Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В XIX – НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ

Автор: 
Марианна Канишева (Ялта, Украина)

Украина имеет богатый опыт деятельности учебных заведений занимающихся подготовкой педагогических кадров для национальных школ Крыма, результат которых проверен временем. Становление и развитие подготовки педагогических кадров для крымскотатарской национальной школы имеет глубокие исторические корни и связана с образованием крымскотатарского народа как самостоятельного этноса, с политической и экономической самостоятельностью.

История становления и развития педагогического образования, в ХIХ – начале ХХ столетия раскрыта в трудах известных отечественных педагогов, общественных деятелей, историков, представителей культуры. Вопросы развития и структуры конфессионального образования, дающего право работать учителями в начальной школе и духовных училищах, в Крыму ХIХ – начале XX столетия рассматривались в отдельных работах Ф.Андриевского, Э. Бекировой, У.Боданинского, С. Вишневского, В.Ганкевича, И.Гаспринского, В.Григорьянца, И.Зайченко, Д. Прохорова, Л.Редькиной, С.Тигранян, Т. Шушары и др.

Роль национально-религиозных обществ и духовенства в подготовке педагогических кадров, содержание и характер их деятельности в Крыму в ХІХ – ХХ вв. отражены в трудах Ф. Андриевского, У. Боданинского, Е. Бойцовой, А. Булатова, В. Ганкевича, И. Гаспринского, Н. Остроумова, Л. Редькиной, М. Хайруддинова и др. В конце XIX в. в Крыму появляется ряд работ крымскотатарских ученых, посвященных подготовке педагогических кадров для национальных школ (Т. Бояджиев, А. Боданинский, И. Гаспринский, А. Медиев и др.). Педагогическая деятельность И. Гаспринского, педагогические персоналии, которые внесли существенный вклад в подготовку педагогических кадров для крымскотатарской школы, исследована в работах Д. Абибуллаевой, Э. Аблаева, А. Беннигсена, В. Ганкевича, С. Гафарова, Н. Горошкова, Ю. Кочубея, А. Куркчи, Ю. Османова, Д. Прохорова, М. Прохорчик, Ш. Рамазанова, Д. Урсу, Р. Фазыла, С. Червонной и др. Структура государственной системы образования крымских татар в XIX в., в частности, Симферопольской татарской учительской школы, исследована в трудах Д. Абибуллаевой, Э. Бекировой, В. Ганкевича, Б. Змерзлого, Д. Прохорова, М. Скипи, М. Эрденмеза и др. Вопросы реформирования этноконфессиональных учебных заведений мусульман, которые осуществляли подготовку педагогических кадров в Таврической губернии в XIX – начале ХХ вв., раскрыты в трудах В. Ганкевича, подготовки педагогических кадров в государственных заведениях – Д. Абибуллаевой и Э. Бекировой.

Как указывает в своём исследовании Э. Бекирова, с развитием и становлением системы национального крымскотатарского образования возникает потребность и в подготовке педагогических кадров для крымскотатарских школ, которая в своем развитии прошла несколько этапов.

I этап – XIII-XV вв. – распространение ислама, возникновение национальной школы, подготовка священнослужителей для обучения мусульман чтению Корана.

II этап – XVI – XVII – распространение образовательных идей в Крымском ханстве; открытие учебных заведений (медресе, мектебе); включение в планы учебных заведений предметов светского характера (география, история, астрономия, математика).

III этап – XVIII – начало ХХ вв. – присоединение Крыма к Российской империи, русификаторская политика в отношении образования нерусских народов, доступ в высшие учебные заведения представителям татарского народа, открытие государственных учебных заведений по подготовке педагогических кадров, в том числе и для крымскотатарских школ.

IV этап – конец ХХ в. – открытие национальных школ, культурно-просветительских обществ; крымскотатарская школа и подготовка педагогических кадров в годы депортации; возрождение национальной школы, педагогической мысли и системы подготовки педагогических кадров с возвращением в Крым крымских татар [1].

Рассмотрим состояние образования и вопрос подготовки педагогических кадров для крымскотатарских национальных школ в XIX – начале XX столетия.

Подготовка педагогических кадров у крымских татар до середины ХIХ в. в основном осуществлялась в медресе и мектебе, но уже отделение татарского класса при Симферопольском уездном училище было открыто в 1810-1811 уч. гг.

Татарское отделение по подготовке преподавателей для татарских школ было открыто только 14 февраля 1827 года при Симферопольской гимназии. В проекте Положения о татарском училищном отделении указывалась главная причина организации этого учебного заведения: незнание крымскими татарами русского языка, столь необходимого для общения с россиянами, в особенности для понимания татарами постановлений и российских законов. Цель его состояла в подготовке татарских учителей из молодых людей. По окончании обучения их направляли учителями в города и селения по усмотрению начальства в татарские школы и медресе. В это учебное заведение согласно положению Министерства народного просвещения, должны поступать татарские дети в количестве 20 человек, в возрасте от 8 до 12 лет, которые по окончании получали право работать учителями в начальных национальных школах [3].

