Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВАРИАЦИИ РАКУРСОВ

Автор: 
Тетяна Уварова (Одеса, Україна)

Художественное творчество, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии – фотоискусство, занимает особое место в художественной культуре.

В последнее время художественная фотография превратилась в обширную, и всё еще раздвигающую свои границы область искусства. Находясь в стадии своего становления и развития, молодая и активно развивающаяся область художественного творчества еще только формирует свой методологический аппарат, поэтому ряд вопросов, касающихся специфики фотоискусства, его сущности и природы требуют искусствоведческого анализа и осмысления. Особенно актуальными они становятся сегодня, в период стремительно развивающихся технологий, в том числе и цифровых, которые возносят фотографию на качественно новый уровень. В связи с этим, актуализируется вопрос места и роли фотохудожника современном искусстве, дискуссионным остается соотношение художественного и документального в современной фотографии. А также, исходя из того, что «произведение искусства имеет бытие только в процессе эстетического восприятия» [2, 64], научный интерес представляет специфика зрительского фотовосприятия, вызванная качественными трансформациями в современном художественном творчестве.

Несмотря, что фотографию отличает непреложная документальность, и то, что она является воспроизведением техническими средствами того, что имело место на самом деле, фотография является лишь аналогом реальности (по Барту), «аналог этот настолько совершенен, что можно говорить о единственном изображении, не трансформирующем свой объект» [1, 130]. При этом, фотографическое сообщение посылается напрямую, минуя коды любого по необходимости искусственного языка.

Безусловно, что документальность не есть абсолютная ценность. Но, даже вынеся понятие документального за скобки, мы останемся с ощущением той «пуповины», которая прикрепляет изображение к своему объекту. У этого ощущения есть реальная физико-химическая подоплека, ведь на пленке фиксируется свет неравной интенсивности, испускаемый объектом, отчего фотография схватывает и сохраняет в буквальном смысле «кожу вещей».

Более того, по утверждению Барта «слагаемыми интенции «чтения» фотоизображений выступают Время и Случай: в настоящем снимка запечатлено неодолимо прошедшее» [1, 130]. То есть реальность, до которой уже нельзя дотронуться. В то же время фотография является тем уникальным устройством, которое позволяет вернуть утраченную реальность неповторимого момента. В этом и заключается сущность самой фотографии, в большинстве случаев неочевидная для нас. Это, безусловно, вопрос художественности в фотографии. Ведь «..фотография обретает немного того достоинства, какого ей недостает, когда она перестает быть репродукцией реальности, показывая нам вещи, которых больше нет» [3, 92].

В этом контексте целесообразны рассуждения Б. Гройса о цифровых технологиях, которые в ещё большей мере изменяют классический баланс «художник – зритель» и вносят свои коррективы в осмысление арт-практики. Апеллируя к фигуре фотографа, Гройс наделяет его особым статусом, фотограф постает в роли «стороннего наблюдателя, необходимо сопрягающий настоящее с прошедшим» [3, 92].

Более детальное осмысление этих и других актуальных вопросов, касающихся современного фотоискусства остается вне данной статьи, в силу ограниченности ее объема. В качестве одного из примеров позитивных качественных трансформаций в современном искусстве фотографии, приведем опыт взаимодействия и взаимообогащения фотоискусства и искусства театрального, который и стал основным посылом данной публикации.

Искусство изобразительное и искусство танца родственны по своей сути, в их природе много общего. Запечатлеть позы, жесты, успеть ухватить самый характерный миг танца, показать и продлить его, передать атмосферу – главное для фотохудожника. Этот процесс поиска и эксперимента, безусловно, бесконечен и привлекателен.

Многие фотографы любят снимать балет: лебединые шеи балерин, идеально выгнутые подъемы их ног, легкость прыжков, свободный полет вопреки законам гравитации, моменты преодоления физических возможностей человека. Все это не может не увлечь как художника, так и зрителя. Но, несмотря на такую популярность темы, существуют определенные трудности.

И, главная из них, на наш взгляд, заключается в том, что художник должен уметь скрывать сложные стороны профессии, показывая лишь пленительное, волшебное искусство, завораживающее, притягивающее внимание, каковым есть балет – пожалуй, единственный вид классического, традиционного искусства, где остались подлинная естественность, грациозность, красота в ее натуральном смысле. И именно эта непреходящая красота, на наш взгляд, и интересна зрителю.

Когда танец и фотография, движение и статичность сливаются воедино, результат может получиться очень интересным и превзойти все ожидания. Свидетельством этого является творчество талантливого одесского фотохудожника Кирилла Стоянова.

Несмотря на юный возраст, у Кирилла прошло несколько персональных фотовыставок. Две из них состоялись в муниципальном музее личных коллекций имени А. В. Блещунова: 2009 г. – персональный фотопроект «Полеты наяву» и в 2010 г. – персональный фотопроект «Вариации ракурсов» (к 200-му театральному сезону Одесского Национального академического театра оперы и балета). А третья фотовыставка – «Неповторимое мгновенье», посвященная 90-летию одесской балетной труппы, прошла в рамках II Международного фестиваля искусств в Одесской опере в июне 2013 года.

В выставочных проектах фотохудожника представлено более тысячи фоторабот, сделанных на спектаклях. Портреты, фрагменты танцев и общие сцены снимались с разных точек: из зрительного зала и из-за кулис. Автор демонстрирует зрителю великолепие балета через многообразие образов, которые создают артисты на сцене. А неожиданность и разнообразие ракурсов позволяют раскрыть невидимые зрителю стороны жизни и творчества балетного театра.

Основной идеей всех фотопроектов Кирилла Стоянова есть желание вникнуть в скрытый от зрительских глаз мир театрального закулисья. При этом фотографии талантливого автора не разрушают театральную магию, а поддерживают ее чары. Ведь известно, что магия оперного театра, не подвластна времени, моде, жизненной прозе. В таком театре нет обратной стороны, нет закулисья в привычном понимании этого слова. Здесь Закулисье – это Зазеркалье. Автору удается, по-своему, восторженно и чувственно увидеть и передать этот нереальный, застывший в прошлом позитивный мир, который населен особыми, идеально красивыми людьми.

Эти работы выглядят классическими и актуальными одновременно. В них есть и ирония, и наблюдательность, и искреннее изумление, и ясно ощутимое любопытство, они – сочетание возвышенного и ординарного, так часто встречающееся и в искусстве, и в жизни. Фотохудожнику удается добиться выразительности и зрелищности. Удается передать уникальную атмосферу театрального действа, при этом создать в своих снимках ощущение интимной близости происходящего. А самое главное – через искусство фотографии передать свою влюбленность в театр и удивительный мир балета.

 

Литература:

 

  1. Барт Р.Camera lucida. Комментарий к фотографии. Перевод М. Рыклина. М., 1997, с.130.

  2. Groys B. The Artist as an Exemplary Consumer // Filosofsky Vestnik, 1999. № 2., c.64.

  3. Цит. по: Ibid. P. 92.