Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРАЗДНИК ДРЕВОНАСАЖДЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕШКОЛЬНОГО ЗЕМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМУ В КОНЦЕ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Автор: 
Александр Канишев (Чернигов, Украина)

Анализ архивных материалов и историко-педагогической литературы, показал, что содержание деятельности крымских земств в отрасли народного образования заключалось не только в «устраивании школ», но и в открытии библиотек, музеев, организации образовательных мероприятий и праздников .

Для земских школ исследуемого периода, было характерным и проведение разнообразных праздников. Тщательным образом были продуманы вопросы методики проведения «выдающихся исторических дат». В дни памятных исторических событий в определенное время в актовом зале собирались все ученики школы, директор, инспектор, преподаватели. Директор или кто-нибудь из преподавателей коротко рассказывал о событиях, объяснял их историческое значение с целью актуализации важности события и формирования в детях патриотических чувств и воспитанию будущего гражданина страны. Проведение памятных дней отечественной истории сопровождалось соответствующей молитвой, пожеланием многолетия государю-императору и его семье, хор учеников исполнял национальный гимн, читались тематические стихи [2].

С конца XIX века весной проходил праздник древонасаждения. Традиция эта повелась со школьных праздников древонасаждений, когда школьники вместе с родителями и учителями сажали деревья рядом с гимназиями и школами, во дворах, и ближайших скверах. Все это активно поддерживалось и поощрялось государством [6]. В Толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова ДРЕВОНАСАЖДЕНИЕ дано в двух значениях, как посадка молодых деревьев и Праздник древонасаждения [1].

Обычай устраивать праздники Дней древонасаждения возник в Соединенных Штатах Америки. Одним из первых организаторов праздника считают Дж. Стерлинга Мортона, администратора штата Небраска на севере США, впоследствии занимавшего пост министра земледелия. Хотя сама традиция ритуального древонасаждения была позаимствована и развита Стерлинг-Мортоном у древних ацтеков, которые торжественно высаживали деревья в каждый день рождения своих детей. По инициативе Дж. Мортона в 1874 г., в первый День древонасаждения в штате Небраска было посажено более 12 миллионов саженцев. Спустя два десятка лет там уже росло 350 миллионов деревьев. После чего праздничек древонасаждения распространился в соседних штатах Айова, Канзас, Мичиган и Огайо, а через некое время охватил всю страну. К началу XX века он стал активно проводиться в странах Европы, Азии, Индокитая. В праздник организуется бесплатная доставка саженцев, а среди населения ведется пропаганда посадки деревьев, озеленения родных мест и облесения территорий. Если Вы посадили дерево, значит, Вы были участником праздника. И по сей день этот праздник одни отмечают в последнюю пятницу апреля, другие – как День Земли 22 апреля, в день рождения Дж. Мортона [7]. Среди школьников Америки был организован Союз оберегания деревьев. Для народных школ начали устраивать весенние праздники, сначала в разные дни, а потом остановились на последней пятнице апреля. К проведению Праздника древонасаждения подключаются детские организации, Нью-Йоркское Общество детских садов и комнатных растений. Его руководители раздают ребятам на День леса саженцы цветов, а затем осенью награждают тех, кто вырастил лучший цветок. Цель праздника: пропаганда посадки деревьев, облесение территорий и украшение родных мест. Если Вы посадили дерево, значит, вы отметили этот день [9]. Как указывает А.Л. Рейман Школьные праздники древонасаждения, которые принято относить к традициям 1920—1930-х годов, на самом деле восходили к самому концу XIX века [7].

По данным Хлюстова В.К., первоначально датой проведения праздника был определен день 1 августа (по старому стилю) или 14 августа (по новому стилю). Он связан с православным праздником - Днем происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который отмечался в это время. Этот день являлся профессиональным праздником лесоводов. Так, в 1898 году в честь столетия Лесного департамента России празднование Дней древонасаждения стало отмечаться в конце апреля - начале мая. Студенты и профессора Лесного института Санкт-Петербурга, чиновники Лесного департамента, более 1500 учеников городских училищ приняли участие в первом празднике Дней древонасаждения. Праздник начался утром возле пристани на Неве рядом с Летним садом. Под звуки марша все двинулись к «Дубкам» - роще, которую когда-то посадил Петр I. Протоирей Николай Розанов сказал на открытии праздника: «Кто сам посадил дерево и ухаживал за ним, тот никогда не станет неосмотрительно ломать и истреблять деревья» [9].

Как указывает Хлюстов В.К., инициатором Дней древонасаждения был первый декан лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии Василий Тарасович Собическкий. В столичных газетах сообщалось: «Предложение вице-директора Лесного департамента В.Т.Собичевского считать посадки деревьев началом ежегодных российских праздников, Дней древонасаждения, присутствующие встретили дружным одобрением». В.Т.Собичевский вспоминал: «Самое пылкое воображение не в состоянии представить всей прелести ожившей перед нами картины, когда сотни ребятишек, оставив школьные скамьи, с невыразимым удовольствием под руководством своих наставников для общего дела, для общего блага сажали деревья». В эти дни особое внимание уделялось массовости, проводились народные гуляния. [9].

