Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Безопасность КАК СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ

Автор: 
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь)

Интенсивное развитие концепция безопасности личности получила в 90-е гг. ХХ в., когда началась публикация Докладов ООН по развитию. В них выдвигались идеи о том, что развитие должно быть нацелено на людей, на развитие здравоохранения, образования и политической свободы в дополнение к экономическому благосостоянию. В 1994 г. доклад Программы ООН по развитию был посвящен исключительно безопасности в гуманитарной сфере. В докладе предлагалось развивать идею расширенной трактовки концепции безопасности личности. Были выделены пять элементов личностной безопасности: 1) экологическая, личностная и физическая; 2) экономическая; 3) социальная; 4) политическая; 5) культурная. Затем исследователями данной проблемы дополнительно в список были включены психологическая и духовно-нравст­венная безопасность [1].

Под психологической безопасностью понимается «совокупность базисных убеждений, смысложизненных и ценностных ориентаций, которые способствуют сохранению адаптации личности в социальной среде, устойчивости к психотравмирующим воздействиям и отражаются в переживании защищенности» [2, c. 122]. Как видим, психологическая безопасность связана не только с внешними, но и внутренними факторами социально-безопасного поведения, которые проявляются в способности человека отражать неблагоприятные воздействия и угрозы.

Ученые выделяют четыре основных компонента психологической безопасности. Во-первых, это устойчивость личности в среде: умение контролировать себя, управлять своим по­ве­дением, эмоциями, адекватность самооценки. Во-вторых, сопротивляемость внешним и внутренним воздействиям: удовлетворенность собой, экспрессивность, склонность к эмпатии, чувство контроля, коммуникативные навыки. В-третьих, переживание защищенности/незащищенности: психические состояния, эмоциональное беспокойство, тревожность. В-четвертых, эффективность деятельности: психологическая безопасность рассматривается через показатель успешности деятельности, в которую личность включена. Эти компоненты с успехом могут служить педагогическим ориентиром в вопросах формирования у личности психологической безопасности.

Понятие духовно-нравственной безопасности еще не приобрело стабильного сущностного и содержательного определения, однако основные его компоненты просматриваются достаточно рельефно. В общем плане духовно-нравственная безопасность – это состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, ее духовных ценностей и уклада жизни от внешних неблагоприятных влияний. С более широких ценностных позиций рассматривает духовно-нравственную безопасность О. А. Павловская. «Духовно-нравст­вен­ная безопасность, – отмечает она, – представляет собой систему социальных условий и факторов, обеспечивающих состояние защищенности и самозащищенности человека, его сознания, отношений с окружающим миром от воздействия различного рода угроз, что способствует возвышению человеческой духовности, гармонизации межличностных отношений, формированию благоприятного социально-психологи­ческо­го климата, стабилизации в целом общественных отношений» [3, c. 6].

В содержательном отношении духовно-нравственная безопасность включает в себя следующие структурные компоненты: а) достаточно развитый духовно-нравственный потенциал человека, который он сознательно и добровольно реализует в личностно и социально значимых целях в своей деятельности, отношении с другими людьми; б) систему нравственных ценностей, отвечающих духу времени и целям социокультурного развития; в) отлаженный механизм моральной регуляции; г) благоприятный морально-психологический климат общества; д) эффективную систему нравственного воспитания и самовоспитания; е) этические профессиональные кодексы.

Попытки исследователей определить содержание категории «безопасность личности» свидетельствуют о феноменологии данного понятия, его актуальности в различных сферах науки и практики. Надо сказать, что единой трактовки понятия «безопасность личности» не существует. Однако в словарных статьях можно найти более или менее сходные его трактовки. Так, в энциклопедии «Глобалистика» безопасность личности определяется как «состояние защищенности жизни и здоровья человека, его целей, идеалов, ценностей, интересов, свобод и прав от опасных воздействий (духовных, этнокультурных, социальных, экономических, медико-биологи­че­ских, военных и т. д.) [4, c. 63]. В Большой энциклопедии, подготовленной российским издательством «ТЕРРА» читаем: «Безопасность личности – защищенность условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности, возможности для ее саморазвития» [5, c. 291].

