Автор:
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)
В настоящее время уже недостаточно блестяще знать основы любой науки и иметь просто широкий кругозор. В современном технологическом обществе необходимо уметь применять свои знания на практике, уметь видеть и формулировать проблему, делать экспертизу системы или явления и находить различные пути решения проблемы [3].
Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков, умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Выпускники средней школы и вузов оказываются не готовы к решению тех задач, которые ставит перед ними современное общество. Поэтому основной задачей средней школы становится формирование творческой, разносторонне развитой личности, имеющей навыки и умения самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности.
Для решения поставленной задачи необходимо использовать систему развивающего обучения, как на уроке, так и во время внеурочных занятий.
Урок должен наполниться не только новым содержанием, но должны изменяться формы и методы проведения урока.
Существенно изменился подход к организации урока. Основным требованием к его композиции стали целостность, основанная на определенной идее, вовлечении каждого ученика в активные формы деятельности на уроке, такие как: дискуссии, круглые столы, межгрупповой диалог, ролевые, дидактические игры [2].
Учитель на уроках не должен давать готовые знания, а лишь направлять, координировать поиск учащимися новых знаний. Знание, добытое самостоятельно, ценно вдвойне.
Необходимо развивать у школьников дивергентное мышление. Следует помнить, что для многих проблем не может быть единственного решения. Решений должно быть много, ибо способов выполнения полезной функции всегда может быть несколько. Основная задача учителя в системе развивающего образования ‒ научить учащихся научным методам решения проблем, с помощью которых они могут предлагать несколько гипотез для каждой проблемы.
Для решения проблем в научной практике используются следующие группы методов:
-
методы активации мышления, разработанные психологами (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектика, прямая и фантастическая аналогия);
-
системный анализ, разработанный Р. Винером, У. Эшби, В. Богдановым и М. Бертолонфи;
-
метод «теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ),
разработанный Г.С.Альтшуллером.
Для обеспечения решения задач, рассмотренных нами ранее, уроки должны быть наполнены новым содержанием [1]. Наиболее творческими учителями разработываются авторские программы, направленные на развитие личности школьника.
Первый блок программ направлен на формирование нравственности, мировоззрения учащихся:
-
Основы нравственного поведения (1-4 классы).
-
Начальные философские знания (10-11 классы).
-
История мировых религиозных учений (10-11кл).
-
Мир и человек (2-4 классы).
-
Углубленный курс биологии (8-11 классы).
-
Обычаи традиции казахского народа (5 класс).
Второй блок программ направлен на социализацию учащихся:
-
Психология общения: хочу, могу, умею (10 класс).
-
Человековедение (10 класс).
-
Ступени самопознания (7-9классы).
-
Этика и психология семейной жизни (11 класс).
Третий блок программ направлен на эстетическое развитие школьников:
-
Мировая художественная культура (9,10, 11 классы).
-
Беседы по истории казахской национальной культуры (10 класс).
-
Ocновы дизайна (8-11 классы).
Огромные возможности для развития личности учащихся существуют во внеурочной работе.
1. Это прежде всего, всевозможные конкурсы, смотры знаний. В школах на протяжении многих лет проходит ежегодный Смотр Знаний, где дети могут проверить свои знания по одному или нескольким предметам. По итогам Смотра Знаний выявляются и поощряются грамотами и
подарками лучшие ученики года по предметам и параллелям.
2. Предметные олимпиады различных уровней (внутришкольные, районные, областные, республиканские), которые помогают выявить одаренных учащихся имеющих логическое мышление, умеющих решать нестандартные задачи.
3. Научное общество учащихся (НОУ). В НОУ входят как ученики, так и учителя школы, которые работают, в различных секциях. У научного общества может быть и свой журнал «Ступени познания», в котором должна освещаеться вся работа НОУ.
В рамках работы НОУ учащиеся приобщаются к исследовательской деятельности, пишут рефераты, защищают проекты, знакомятся с достижениями науки, осуществляют контакты с представителями науки, общественных движений, культурных учреждений.
По итогам года проводятся конкурсы проектов («Панорама проектов»), научно-практические конференции.
Опыт проведения конференций показал, что данная форма работы позволяет не только стимулировать самостоятельную научно- исследовательскую и творческую работу учащихся, но и формирует референтность (значимость) общности участников конференции через создание реальных межличностных коммуникативных и эмоциональных связей, терпимость к чужому мнению, уважение к иной позиции.
По итогам конференции администрация школ и НОУ может наградить участников дипломами, грамотами и денежными премиями.
В рамках НОУ могут работать факультативы «Культура познания» и «Научно-исследовательская деятельность учащихся», где учителя совместно с учащимися могут проводить теоретические и практические занятия по освоению новых технологий, знакомятся с основными закономерностями познания, изучают основные приемы и методы научного исследования и требования, предъявляемые к оформлению научных работ.