По данным исследований Рейман А.Л. [7] и Канишевой М.А. [2] в Черниговской и Таврической губернии, в частности в Крыму, намного раньше, чем в других земствах стали популярными «праздники древонасаждения». Так, в газете «Крымский вестник» (Севастополь) от 15 июля 1899 г. писали, что праздники древонасаждения, получили в Крыму значительное распространение, начинали проникать они и в сельскую среду полуострова. «Об этом довольно деятельно хлопочут учителя некоторых земских школ и в этих праздниках видят средство к выполнению грандиозных задач по облесению наших сел. Как на характерный в этом отношении пример, мы можем указать на поступившую в уездную земскую управу пространную докладную записку учителя Насыпкойcкой земской школы господин Татаринова, трактующую об устройстве праздников древонасаждения. Ссылаясь на предложения инспектора народных училищ Таврической губернии об устройстве таких праздников, господин Татаринов, после разъяснения цели их и значения, ясно указывает на то, что он видит в них средство к облесению наших пустынных сел, деревень, их площадей и дорог…. Господин Татаринов указывает на ряд посадочных работ, которые он намерен произвести при помощи учащихся во время «праздников древонасаждения», а именно обсадить церковную ограду в Насыпи Кое, произвести двухрядное насаждение шелковицы по двум сторонам сада владельца экономии, обсадить деревенское кладбище и даже обсадить по обе стороны шоссе, начиная от экономии Насыпи-Кой до города Феодосии, т.е. на протяжении 8 верст… Будучи, очевидно, вполне уверенными, что земская управа отнесется с полным одобрением к этим предначертаниям, г. Татаринов, увлекаясь сам, стремится еще увлечь и других…. г. Татаринов, устроивший прекрасный школьный сад, считается в этом деле довольно компетентным и с его мнением, вероятно, будет считаться и земство» [2].

В отчете о состоянии Черниговской губернии за 1899 год губернатор сообщал, что в городе, как и «во всех уездных и некоторых заштатных городах были устроены для учеников весенние праздники древонасаждения и что дети с удовольствием насаждают деревья, а затем с любовью ухаживают за своими посадками...». В связи с этим начинанием император наложил резолюцию: «Желательно, чтобы этот добрый почин прочно у нас привился». Позже один из популяризаторов идеи отмечал: «Такое внимание со стороны Престола, к недавно зародившемуся у нас делу, придаст этим праздникам общегосударственное значение». В 1901 году, во исполнение высочайшей воли, министр народного просвещения предлагал обсудить вопрос «о способах устроения для учащихся в средних и низших всех типов, учебных заведениях Санкт-Петербургского учебного округа праздников древонасаждения, с тем, чтобы при первой ближайшей возможности применить выработанное к выполнению в текущем году» [9].

Большое внимание празднику уделяла Православная Церковь. К 1902 году праздник проводился более чем в сорока регионах России. Основными организаторами их стали лесничие и учителя местных школ. Почти везде в праздновании участвовали священнослужители. Свое содействие оказывали губернаторы, земские и волостные начальники, а помещики выделяли бесплатные саженцы участникам Дней древонасаждения. Подготовку к праздникам проводили специальные комиссии, куда входили представители различных обществ и частные лица, вносившие на проведение праздников значительные средства. Главными участниками Дней древонасаждения были учебные заведения. Организаторы торжеств считали, что посадка саженцев лучше всего помогает достичь главной цели праздника – воспитания у подрастающего поколения любви к природе, понимания важности сохранения садов и парков. Все это способствовало существенному обустройству населенных пунктов, приданию им эстетической привлекательности. Размах озеленения, проводимого в России, оказался настолько велик, что на заседании Санкт-Петербургского лесного общества в 1906 г.рассматривалось предложение об открытии Общества покровительства древонасаждениям. Лесное ведомство получило реальную пользу от праздников Древонасаждения: в начале века были приняты правительственные решения о развитии лесной науки, об укреплении Корпуса лесничих и привлечении земств к лесным делам [8].

В соответствии «Циркуляру о проведении праздника древонасаждения» школьная комиссия привлекала учеников городских училищ не только к посадке деревьев, но и к делу ухода и надзора за ними. Ученики с энтузиазмом высаживали деревья и на дому. Подготовку к празднику проводили специальные комиссии, куда входили представители различных обществ и частные лица, вносившие на проведение праздников значительные средства. После праздника устраивались концерты и лотереи [6]. Особое внимание уделяла празднику городская общественность (представители общественных организаций и органов городского самоуправления, учителя местных школ, священнослужители).

