Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МОНИТОРИНГ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

Автор: 
Замира Эрматова (Самарканд, Узбекистан)

Необходимость формирования и развития гражданского общества, отвечающей потребностям эффективного функционирования современной системы государства, стала важным фактором становления демократического правового государства. Главным направлением текуще­го этапа демократических преобразований является формирование в Узбекистане полноценного гражданского общества. Что же собой представлять эта цель реформиро­вания общества?

В структуре сложившегося гражданского общества четко выделяются следующие ком­поненты:

  • признание и равная юридическая защита всех форм собственности (имуще­ственные права);

разделение властей, независимое и равное для всех правосудие;

  • идеологический, политический плюрализм и действенная многопартийность;

  • широкое развитие многообразных форм самоуправления;

  • свобода вероисповедания;

  • свобода информации и реальная независимость СМИ.

То есть, главным определяющим признаком гражданского общества является признание приоритета и практическое осуще­ствление фундаментальных прав человека.

В развитых же цивилизованных обществах считается самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они обладают определенными неотъемлемыми правами, которые должно соблюдать любое демократическое правительство:

- правом собственности;

- Свободой слова, свободой выражать ж мысли, свободой печати;

- свободой вероисповедания;

- свободой собраний и объединений;

- правом на равную защиту закона;

правом на соблюдение законности и справедливое судопроизводство.

Эти права существуют отдельно от правительства, их невозможно отменить законодательным путем, они не могут стать жертвой минутной прихоти большинства.

Общество никогда не меняется скачком, между двумя различными общественными состояниями всегда лежит переходный перед, который переживаем сегодня и мы. Его главным содержанием является трансформация от тоталитаризма к демократическому правовому государству и полноценному гражданскому обществу. В свою очередь это означает, прежде всего, осуществление действенных практических шагов по признанию и обеспечению, безусловно, соблюдения фундаментальных прав и свобод человека.

А, следовательно, и мониторинг соблюдения прав человека становится в этих условиях одним из важнейших инструментов построения гражданского общества, обеспечивающим контроль и гибкую обратную связь, без чего невозможно эффективное управление демократическими преобразованиями.

Говоря о соблюдении прав человека, мы нередко остаемся в плену вполне естественных стереотипов.

Например, все вполне ясно, когда человек в чем-то ущемлен и обращается за зашитой в те или иные инстанции, скажем, в связи с вступлением в силу в отношении него обвинительного приговора суда. Здесь мы имеем дело с достаточно жестким огра­ничением человека в его гражданских правах, а, следовательно, с кажущимися ему, а может быть и действительно допущенными нарушениями прав человека.

Но ведь мониторинг осуществляется во многих случаях и там, где эти нарушения не видны, а люди по их поводу, ни в какие инстанции не обращаются. Не говоря уже о том, что есть ситуации, когда потребность в мониторинге совершенно не очевидна, и люди пребывают в твердой уверенности, что их права никоим образом не нарушаются.

Таких ситуаций по ходу происходящих в стране демократических преобразований возникает немало и именно здесь общественный мониторинг необходим и призван стать одним из главных инструментов реформирования общества.

Поэтому, естественно, с провозглашением независимости Узбекистана главным направлением трансформации в сфере государственной власти стало скорейшее преодоление этого псевдодемократического фантома и практическое формирование правового государства на прочном фундаменте общепризнанных в мире демократических стандартов.

При этом единственным источником государственной власти становится народ. Народ и только народ определяет, кто и на каких принципах осуществляет государственную власть, управляет государством от его имени. В этих условиях правительство становится подотчетным народу, в лице его представителей, и конституционно ограниченным, а главным принципом управления теперь уже становится не подавление, а согласие управляемых.

Основой формирования такой системы государственной власти является воля народа, находящая свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или Других форм, обеспечивающих свободу волеизъявления.

В частности, мониторинг со стороны политических партий. В этой и многих других подобных ситуациях, возникающих на стыке законов, именно партии при­званы стать мощным инструментом общественного мониторинга демократических преобразований, поскольку обладают общественным статусом, предполагающим их непосредственное представительство в «законодательной ветви власти. То есть, результаты осуществляемого политическими партиями мониторинга могут непосредственно воплощаться в законодательных актах, принимаемых волей парламентского большинства, причем, что немаловажно, с учетом конструктивной критики со сторо­ны оппозиционного меньшинства.

Разумеется, избирательное право — не единственная сфера, где политические партии могли бы выступать одним из наиболее эффективных звеньев системы обще­ственного мониторинга соблюдения прав человека.

Одним из важнейших, в ряду этих про­блем, является вопрос о собственности.

Причем, признание приоритета, четкая реализация и юридическая защита прав собственности важны не только для обеспече­ния нормального экономического развития. Не менее, если не более важна роль иму­щественных прав в становлении каждого человека, как гражданина, без чего гово­рить о гражданском обществе бессмысленно.