27 марта 1872 года было утверждено «Положение о татарских учительских школах в городах Уфе и Симферополе», что ознаменовало начало подготовки педагогов для начальных училищ татар в государственных учебных заведениях. 12 декабря 1872 г. по распоряжению попечителя Одесского учебного округа С. Голубцова была открыта Симферопольская татарская учительская школа (далее СТУШ), как государственное учреждение, которое сыграло огромную роль в развитии национального педагогического образования крымскотатарского народа [7]. СТУШ подчинялась попечителю Одесского учебного округа и находилась в ведомстве Министерства народного просвещения. Это учебное заведение пользовалось правами, утвержденными 30 июля 1871 года уставом ведомства Министерства народного просвещения, имела печать с государственным гербом и надписью «Симферопольская татарская учительская школа» [6, л.1-6].

Устав Симферопольской татарской учительской школы был разработан согласно Положению о татарских учительских школах с некоторыми изменениями, согласно которым обучение составляло 5 классов: четыре первые класса с предметами общеобразовательного цикла, а пятый предназначался для изучения основ педагогики и практики в преподавании. При учительской школе состояло татарское начальное училище для практических занятий. За счет казны в этом училище должны были содержаться 30 учащихся. При наличии помещений в СТУШ могли принимать стипендиатов земства, разных обществ и учреждений, а также частных лиц. Что касается национального состава, то студентами СТУШ могли быть только юноши-татары всех сословий в возрасте от 13 до 18 лет включительно [5, л.18-19]. Деятельность учебного заведения строго регламентировал Устав, по которому учебный год в СТУШ начинался в августе; занятия проводили шесть дней в неделю (кроме пятницы и праздничных дней). Летние каникулы длились с пятнадцатого июня по первое августа. Устав также предусматривал следующий состав должностных лиц: почетный попечитель, инспектор, преподаватели и воспитатели, врач, эконом [4, л.18-19]. В Положении о татарских учительских школах в Симферополе и Уфе был четко определен круг обязанностей инспектора, согласно которому «… инспектор был ответственным начальником учительской школы и руководителем педагогической практики воспитанников. В порядке службы инспектору подчинялся весь личный состав учительской школы и начального училища, где проводилась педагогическая практика» [5]. Что касается штатов СТУШ, то инспектора учительской школы избирал и утверждал в должности попечитель учебного округа. На должность инспектора назначали лиц, имеющих высшее образование и практическое знание татарского языка. Инспектор подчинялся непосредственно попечителю учебного округа, а ему подчинялся весь личный состав школы. Кроме того, на него возлагалось преподавание в учительской школе педагогики и дидактики [1].

На основе государственных документов (Устав о народных училищах 1786 г., Устав 1804 г., «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г.), регулирующих открытие и функционирование учебных заведений в Крыму, в XIX в. были открыты:

  • отделение татарского класса при Симферопольском уездном училище (1810-1811 гг.);

  • Татарское отделение при Симферопольской гимназии (1827-1859 гг.);

  • Симферопольская татарская учительская школа (1872- 1917 гг.);

  • Русско-татарские министерские училища.

Эти учебные заведения готовили педагогические кадры для национальной крымскотатарской школы со второй половины XIX в. до начала ХХ в. Опыт их деятельности в Крыму в XIX – начале XX столетия позволяет раскрыть особенности становления и развития педагогического образования на конкретном историческом этапе; обосновать основные тенденции и особенности становления педагогического образования в Крыму на фоне общего развития системы образования в империи; актуализировать и творчески использовать опыт становления учебных заведений прошлого, который приобрел в современных условиях характер пандемических процессов, обусловленных глобализационными факторами. Особое место в этом процессе занимает Крым, т.к. именно в Крыму были заложены основы педагогического образования малых этносов [2].

Анализ архивных материалов позволил выявить тенденции подготовки педагогических кадров для крымскотатарских национальных школ:

  • борьба за светское образование;

  • борьба за преподавание на родном языке;

  • признание необходимости включения в учебно-воспитательный процесс этнонациональных традиций;

  • использование идей народности;

  • поиск новых форм профессиональной подготовки педагогов с учетом потребностей региона;

  • повышение требовательности к личности учителя;

  • разработка учебно-методической литературы для национальных школ с учетом достижений отечественной и мировой педагогической науки [1].

