Автор:
. Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)
Учитель: История развития растениеводства и сельского хозяйства уходит вглубь веков: еще пять тысяч лет назад китайский ученый Иен Ти сделал попытку научиться точно распознавать виды полезных растений. Еще большего достигли народы Индии в познании растений и всей пышной растительности, которая их окружала. Они уже давно разводили сахарный тростник и хлопчатник, употребляли чайный лист, знали многие лекарственные растения, позднее эти наблюдения были систематизированы и обогащены. Так были описаны свойства и способы культуры пшеницы, ячменя, риса, сорго, гороха, проса, бобов, хлопчатника и др. А на берегах Нила, в древнем Египте, люди вводили в культуру другие растения, 5-6 тысяч лет назад египтяне уже возделывали пшеницу и ячмень, чечевицу и горох, бобы и клещевину, и виноград. Позднее был введен в культуру лен, затем начали выращивать финиковую пальму, инжир. Еще больше знали о растениях жители древней Греции и Рима. В связи с этим, что не было больших территорий для посева, полевых культур, там преимущественно развивалось садоводство, виноградарство [1].
Великие географические открытия XV-XVI веков оказали большое влияние на растения полезных человеку. Европейцы стали вывозить из Америки картофель, кукурузу, табак, подсолнух, томаты. А в Америку переселились неизвестные там растения: пшеница, рожь, овес, ячмень, рис, яблоки, черешни и др. Если выйти летом на огород, то увидишь, сколько там «иноземцев». Различные сорта капусты, родом из средиземноморья, огурцы родом из Индии, картофель из Америки, свекла из Ирана. Сколько существует человек, столько он использует растения. Однако он не только их использует, но и изменяет их, создает лучше, более урожайные сорта. Очень многие растения давно не похожи на своих диких предков. Гремели воины, человек изобрел алфавит, открыл укроп, побывал на луне, но забота о выращивании хлеба, овощей, фруктов не забывал. И сегодня народ ставит главной своей задачей получение высоких урожаев, культурных растений. Но что бы получить высокий урожай, нужно потрудиться. Как мы живем сегодня и будем жить завтра – это зависит от нас самих, от наших трудовых успехов (рассказ о трудовых делах школы, работа в поле и на пришкольном участке).
Всем, что родина имеет
Сообща народ владеет
Счет ведет полям, лесам
Нивам, пастбищам и водам
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам.
Картошка! Все мы едим и любим картошку. Кто не ел её жаренной, печенной, отварной? В годы блокады в воронках от взрывов на картофельном поле матери искали картошку, чтобы накормить детей. Картошку не случайно называли вторым хлебом. А знаете ли вы, как, где и откуда появилась картошка? Не знаешь?
Вот сегодня мы и расскажем об этом [3].
Это было давно, более 400 лет назад. Европеец Воскоде Бальбоа услышал рассказ о сказочной стране Перу. Бальбоа построил каравеллу, чтобы плыть на поиски Перу, но соперники убили его, прежде чем он успел поднять паруса. А через несколько дней товарищ Бальбоа – Фрольциско Пизарро отправился в Перу. Среди них находился мальчик, тайком пробравшийся на корабль. Звали его Педро Мон де Сьеза. Достигнув Перу, Мон увидел индейцев, которые выкапывали из земли картофель. Оказывается картофель – иностранец. Родина его Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный, днем жарко, а ночью морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днем сушили его на солнце и называли его гунью, а клубни картофеля – паппо, собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.
Ведущий: А в Россию картофель был завезен Петром І. Путешествуя по Голландии, Петр І прислал мешок картофеля с приказом: «Приглашать населения заниматься разведением картофеля».
Выходят горожане, духовенство. Расталкивая их, идет офицер, за ним солдаты с мешком картофеля.
Офицер: Дорогу, дорогу!
Поп: Что, сын мой несете?
Офицер: Графу Шереметьеву царь Петр І прислал мешок картофеля, чтобы разводить его в России. Солдаты пытаются уйти, но их останавливают.
Горожанин: Не откажите посмотреть солдатики, что за диковина этот картофель?
Солдат: Посмотреть можно (дает клубень и он переходит из рук в руки).
Горожанка: Круглый как яблоко, хоть говорят что он в земле растет.
Поп: Потому в земле растет, что не простое это яблоко, а чертово запрещенный плод. Запрещенный!
А будете сажать, будете черта веселить,
Богом проклято в землю загнано! (Бросает картофель).
Все: Ой страсти какие! (солдат уходит).
Ведущий: В 1842 после указа Николая І об обязательной посадке картофеля возникли народные волнения. Его разводили очень неохотно из-за суеверного страха перед ним.
Дети поют:
Ну, спойте-ка, ребята
Жили в лагере мы как
И на солнце, как котята
Грелись этак, грелись так.
Наши бедные желудки
Были вечны голодны
И считали мы минутки
До обеденной поры.
Дым костров, углей сиянье
Серый пепел и зола,
Дразнит наши обонянье
Дух картошки у костра.
Здравствуй милая картошка
Низко бьем тебе челом
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
Выходят и рассаживаются «овощи». Появляется картофель. Овощи показывают на него и на председательское кресло.
Ведущий: Пишут нам, недавно состоялось общее собрание овощей: были там и перец и петрушка, огурец, салат и лук-порей.
Председатель – Господин картофель страшно был доволен и польщен тем, что избран единогласно. Открывал и вел собранье он. Поблагодарив всех за доверие. Начал председатель свой доклад...