Рассматривая сущностно-содер­жательную характеристику понятия безопасности личности, Н. А. Кора подробно анализирует ее двухуровневую систему [6]. Первый (внешний) уровень основывается на том, что безопасность личности является той ценностью, с помощью которой можно достичь всех других свобод и общественных благ, т. е. она выступает в качестве средства, а не цели. Второй (внутренний) уровень личностной безопасности концентрируется на основных человеческих потребностях, исходя из чего ее связывают с качеством жизни людей. Считается, что все, что снижает это качество, является угрозой безопасности и, напротив, все, что может повысить это качество, увеличивает личностную безопасность.

Личностная безопасность имеет как количественные, так и качественные аспекты. Количественный аспект связан с материальной достаточностью, качественный – с защитой человеческого достоинства, которое включает в себя личную автономию, контроль над собственной жизнедеятельностью и участие в жизни общества. На этом основании многие исследователи считают, что безопасность достигается, прежде всего, благодаря личностной активности. В связи с этим Т. И. Овчинникова пишет: «Опасности, стрессы, конфликты – неизбежны, до некоторой степени полезны, а иногда играют мобилизирующую роль в деятельности человека… Поэтому проблема безопасности может быть определена как активное действие по установлению защиты от опасности» [7].

Человек может обеспечить личную и общественную безопасность только тогда, когда будет обладать определенным мировоззрением, т. е. иметь систему знаний и умений о всех видах безопасности и систему действий, навыков, отработанных в многочисленных жизненных ситуациях. Вот почему становится актуальной проблема обучения населения всех категорий, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению. Требуется обновление содержания образования, развитие широкой образовательно-воспитательной области педагогики, которая соответствовала бы потребностям человека и общества.

Педагогическая общественность предлагает назвать это направление «педагогикой безопасности». «Педагогика безопасности, – пишет В. Емельяненко, – зарождающаяся новая ветвь общей педагогики об обучении и воспитании человека правам и нормам безопасной жизни. Она ориентирована на каждого человека и должна обеспечивать развитие в нем механизма самовоспитания, самообразования и самообучения, способствовать постоянному повышению общей культуры в области безопасности жизнедеятельности» [8, c. 37].

Вполне понятно, что наиболее результативно обучение личности безопасного типа может осуществляться через общее образование. Школьный возраст наиболее благоприятен для формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. У детей и подростков легче развивать мотивацию, в основе которой лежит соблюдение норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе и т. д. Итогом целенаправленной работы со школьниками в этом плане должно стать формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Это понятие означает такое состояние развития человека, которое характеризуется положительным отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и требует активной практической деятельности по снижению уровня опасности.

Одним из компонентов формирования культуры безопасности личности является обучение безопасному поведению. Под этим термином понимается система взаимосвязанных действий и поступков, осуществляемых субъектом под влиянием факторов внутренней и внешней среды для обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. Безопасное поведение включает в себя предвидение и прогнозирование опасности, систему действий по предотвращению опасности, опыт безопасного поведения.

Предвидение и прогнозирование опасностей предполагает: знание опасностей, окружающих человека, и их физических свойств; предвидение опасностей от окружающей среды и от себя; умение оценить ситуацию, спрогнозировать возможные последствия при взаимодействии с данной ситуацией. Система действий по предупреждению опасности включает: умения адекватного поведения в соответствии со степенью опасности; навыки способов защиты; навыки само- и взаимопомощи. Опыт безопасного поведения позволяет снизить силу отрицательных эмоций, нормализовать психическое состояние, укрепить уверенность в собственных силах.

