и приведению к ситуации возможных конфликтов. Управляющая компаний, в данном случае имеет возможность отстаивать интересы собственников жилья путем предоставления гарантий исполнений обязательств и прозрачности взаимоотношений с ними.
- Задолженность части собственников жилья по оплате услуг управляющей компании компенсируются путем распределения рисков по всему портфелю объектов, находящихся под управлением компании.
- Наличие действенных рычагов воздействия на собственников жилья, не исполняющих обязательства по оплате услуг управляющей компании путем передачи дел в судебные органы.
- Наличие единого органа управления многоквартирным домом, по сравнению с общим собранием собственников помещений и общим собранием членов ТСЖ в случае управления путем создания ТСЖ, что позволяет минимизировать затраты на содержание многоквартирного дома.
- Единый формат взаимоотношения со всеми собственниками жилья, по сравнению с двуформатностью ТСЖ (устав для членов ТСЖ и договор для не членов ТСЖ) позволяет соблюдать прозрачность отношений со всеми участниками процесса управления.
- Возможность привлечения более профессионального управленца, позволяющего повысить эффективность управления многоквартирным домом.
- Возможность использования более широкого инструментария по привлечению финансовых ресурсов, начиная от привлечения банковских кредитов и заканчивая использованием государственных программ субсидирования в полном объеме.
Видно, что наличие достаточно большого перечня сильных сторон позволяет компании использовать наличие внутренних ресурсов для более эффективного развития, что позволяет планировать увеличение поступлений финансовых ресурсов и, как следствие, повысить финансовое состояния предприятия в перспективе.
Теперь рассмотрим слабые стороны компании:
- ТСЖ имеют более подробную информацию о состоянии имущественного фонда многоквартирного дома и являются более заинтересованной стороной для ликвидации возникающих угроз (в связи с тем, что сами члены ТСЖ являются одновременно и жильцами многоквартирного дома).
- Отсутствие возможности собственников жилья управлять или контролировать степень расходования платежей на содержание многоквартирного дома может привести к ухудшению взаимоотношений компании с ее клиентами.
- Отсутствие у компании стремления повысить ресурсосбережение многоквартирного дома приводит к потере конкурентоспособности по сравнению с ТСЖ.
Для повышения финансового состояния компании, а скорее для сохранения текущего состояния, необходимо провести дополнительную работу по повышению уровня обратной связи с клиентами компании. Необходимо находить необходимый паритет интересов клиентов компании и самой компанией. В этом случае следует повышение лояльности клиентов компании к управляющей компании, что приводит к не сокращению текущих клиентов, а, возможно, и к увеличению репутации и повышению уровня дохода (как следствие повышается финансовая устойчивость компании).
Проанализируем теперь возможности и угрозы, которые представляет внешняя среда компании и их влияние на финансовое состояние компании.
Рассмотрим возможности компании:
- Взаимоотношение с ресурсоснабжающими компании с позиции равных (взаимоотношения двух коммерческих структур), позволяет проводить политику снижения затрат на привлекаемые и используемые ресурсы.
- Возможность получения представления и защиты интересов собственников жилья – клиентов компании на муниципальном уровне, посредством использования возможностей компании.
- Большая практика создания «формальных» и «фальшивых» ТСЖ и большое количество правонарушений председателями ТСЖ создает неблагоприятное отношение к ТСЖ, что, как следствие, повышает интерес к такому формату управления многоквартирным домом, как управляющая компания.
- Имеющаяся практика получения муниципальных субсидий и участие в перспективных программах муниципального и федерального субсидирования позволяет рассчитывать на привлечение безвозвратного финансирования на реализацию оказываемых услуг.
Угрозы для компании:
- Возникают программы, направленные непосредственно на развитие ТСЖ (обучение сотрудников ТСЖ, оказание методической и консультативной помощи, содействие обмену опытом), которые позволяют оценить риск повышения конкурентоспособности их для управляющей компании.
- Возможное изменение законодательства на региональном уровне, позволяющее ТСЖ получить инструмент воздействия на неплательщиков коммунальных услуг сравнимый по эффективности с инструментами управляющей компании.
Указанные выше возможности и угрозы могут показать, что для повышения финансового состояния анализируемой компании необходимо разработать стратегию повышения конкурентоспособности предприятия путем использования имеющихся возможностей по взаимоотношениям с компаниями, поставщиками ресурсов, и более активное представление интересов собственников жилья на муниципальном уровне. Это взаимосвязано с вышеуказанными рекомендациями. Нейтрализация имеющихся угроз предполагается путем развития имеющегося резерва на повышение квалификации специалистов компании, что приведет к повышению качества оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом.
На любом этапе жизненного цикла предприятия в перспективе его существования большую роль играет правильно выбранная стратегия поведения, как на краткосрочную (до 1 года), так и на долгосрочную перспективу. В стратегическом анализе финансового состояния предприятия метод построения матрицы SWOT является актуальным.
Главное его преимущество в том, что аналитическая работа не зациклена только на финансовом состоянии предприятия или только на анализе конкурентов, а связывает разнообразные факторы внешней и внутренней среды воедино. Одновременно рассматриваются внутренний потенциал предприятия, его ресурсы и резервы, влияние внешней среды на работу предприятия и его успехи на рынке.
Грамотный стратегический анализ, проводимый на регулярной основе, позволяет руководству рассмотреть рыночную ситуацию, колебания спроса, ценовые предпочтения потребителей даже тогда, когда предприятие признано безусловным лидером отрасли. Преимущество на рынке может быть потеряно, если вовремя не будут замечены опасные для предприятия достижения и успехи конкурентов. Даже если руководство уверено, что держит руку на пульсе, проведение SWOT-анализа поможет по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Данный метод можно применять на промежуточном этапе исследования — для углубленного анализа ситуации на предприятии, а в дальнейшем следует опираться на результаты работы аналитиков, творческие решения и интуицию, порождая новые стратегические идеи. Более того, такая накопленная структурированная информация обладает несомненной управленческой ценностью для принятия решений на любом предприятии.
Результаты SWOT анализа и регулярное его проведение, как видно, являются неотъемлемой частью системы стратегического планирования деятельности управляющей компании (рис. 2).
Рисунок 2. Система стратегического планирования
Система стратегического планирования на базе SWOT анализа в компании ООО «Благоустроенный город» является важнейшим инструментом планирования организационно-экономической деятельности управляющей компании, наряду с финансовым прогнозированием результатов деятельности.
Литература:
-
Кожевникова Е.А. Прогнозирование финансового будущего на основе SWOT-анализа / Планово-экономический отдел – 2012. - №10.
-
Траченко М.Б. Модель социально-ориентированной системы бюджетирования ЖКХ муниципального образования / Государственное управление. Электронный вестник – 2012. - №30.
-
Официальный сайт фонда «Институт экономики города». Url: www.urbaneconomics.ru
Научный руководитель:
доктор эк. наук, профессор, зав. кафедрой Е.А.Бессонова.