Лишенный собственности человек уже только в силу этого обстоятельства несвободен. Он не хозяин, а раб обстоятельств. К тому же, ему нечего терять (вспомним знаменитое, «пролетариату нечего терять, кроме своих цепей»), а, следовательно, нечем отвечать по своим обязательствам. Таким образом, в обществе, основанном на отри­цании частной собственности, нет и не может быть осознанной гражданской ответственности. А это — тоже один из ключевых атрибутов гражданского общества, без которого оно просто неосуществимо.

И здесь объектом мониторинга есте­ственным образом становятся имущественные права предпринимателей, владельцев дехканских и фермерских хозяйств, где возникает немало вопросов, особенно с заключением и исполнением договоров госза­каза на продукцию ведущих аграрных отраслей — зерноводства и хлопководства.

Ведь не секрет, что здесь, на уровне подзаконных актов исполнительных и управленческих структур местного звена государственной власти действуют механизмы административного (а в некоторых случаях, и судебного) принуждения дехкан к заключению договоров контрактации на невыгодных для них условиях и механизмы преследования (вплоть до уголовного) за невыполнение этих договоров.

Здесь также активной силой мониторинга призваны стать политические партии, выявляя подобные проблемы и добиваясь их решения на соответствующем уровне представительной государственной власти. Но и не только они. Естественными партнерами партий здесь становятся общественные ассоциации дехканских и фермерских хозяйств, районные палаты товаропроизводителей и предпринимателей и т.п. Активным механизмом мониторинга этих проблем могут и должны стать независимые средства массовой информации, стимулирование развития которых также является одной из важнейших задач демократических реформ в стране.

Важным для становления гражданского общества является соблюдение принципа верховенства закона.

Главными принципами становятся ра­венство всех перед законом и практическая реализация права на справедливое и бес­пристрастное, независимое правосудие, равное для всех.

Какие же институт гражданского общества призваны вести мониторинг на этом важном направлении, осуществляя взыскательный общественный контроль над работой аппаратных чиновников?

На первом месте в этом вопросе, оче­видно, стоят органы самоуправления граждан, которые наделены достаточно широкими полномочиями контроль над деятельностью исполнительной ветви власти. Как известно сходы граждан обязаны осуществлять общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства, а также ежеквартально заслушивать отчеты руководителей об­ластных, районных и городских хокимиятов, руководителей предприятий и органи­заций по вопросам, входящим в их компетенцию.

Конечно же, функции общественного контроля за работой аппарата государствен­ного управления только органами самоуправления граждан не исчерпываются. Осуществлять его призваны, в силу своей законодательно определенной компетенции, также и политические партии — через своих представителей в депутатском корпусе, профессиональные союзы — через систему коллективных, отраслевых и территориаль­ных договоров и соглашений, многообразные неправительственные организации и т.п. Важным средством такого контроля, опять же, могут и должны стать независимые средства массовой информации.

Но ведь гражданское общество — это не только и не столько сумма различных ин­ститутов, а, в. еще большей степени, — сообщество людей, обладающих развитой гражданской культурой.

Гражданская культура формируется средствами гражданского образования, цель которого состоит в том, чтобы создавать независимых, любознательных граждан с аналитическими взглядами, одновременно обладающих и глубокими знаниями правил и навыками их практического применения.

Причем, высокий уровень гражданской культуры человека определяется не только знанием и осознанным осуществлением своих гражданских прав, но и с принятием им на себя важных гражданских обязанностей и ответственности. Как минимум, граждане должны быть информированы о сущности важнейших проблем, стоящих перед обществом и ответственно пользоваться своим активным избирательным правом, чтобы со знанием дела голосовать за кандидатов в выборные органы власти.

И в этом, по существу, заложен главный смысл осуществляемой в стране трансформации к развитому гражданскому обществу. Создавая необходимые гарантии для соблюдения фундаментальных прав и свобод человека, осуществляя в этой сфере систематический мониторинг, выполняющий в системе управления демократическими процессами функции информационного потока обратной связи, общество формирует в самом себе активных граждан, осознанно и ответственно осуществляющих свои гражданские права, в целях достиже­ния собственного и всеобщего блага.

Именно человек, благополучие которого является главной целью демократических преобразований, одновременно выступает их главной движущей силой и, в этом качестве, по мере роста его гражданской и правовой культуры, призван становиться важнейшим инструментом мониторинга соблюдения своих собственных прав. Без активной гражданской позиции каждого человека все наши разговоры о повышении роли в мониторинге осуществления прав человека различных институтов гражданского общества останутся просто пустым звуком.

 

Научной руководитель:

доктор наук философии, проф: Кадирова Зухра Рашидовна.