Формирование безопасного поведения личности рассматривается в педагогике с точки зрения профилактического, развивающего, личностно ориентированного и культурологического подходов. Профилактический подход предполагает создание системы мер, направленных на выявление и устранение причин, вызывающих опасное поведение. Развивающий подход делает акцент на развитии способностей, позволяющих субъекту адекватно действовать в опасных ситуациях. В рамках личностно ориентированного подхода поставлена проблема фор­мирования личности безопасного типа. Культурологический подход основан на формировании культуры безопасности личности, который позволяет не только обогащать личность знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, но и развивать способность предотвращать возникновение опасностей.

Указанные подходы проясняют проблему научения личности безопасному поведению. Его можно определить как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего его действия и реакцию окружения на эти действия. В практической педагогической деятельности сложились следующие формы научения безопасному поведению: а) сообщающее (информационное, вербальное); б) копирующее (викарное, наглядное, имитационное); в) самостоятельное.

Сообщающее научение осуществляется исключительно посредством словесных воздействий и проводится через пропаганду и информирование с помощью средств массовой информации и коммуникации, а также организованного обучения. Копирующее научение основано на механическом перенесении субъектом способов и приемов поведения в опасной ситуации, разработанных другими людьми. Данная форма научения может быть реализована с помощью применения метода анализа конкретных ситуаций, решения ситуационных задач, использования имитационных и ролевых игр, упражнений, тренингов. Самостоятельное научение безопасному поведению базируется на том, что человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение.

Значительное место в формировании безопасного поведения человека принадлежит влиянию социальной среды. Первый жизненный опыт такого поведения ребенок получает в микросоциальной среде семьи, которая становится образцом для всего дальнейшего его поведения. Особая роль в формировании опыта безопасного поведения отводится дошкольным учреждениям, где дети приобретают общие представления о том, что «можно» и что «нельзя» делать для своей безопасности, учатся простейшим умениям ограждать себя от опасностей окружающей среды.

Однако самый существенный вклад в процесс подготовки к безопасной жизнедеятельности вносит общее образование. С одной стороны, это связано с тем, что процесс обучения и воспитания подрастающего поколения наиболее эффективен в период активного развития личности. С другой стороны, именно в учреждении образования можно наиболее полно, целенаправленно, комплексно и контролируемо реализовать этот процесс. Поэтому перед системой образования стоит задача – сформировать готовность обучающихся к безопасному поведению в окружающей среде, создать условия для развития и становления личности безопасного типа.

Литература:

 

  1. Доклад о человеческом развитии за 1994 г. Программа развития ООН Канады [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://hdr.undp.org/reports. – Дата доступа : 15.07.2013.

  2. Костина, Л. М. Продуктивная социально востребованная деятельность – основа психологической безопасности личности / Л. И. Костина, И. А. Хоменко // Народное образование. – 2012. – № 7. – С. 267–269.

  3. Павловская, О. А. Система духовно-нравственной безопасности современного общества / О. А. Павловская // Безопасность Беларуси в гуманитарной сфере : социокультурные и духовно-нравственные проблемы / О. А. Павловская [и др.]. – Минск : Беларус. навука, 2010. – С. 164–177.

  4. Глобалистика : Энциклопедия / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чушаков. – М. : ОАО Изд-во «Радуга», 2003. – 1328 с.

  5. Большая энциклопедия : в 62 т. / науч.-ред. совет : акад. Г. А. Месяц
    [и др.]. – М. : ТЕРРА, 2006. – Т. 5. – 592 с.

  6. Кора, Н. А. Генезис исследования проблемы личностной безопасности / Н. А. Кора // Теория и практика общественного развития. Философские науки. – 2012. – № 4. – С. 34–36.

  7. Овчинникова, Т. И. Экономика личностной безопасности / Т. И. Овчинникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://referent.mubint.ru/ secunity/8/5591/1. – Дата доступа : 16.07.2013.

  8. Емельяненко, В. Педагогика безопасности : учебная дисциплина XXI века / В. Емельяненко // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008. –
    № 4. – С. 36–38.