Датой проведения школьных праздников древонасаждений могли быть весенние, летние и осенние дни (1 августа по старому стилю, что было связано с православным праздником – Днем происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в конце апреля – начале мая после столетия Лесного департамента России в его честь, а также в сентябре, а иногда и в октябре - в соответствии с природно-климатическими условиями) [3].

Большую воспитательную роль этому празднику придавали и в России. Так, в начале ХХ в. в России была популярна книга известной детской писательницы, педагога, члена Русского женского благотворительного общества Клавдии Лукашевич «Праздник древонасаждений», в которой повествовалось о морально-нравственной пользе праздника, содержались материалы и предложения по его организации. Автор книги начинает свое изложение, вспоминая народную мудрость: «Кто посадит дерево, того благословят внуки», «Без труда – нет плода», «Лес да вода – поле красят», «Лесу нет, и гриб не родится», «Безлесье – неугожее поместье»[8]. В переписке между Главным Управлением землеустройства и земледелия и Министерством народного просвещения отмечалось: «…весьма полезно воспитывать в населении здравые понятия о лесе, о необходимости бережного отношения к лесным богатствам, накопленным природой в течение долгих лет, и любовь к лесу. Эта любовь с наибольшим успехом может быть воспринята детьми школьного возраста, и за последнее время на эту сторону воспитания уже обращено внимание; некоторые земства и частные лица организуют для детей в свободное от школьных занятий время так называемые праздники древонасаждения, и лесное ведомство всегда идет навстречу этим начинаниям, отпуская бесплатно, по возбужденным ходатайствам, потребный посадочный материал». Главное Управление землеустройства и земледелия обращалось в Министерство народного просвещения с ходатайством «об организации в учебных заведениях праздников древонасаждения в определенный для каждого климатического района день», а лесное ведомство обязалось помогать в бесплатном отпуске посадочного материала. Министерство народного просвещения призывало «озаботиться более широкой и правильной организацией в свободное от учебных занятий время праздников древонасаждения для учащихся в средних и низших учебных заведениях округа». В русле этой политики главными участниками праздника были представители учебных заведений [3] .

По данным Хлюстова В.К., после революции 1917 года православная традиция отмечать День Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в России была нарушена. В 1920 году в Москве станция юных любителей природы в Сокольниках возродила проведение Дней древонасаждения. Но с 1922 года в стране стал отмечаться День леса, который также сопровождался посадкой лесных культур. Как и в старые времена, работники лесного хозяйства отмечали праздник очень торжественно. Вывешивались флаги, сочинялись песни и стихи, выпускались специальные сборники. О значении Дня леса не приходится говорить, во многих городах именно в эти дни закладывались городские скверы, парки, аллеи [9].

Таким образом, проанализированный материал позволяет заключить, что в начале ХХ в. праздник древонасаждения стал заметным явлением в общественной жизни не только Крыма, но и всей Российской империи, и будучи важным элементом общественной природоохранной и соответствующей просветительской деятельности. Думается, что использование исторического опыта, форм и способов пропаганды идей охраны окружающей среды среди населения и соответствующих праздничных форм полезно и в современных условиях, когда в Крыму возрождаются многие исторические традиции. Сегодня настало время Возрождения Дней древонасаждения, которое должно осуществляться по инициативе областных администраций, мэров городов, руководителей предприятий и учебных заведений. У нас ещё есть возможность сохранить окружающую среду, пока проводятся подобные праздники, а тем более, если прививать подобные традиции с детства

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка / [под ред. Д.Н. Ушакова]. –М.: Издательства Астрель, АСТ, 2009. – 1280 с.

  2. Канишева М.А. развитие начального образования в Крыму конец XIX - начало XX СТОЛЕТИЯ). Монография. – Х. Издательство «Экспресс книга», 2011. –257 с.

  3. Праздник древонасаждения. — Вестник садоводства, плодоводства и огородничества. СПб., 1908, № 8, с. 392.

  4. Праздник древонасаждения в дореволюционной Росси .statehistory.ru/.../Prazdnik-drevonasazhdeniya-v-dorevolyutsionnoy-Ros.

  5. Праздник древонасаждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://krskru.wordpress.com/2011/10/25/prazdnik/

  6. Праздник древонасаждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.absent.ru/articles/prazdniki/prazdniki_amyeriki/prazdnik_dryevonasazhdyeniya

  7. Рейман А.Л. "Праздник древонасаждения". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nickolaynew.ya.ru/replies.xml?item_no=40

  8. Школьный праздник древонасаждений. Сост.: Кл. Лукашевич. СПб., 1911, вып. 5, с. 3.

  9. Хлюстов В.К. Из истории празднования Дней древонасаждения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://denlesa.forest.ru/news/?id=7

Научный руководитель:

член-корреспондент НАПН Украины, доктор педагогических наук, профессор, ректор Черниговского Национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, Носко Н.А.