Еще одной формой работы HOУ участвующей в развитии личности школьников может стать научно-практический семинар, на котором учителя и учащиеся могут рассматривать наиболее интересные и актуальные проблемы современности, такие как «Теория катастроф», «Цифровое неравенство», «Новое в достижениях науки и техники» и другие.
Решение задач развития личности учащихся предъявляет особые требования к профессиональной подготовке учителя. Трансформация педагогической (технологической) идеи в школьную практику осуществляется двумя путями: через внедрение и освоение. В условиях демократизации школьной жизни внедрение уступает освоению. Освоение как добровольный, идущий от самих учителей акт.
В школе каждый учитель может выбрать актуальную тему и группу в которой он будет работать, например, по освоению новых технологий:
-
метод проектов; робота в малых группах; дидактические игры;
-
укрупнение дидактических единиц (УДЕ);
-
проблемное обучение;
-
интегральная образовательная технология.
1. Метод проектов. Данный метод является одной из самых передовых педагогических технологий, позволяющих использовать широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика. Он был предложен американским педагогом и философом Джоном Дьюи более века тому назад, получил второе рождение в 60-е годы прошлого столетия и постепенно завоевывает приоритетное направление и в нашей стране [4]. При работе над проектом у школьников вырабатываются умения:
-
планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
-
использовать много источников информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал;
-
анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение;
-
принимать решение;
-
устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);
-
создавать «конечный продукт» - материальный носитель проектной деятельности (журнал, фильм, сценарий, аппарат и т.д.);
-
представлять созданное перед аудиторией;
-
оценивать себя и других.
Работа над проектом, его защита, участие в группе оппонентов и экспертов, просто присутствие при защите проектов быстро и эффективно воздействует на актуализацию и мотивацию способностей школьников, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность, влияет на социализацию учащихся. Многие выпускники отмечают, что освоение проектной технологии оказывает им неоценимую помощь в дальнейшей учебе и работе.
Работа в малых группах. Групповое обучение предполагает отказ от
диалога учитель-ученик переход к тройственным взаимоотношениям учитель ‒ группа – ученик. Ведущая деятельность и мотивация обучаемых обусловливает необходимость группового обучения. Хотя ведущей деятельностью подростков является социально признаваемая и социально одобряемая
деятельность, тем не менее, подросток, пытаясь занять значимое место
в обществе, утвердить свою новую социальную позицию, стремится
выйти за рамки ученических дел в какую-то новую среду, дающую
возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому подростки активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение, как
в школе, так и вне ее, а общение реализуется через группу численностью от 2 до 7 человек. Оптимальная величина такой группы на уроке как установили ученые, 5-7 человек. Уилкнинг и Андерсон пришли к выводу, что в западноевропейских школах при групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей их социализация, активизируются творческие способности [5].
Укрупнение дидактических единиц ГУДЕ). Концепция укрупнения дидактических единиц, выдвинутая П.М.Эрдниевым ныне общепризнанна. Отчасти ее следствием было введение лекционно-семинарских и вообще цельноблочных технологий, в школах успешно применяется многими учителями.
-
Интегральная образовательная технология была создана в 1977-1984 г.г. для обучения математике и показала свою эффективность. Она является развитием цельноблочных технологий. В интегральной технологии планируемые результаты обучения представляются в виде трехуровневых систем задач, что дает возможность изменить подход к обучению от традиционного к организаторскому, обеспечивающему развитие учеников через деятельность по решению целесообразно подобранных задач на основе оперирования самостоятельно добываемой информацией. Вследствие этого и сам образовательный процесс строится как работа с задачами, оставляющая большой простор инициативе и самостоятельной деятельности учеников. Интегральная технология прошла многолетнюю проверку, показала
свою эффективность для преподавания многих учебных дисциплин, обеспечивая личностно-ориентированное обучение [4, 5].
Основной закон личностного роста: если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной деятельности. В школах создаются благоприятные организационные и управленческие условия для активной работы учителей по освоению нового (теоретические и практические отработки новых технологий, педсовет, САД ‒ совместная аналитическая деятельность на уроках-практикумах и т.д.).
Литература:
-
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2000.
-
Концепция развития системы образования Республики Казахстан до 2015 года. – Астана, 2004.
-
Концепция педагогического образования. //Сост. Садыков Т.С., Хмель Н.Д. и др. – Алматы: АГУ им. Абая, 2001.
-
Педагогика. //Авторский коллектив АГУ им. Абая. – Алматы: Каз НПУ им Абая, 2003.
-
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник в 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.