Картофель:
Знают обо мне все – все на свете
Богачи, и те, кто не богат.
Всяк меня по своему готовит.
Жарит кто, кто варит и печет,
Но едят меня повсюду и повсюду
Мне за это слава и почет.
Мы сюда собрались, чтобы каждый о себе немного рассказал.
Боб:
Приношу большую пользу людям
Многие болезни я лечу
А как средство против лихорадки
Я известен каждому врачу
Из меня супы приготовляют
Кашу варят и кладут в салат
И, всегда, поэтому на рынках
Мы бобы, бываем нарасхват.
Я давно себя снискала
У людей всеобщую любовь
Без меня хозяйка суп не сварит
И не приготовит винегрет
Ни в одной семье не обойдется
Без меня ни ужин, ни обед.
Вряд ли поднимусь я на трибуну
И прошу мне слово не давать.
Я известен всем вам злюка
Стоит вам отведать лука –
Слезы потекут рекой
Я на грядке самый злой!
Поглядите, я кочан!
Я кочан капустный!
Сто одежек и тюрбан
И внутри не пусто
Хоть варите, хоть солите,
Поступайте, как хотите
Я хрустящ и свеж – режь ножом и ешь!
Помидором все довольны
В помидорах витамины.
Я исполню номер сольный потому, что я один!
Поет помидор из «Чипполино».
Огурец:
Я превосходный огурец
Зеленый, крупный, сладкий
Мне надоело, наконец
Лежать на черной грядке.
Хоть хвалиться не прилично
Но должен я вам сказать
Без картошки на отлично
Ни поесть, ни поплясать
Даже вкусный огурец
Лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук,
А картошка лучший друг
Из картошки там и тут
Нужный делают продукт
И недаром ведь картошку
Вторым хлебом все зовут!
Все танцуют
На этом празднике можно организовать различные игры.
Некоторые игры требуют от учащихся определенных знаний, заставляют их искать ответы в научной и справочной литературе, что положительно сказывается на общем развитии школьников. Еще больше будет пользы тогда, когда учитель направит учащихся на составление подобных игр. В таком случае составителю придется изучить много литературы, сделать подбор материала по теме, определить форму и основное направление игры. То, что учащиеся основательно проработали, долго сохранятся в их памяти [2].
Важно отметить, что в любых условиях применение познавательных игр способствует развитию внимания, сообразительности, слуха, зрения и других чувств, что очень важно с педагогической точки зрения, так как это положительно влияет на общие развитие учащегося и способствует лучшему восприятию учебного предмета в школе.
Среди познавательных игр по биологии нередко встречаются и биологические лото. Темы могут быть самыми разнообразными.
Лото «Культурные растения»
Для игры составляют 4 карточки, на которых изображены плодово-ягодные растения, хлебные растения, овощные растения и декоративные растения. В специальном конверте подготовлены названия растений, которые после тщательного перемешивания ведущий вытаскивает и объявляет играющим, например: роза, груша, виноград, нарцисс и т.д. У кого из играющих раньше других будут названы растения, указанные в карточке, тот и выигрывает.
Большое значение во внеклассной работе отводится КВН (клуб веселых и находчивых). Вариантов проведения этой игры множество и зависят они от темы и возврата учащихся, будут отличаться как по форме ведения, так и по содержанию. В любом случае, будь это праздник урожая, праздник цветов, соревнование команд – игра должна быть содержательной, увлекательной, будить творческую мысль и инициативу участников.
Такой перечень биологических игр говорит о большой возможности использования их в учебно-воспитательном аспекте. Любой вид познавательной игры приносит пользу учащимся, которые проверяют свои силы, способности. В свою очередь в игре учащиеся стараются еще больше узнать о жизни природы.
Биологические викторины
Эти игры проводятся по-разному, но во всех случаях они активизируют мыслительную деятельность играющих, дают возможность проверить знания по важным вопросам из жизни природы. Построение вопросов викторины зависит от аудитории. Если, например, проводиться общешкольное мероприятие, то вопросы нужно подобрать такие, чтобы ответы были на них были краткими. Например: «Какой сорт капуты является однолетним растение?» (Цветная капуста).
Будь внимателен
Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения, например: сосна, фиалка, пшеница, рис и т.д.
Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то играющий должен сказать «да», а если неправильно, то говорит «нет». Например: если ведущий говорит: «Пшеница растет на болоте», а играющий говорит «нет», он продолжает участвовать в игре. Выигрывает тот, кто без ошибок провел игру.
Поставь на место
Цель игры – проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и сорные растения. Для этого делается несколько однотипных карточек куда заносятся названия растений в производительном порядке. Например: сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, ярутка, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.
Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы: плодовые, сорные, декоративные, овощные. Кто из участников первый закончит заполнение колонок, тот и выигрывает. На первый взгляд такие игры для среднего школьного возраста кажутся простыми, но в их ходе учащиеся думают, сопоставляют, проверяют, свои знания и получают новые.
Для индивидуальной и коллективной работы с учащимися можно составить разнообразные виды электровикторин или викторины-загадки.
Подобные викторины дают интересные сведения о растениях и животных, что в свою очередь побуждает учащихся к познавательной деятельности и тот, кто не сможет дать ответ, будет стараться запоминать ответы товарищей.
Литература:
-
Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: Учитель, 2004.
-
Аужанова Н.Б. Конкурсные игры по биологии. Метод. рекомендации. – Алматы: Бастау, 2002. – 30 с.
-
Аужанова Н.Б. Организация внеклассной работы по биологии. – Алматы: Алатау, 2004. – 120 с.