Автор:
Назгуль Аужанова, Жемисжан Имангазинова (Талдыкорган, Казахстан)
По мнению большинства педагогов (В.П.Беспалько, В.М.Монахов, Д.Б.Эльконин и др.) традиционная авторитарная педагогика обнаружила свою несостоятельность. Идеал традиционной педагогики сводится к системе контроля за определенными и однозначно предписанными действиями учащихся: повторением, запоминанием, воспроизведением, подражанием и т.д. – созданию жестких условий для учащихся. Рядом исследователей (Т.П.Зайцева, В.М.Монахов, Г.К.Селевко и др.) выявлены отрицательные моменты классно-урочной системы [6]:
-ослабление положительной мотивации;
-увеличение числа стрессов у детей;
-снижение уровня уверенности в своих силах;
-ухудшение систематичности в знаниях;
-снижение заинтересованности в знаниях;
-неосознанное отношение к своим возможностям;
-неадекватная самооценка.
Все это следствие несоответствия между фронтально-групповым способом бучения и индивидуальным характером усвоения информации. Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, организации деятельности учащихся. Отсюда не случаен повышенный интерес к современным педагогическим технологиям, которые больше ориентированны на обучаемого, чем на учебную дисциплину, строятся с учетом интересов, склонностей, возможностей ученика, и гарантируют минимальный уровень обученности, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов.
Все современные педагогические технологии предполагают признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития [3].
При использовании современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе мы наблюдали:
-повышение уровня мотивации учения;
-ребенку легче учиться, так как задания составляются соответственно его уровню знаний;
-повышение уровня «Я – концепция»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
-у учителя появляется возможность помочь слабому, уделять внимание сильному;
-нет необходимости в снижении общего уровня преподавания;
-появилась возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующихся к собственным нормам;
-повысился уровень активизации учащихся на уроках, а также непосредственно к предмету [4].
Если ранее учитель был главным источником все различных истин и правд, ученик в этом случае воспринимал, так сказать только разумом. Сейчас необходимо чтобы учитель был как маяк в море наук, к которому ученики стремились более самостоятельно, при этом воспринимая знания не голым разумом, а пропуская все через себя.
Для этого необходимо развивать и внедрять различные технологии, отходить от традиционной формы ведения урока и подачи информации, то есть более заинтересовывать учащихся и делать материал доступным.
Все современные педагогические технологии предполагают признание индивидуальности ученика, которая определяется в значительной мере направленностью его развития. Главной целью современных педагогических технологий является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка.
Система образования, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет [1].
Последние годы характеризовались значительными изменениями в области науки и техники, экономики и политики, в демографических и социальных структурах как в нашей стране, так и за рубежом. Определенные изменения происходили и в образовании, согласно традиционной практике реформирования, направленной главным образом на совершенствование и модернизацию образовательного процесса [2].
С начала 90-х годов казахстанская система образования подвержена значительным реформам, связанным с изменением индивидуального сознания, рынка труда и спроса на образовательные услуги. Реконструкция социально-политической системы настоятельно потребовала организационно-структурных изменений, пересмотра социального заказа, идеологических и стратегических установок [4]
Обусловленные объективными и субъективными причинами, структурные изменения, образовательной системы Республики Казахстан отмечены основными тенденциями: во-первых, появлением новых видов образовательных учреждений; во-вторых, появлением негосударственных образовательных учреждений, особенно гибко реагирующих на образовательный спрос населения [7].
Традиционная школа в большинстве своем претерпела значительные изменения. Для современной школы реформирование складывалось по организационно-правовым формам в:
-
провозглашение лицеев, гимназии, бакалавриата;
-
государственных и негосударственных образовательных учреждений;
-
специализации по программам эстетического, лингвистического, технического и другими направлениям.
Ключевой фигурой реформирования образовательной системы выступает учитель как творец педагогического процесса, как носитель и субъект общей и профессиональной культуры. Так возникает проблема обновления педагогического образования, его идеологии, содержания, технологии.
Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых изменений в системе образования. Процессы кардинальных преобразований в современной школе требуют от учителя переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру педагогического творчества.
В условиях быстроменяющегося мира и увеличения потоков информации фундаментальные предметные знания являются обязательной, но не достаточной целью образования. Обучающиеся должны овладевать не просто суммой знаний, умений, навыков, на что была направлена система образования (знаниецентризм). Гораздо важнее и сложнее привить обучающимся умения самостоятельно добывать, анализировать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность) [4].
В «Государственной программе развития системы образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» отмечается, что казахстанская система образования продолжает развиваться в условиях устаревших методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве [1].
Целью программы является модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2015 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества.
Новыми подходами системы образования в современных условиях являются:
- обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения;
- совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной системы образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;
- воспитание казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека;
- приоритетное развитие государственного языка;
- обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития;
- переход на 12-летнее среднее общее образование, реструктуризацию системы профессионального образования и подготовки кадров;
- создание целостной трехступенчатой модели подготовки кадров (бакалавриат – магистратура - докторантура), основанной на аккумулирующей кредитной системе обучения;
- повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей экономики;
- интеграция с мировым образовательным пространством;
- создание национальной системы оценки качества образования;
- формирование единой образовательной информационной среды;
- совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
- укрепления материально-технической базы системы образования;
- интеграция образования, науки и производства;
- создание механизмов привлечения ресурсов секторов экономики для повышения качества образования;
- повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, подготовка менеджеров образования;
- обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования [2].
Учебный процесс должен быть направлен на:
- формирование потребности и умение самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленное и систематическое приобщение к научным способам познания;
- развитие ученика как личности и субъекта деятельности, формирование ценностных жизненных ориентиров;
- воспитание уважения к национальной культуре, формирование открытости по отношению другим культурным истокам;
- формирование основных понятий рыночной экономики и качества, умения их применять на практике;
- обеспечение предпрофильной подготовки на ступени основного общего и профильного обучения на ступени среднего общего образования.
Новый государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования будет устанавливать систему национальных целей образования, ориентированного на результат в виде базовой компетенции выпускников.
Для реализации вышеперечисленных новых подходов в системе образования одним из необходимых условий является внедрение новых педагогических, информационных и здоровье сберегающих технологий обучения.
Следовательно, современные педагогические технологии являются личносто-ориентированными и способствуют не только успешному усвоению предмета, но и развитию Личности в духовном и творческом плане.
Литература:
-
Государственная программа «Образование» УК. №41-42. от 20.11. 2000.
-
Концепция развития системы образования Республики Казахстан до 2015 года. – Астана, 2004.
-
Концепция педагогического образования. //Сост. Садыков Т.С., Хмель Н.Д. и др. АГУ им. Абая. – Алматы: Изд-во АГУ им.Абая, 2001.
-
Нургалиева Г.К. Психолого-педагогические основы системы ценностного ориентирования личности. //Дисс. Док. Пед. наук. – Алматы. 1993. – 375с.
-
Педагогика. Курс лекций. // Авторский коллектив АГУ им. Абая. – Алматы, 2003.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии./ Творческая педагогика. – 2002 – №3.
-
Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Галым, 1998. – 320 с.