Анализ деятельности учебных заведений начала XIX-конца ХХ вв. в Крыму, готовивших педагогические кадры для татарских национальных школ (СТУШ, РТМУ), свидетельствует, что их функционирование носило позитивный характер: доступность для всех слоев населения, применение в учебном процессе новых методик, изучение наряду со светскими дисциплинами основ вероучения и родного языка, возможность получения образования женщинами.

Задачи, стоящие перед учебными заведениями, готовившими педагогические кадры для крымскотатарских школ, заключались в усвоении татарами государственного языка, профессиональном, интеллектуальном, духовном их росте. Решение этих задач успешно осуществлялось в Симферопольской татарской учительской школе - единственном учебном заведении светского характера, которое готовило учителей для крымскотатарских школ в конце XIX-начале XX вв. Выпускники СТУШ овладевали новыми формами, методами, приемами обучения и воспитания детей в национальной школе на основе этнонациональных традиций татарского народа, достижений педагогической мысли России и Европы, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне подготовки национальных педагогических кадров. Заслугой СТУШ является формирование крымскотатарской педагогической интеллигенции, среди которой известные представители народа: А. Абиев, У. Балич, А. Боданинский, У. Боданинский, О. Заатов, А. Чергеев, И. Леманов и др.

К новому типу учебных заведениий государственной системы народного образования крымских татар относятся созданные со второй половины XIX века русско-татарские министерские училища, которые способствовали русификации татарского населения и решению политических задач российского правительства.

Во второй половине ХIX века, не взирая на попытки правительства по усовершенствованию подготовки педагогических кадров, учебными заведениями, готовившими учителей начальных школ, по-прежнему оставались мектебе и медресе, которые открывались по разрешению Духовного магометанского правления и не подчинялись Министерству народного просвещения.

Включение в программу конфессиональных учебных заведений наряду с предметами религиозного характера светских дисциплин способствовало реформированию медресе и мектебе. В конце XIX в. подготовка учителей для национальных школ в основном осуществлялась в мектебе-руштие, деятельность которых была основана на учении джадидизма, основателем которого был И. Гаспринский. Своеобразие мектебе-руштие заключалось в том, что основными предметами были татарский, арабский и русский языки, математика, основы вероучения, Коран. Борьба джадидистов во главе с И. Гаспринским с официальными властями за реформирование конфессиональных мектебе и изучение наряду с религиозными предметами математики, русского и татарского языков способствовала появлению «Правил о начальных училищах для инородцев» 1907 г., которые предусматривали расширение программ обучения; издание учебных пособий на родном языке; освобождение национально-конфессиональных учебных заведений от контроля Министерства народного просвещения. Однако, законодательные акты («Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г.; «Правила о начальных училищах для инородцев» 1907 г.), принятые Российским правительством, тем не менее оказали позитивное влияние на развитие государственной системы образования крымских татар, т.к. на их основе была расширена программа подготовки учительских кадров и введена педагогическая практика в программу обучения.

Таким образом, во второй половине XIХ в. активизировалась деятельности царского правительства по организации обучения нерусских народов России. Им неоднократно предпринималась попытка преобразовать и существовавшую систему подготовки национальных педагогических кадров. На основе анализа архивных материалов выделены типы учебных заведений, которые в начале XIX-конце ХХ вв. в Крыму осуществляли подготовку педагогических кадров для крымскотатарской национальной школы. К концу ХХ века подготовка педагогических кадров для крымскотатарских национальных школ осуществлялась в метебе-руштие и в Сиферопольской татарской учительской школе, носила светский характер, способствовала формированию национальной интеллигенции.

Литература:

 

  1. Бекірова Е.Ш. Підготовка педагогічних кадрів для національної кримськотатарської школи (початок ХІХ – кінець ХХ ст.): автореф. дис. ... канд. пед наук: 13.00.01 „Загальна педагогіка та історія педагогіки” / Е.Ш. Бекірова. – К., 2007. – 20 с.

  2. Вища педагогічна освіта і наука України: історія, сьогодення та перспективи розвитку. АР Крим / Ред. рада вид.: В.Г. Кремень (гол.) [та ін.]; редкол. тому: О.В. Глузман (гол.) [та ін.]. – К.: Знання України, 2009. – 295 с.

  3. ГААРК, ф.100, оп.1, д.7 Письма Директору училищ Таврической губернии.

  4. ГААРК, ф.100, оп.1, д.1346 О татарской учительской школе в г. Симферополе. Материалы об открытии учительской школы (27.04.1870).

  5. ГААРК, ф.100, оп.1, д.2462, л.3-3 Татарские училища (сведения о состоянии училищ и об открытии училищ и классов русского языка идр.)

  6. ГААРК, ф.111, оп.1, д.5, л.1-44 Дело об открытии в г. Симферополе татарской учительской школы.

  7. Открытие Симферопольской татарской учительской школы // Одесский вестник. – 1872. – №105. – 23 декабря.