Автор:
Александра Бугославская (Армянск, Украина)
Общественно-политические и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, существенно укрепили и повысили статус психологии как профессиональной деятельности. Как отмечает B. Рубцов, «психологическая наука становится неотъемлемой частью современной социальной практики, ее системообразующим ядром. Ведь трудно сегодня представить себе любую область деятельности, не включала бы в качестве активного ее участника профессионального психолога».
В профессиональном взаимодействии компетентного психолога с людьми, имеющими другое образование, мировоззрение, на первый план выходит личностная составляющая специалиста. В связи с этим при подготовке профессиональных психологов особое внимание необходимо уделять не только приобретению студентами высокой квалификации, но и формированию профессиональной позиции, личностного отношения к предстоящей деятельности.
Как отмечает Г. Абрамова, профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предусматривает обязательное рефлексию на содержание предмета профессиональной деятельности [1, с. 381]. Однако содержание профессиональной деятельности студента-психолога отличается своей специфичностью, поскольку студент находится на этапе профессионального развития. Профессиональное развитие рассматривается как появление в психике человека его новых качеств личности, как овладение человеком новыми профессионально важными качествами, как изменение ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств личности, а также становление профессиональной позиции самого студента-психолога.
Разработкой понятия «позиция» в различных аспектах в отечественной психологии занимались такие психологи, как К. Абульханова-Славская, В. Бедерханова, А. Бодалев, Л. Божович, Э. Зеер, А. Леонтьев, О. Соколовская и др. Позиция личности занимает важное место и в структуре личности и в структуре деятельности.
Наиболее общее понимание дефиниции «позиция» в современном научном тезаурусе рассматривается как: «положение», «угол зрения, отношение к чему-либо, что определяет характер поведения, действия» [3, с. 642]; «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам деятельности, проявляется в соответствующем поведении и поступках; позиция – образования, развивается; зрелость ее характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью» [9, с. 347].
Позиция как «устойчивое внутреннее образование», для которого свойственны активность и инициативность, является неотъемлемой, наиболее обобщенной характеристикой личности. С. Рубинштейн указывал на то, что позиция является связующим звеном между сознанием и личностью, где личность благодаря сознанию занимает определенную позицию во взаимоотношениях между человеком и миром, т. е. личность формируется только осознавая и утверждая свою позицию по отношению к людям, обществу, на основе собственного видения мира и понимания взаимодействия с ним, через систему ценностного отношение к окружающей действительности и к самому себе [7, с. 436].
А. Леонтьев считает, что именно позиция является предпосылкой и условием развития личности. Справедливость такого понимания значения позиции находит доказательства повсеместно в жизни. Следует выделить активную и пассивную позиции личности. Пассивная позиция ведет к разочарованию, к потере индивидуальности, развитию негативных психических состояний – злоба, мстительность и т. д. Такой человек теряет смысл жизни или не находит его вообще. Такая позиция ведет к деградации личности. Активная позиция направлена на реализацию способностей личности. Смысл жизни такого человека заключен в деятельности, которую он совершает на благо обществу, в творениях, которые он дает миру и (или) в эмоционально – ценностных отношениях к миру, к людям, к себе. Только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за это образование, может обеспечить качественное профессиональное развитие специалиста. Это значит, что основой профессионального роста и становления является активное и заинтересованное субъектное отношение к своему образованию.
В. Бедерханова считает, что позиция всегда является результатом самоопределения, т. к. самоопределение есть процесс изменения позиции. В словаре понятие «самоопределение» определяется как осознанный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации [9, с. 375]. В юности в период профессионального образования происходит самоопределение в учебно-профессиональном пространстве. И в этом случае, по мнению Э. Зеера, под самоопределением понимается «не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности» [4, с. 114]. Позиционное самоопределение личности тесно связано и определяется мировоззрением личности, профессиональными установками, индивидуально-типологическими особенностями личности, темпераментом и характером, ее ценностными ориентациями.
Процесс самоопределения, как и самопознание и саморазвитие, обязательным образом включает в себя внутренний диалог. А. Бодалев отмечает, что именно во внутреннем мире человека происходит субъективный отбор и интеграция знаний об окружающей действительности. Именно во внутреннем мире складываются и существуют его подлинные отношения к разным сторонам действительности. Именно в нем человек создает сценарий своей жизни на ближайшее и более отдаленное будущее и определяет пути его осуществления. В этом контексте особое значение приобретает позиция психолога, которую А. Бодалев трактует как целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок опыта, реальности, перспектив, а также собственных притязаний [6, с. 18]. Эта позиция выражает способ самоопределения психолога, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной концепции. Выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего назначения. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сферу своей деятельности психолог считает жизненно важным приоритетом и если на практике психолог реализует современную профессиональную культуру, лучшие традиции и продуктивные инновации современной психологии, то такая позиция может считаться оптимальной.
О. Соколовская в структуре профессиональной позиции выделяет три компонента:
– отношение к людям в профессии, располагающееся в континууме негуманный – гуманный;
– отношение к будущей профессиональной деятельности, отражающее способы освоения и реализации профессиональной деятельности, располагается в континууме пассивный – инициативный;
– отношение к себе как к будущему психологу: непринятие себя – принятие себя, позитивная оценка как будущего психолога.
Автор отмечает, что профессиональная позиция студента-психолога связана с его личностными особенностями: «отношение к людям» связано с позитивным самоотношением, самоинтересом, просоциальными ценностями благополучия всех людей, ценностями самостоятельности; «отношение к будущей профессиональной деятельности» связано с самоуважением, креативностью, просоциальными ценностями благополучия всех людей, достижения и безопасности; «отношение к себе как к будущему психологу» связано с позитивным самоотношением и просоциальными ценностями узкого круга. У студентов-психологов с высоким уровнем общей интернальности, интернальности в области достижений и межличностных отношениях выражены все компоненты профессиональной позиции [8, с. 166].
Таким образом, профессиональное развитие будущего специалиста происходит в двух видах деятельности: в познавательной, в процессе приобретения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и в практической профессиональной, в процессе непосредственного включения в профессиональную деятельность. То, в какой степени личность включится в эти виды деятельности, зависит от той позиции, которую она займет по отношению к ним. А от позиции личности во многом будет зависеть профессиональное развитие специалиста. Профессиональная позиция, являясь позицией личности в профессиональной среде, не должна противоречить принципам жизненной позиции. Только их общность и согласованность может гарантировать становление специалиста как профессионала.
Литература:
-
Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
-
Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В. П. Бедерханова. – Краснодар: КубГУ, 2001. – 220 с.
-
Великий тлумачний словник сучасної української мови / Гол. ред. В. Т. Бусел. – К.–Ірпінь: Перун, 2005. – 1021с.
-
Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
-
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1997. – 304 с.
-
Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 640 с.
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
-
Соколовская О. К. Особенности профессиональной позиции студентов-психологов / О. К. Соколовская // Психология ХХI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология ХХI века» 22–24 апреля 2010. Санкт-Петербург – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – С. 165–167.
-
Шапар В. Б. Сучасний тлумачний психологічний словник / В. Б. Шапар. – Харків: Прапор, 2005. – 347 с.