Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Педагогическая диагностика в процессе организации самостоятельной работы студентов

Автор: 
Людмила Ковалевская (Гродно, Беларусь)

В современном обществе востребован специалист, для которого характерен высокий уровень профессионализма, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, академическая и социальная мобильность. В связи с этим концепция самостоятельной работы студентов требует существенного переосмысления: необходимо пересмотреть подходы к планированию, формам и методам ее организации, методике отслеживания результатов. Самостоятельная работа – это средство достижения глубоких и прочных знаний, основанных на понимании и применении, способ повышения мотивации к процессу обучения, приобретению компетенций. Проблема эффективной организации самостоятельной работы приобретает особую актуальность в настоящее время, когда осуществляется переход от парадигмы «образование на всю жизнь», к парадигме – «образование через всю жизнь», т.е. к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Мы считаем, что условием эффективной организации самостоятельной работы, является применение педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика позволяет:

- определить мотивацию и профессиональную позицию будущего специалиста; - уровень готовности к самостоятельной учебной деятельности и степень владения необходимыми для успешного обучения знаниями, умениями и навыками;

- на основании полученных данных разработать систему заданий и создать адекватные условия для познавательной деятельности с целью достижения высоких результатов обучения.

Впервые термин педагогическая диагностика в своей работе применяет немецкий педагог К. Ингенкапм [1], считая, что в процессе педагогической диагностики можно, с одной стороны, установить предпосылки к обучению отдельных учащихся или группы в целом, с другой, определить условия для организации педагогического процесса, провести его анализ и определить результаты обучения. В настоящее время из множества различных трактовок данного понятия, можно выделить такие аспекты, как: научная теория (А.С. Белкин, К. Ингенкамп, Е. Михайлычев и др.), вид познания (Б.П. Битинас, Н.К. Голубев и др.), педагогическая деятельность (А.И. Кочетов, В.С. Аванесов, Л.Н. Давыдова и др).

Мы рассматриваем педагогическую диагностику как познавательно-преобразующую деятельность, направленную на получение объективной и достоверной информации об образовательном процессе с целью оптимизации личностно-ориентированного обучения, определения наиболее эффективных приемов организации самостоятельной деятельности обучающихся, повышения качества обучения.

Для эффективной организации и управления самостоятельной работой студентов необходимо определить дидактические условия применения педагогической диагностики и разработать модель организации самостоятельной работы студентов.

В результате исследований, проведенных на факультете биологии и экологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, нами были выделены следующие дидактические условия:

- комплексное применение методов педагогической диагностики для определения мотивации, уровня готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности и уровня сформированности общеучебных умений и навыков;

- определение уровня обученности и трудностей в обучении с целью разработки дифференцированных заданий;

- применение тестовых технологий для управления познавательной деятельностью обучающихся;

- формирование у студентов культуры учебной деятельности и навыков научной организации труда;

- системное применение педагогического мониторинга.

Предлагаемая модель содержит следующие компоненты.

Субъектный компонент включает студента как активного участника самостоятельной работы и преподавателя, как организатора и координатора. Межсубъектные отношения заключаются в опосредованном управлении деятельностью студента через систему дидактических условий на основе педагогической диагностики.

Мотивационный-диагностический компонент. Мотивация – важнейший психологический фактор, характеризующий качество личности и влияющий на ее деятельность. Мотивация учебной деятельности заключается в принятии студентом учебных целей как личностно значимых, когда обучение рассматривается как необходимый фактор успешности, а не только получение хорошей отметки. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать социальные мотивы, связанные с возможностью самореализации, престижем и одобрением, желанием приобрести определенный статус в группе или на курсе; учебно-познавательные – направленные на приобретение и применение знаний; профессиональные – формирование профессиональных компетенций, способных обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

Диагностический компонент является основополагающим при организации самостоятельной работы. В академической группе обучаются студенты с разным уровнем подготовки: они отличаются как по степени обученности, так и по степени готовности к самостоятельной учебной деятельности, степени сформированности общеучебных умений и навыков. Для проведения диагностики и получения необходимой информации используются анкеты, опросники, тесты достижений. Анализ результатов диагностики позволяет разделить студентов на группы по уровню подготовки и применить дифференцированный подход к обучению.

Содержательный компонент определяет объем и структуру учебного материала, знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом. Содержание учебных элементов, выделенных для самостоятельного изучения, должно определяться с учетом логической структуры всего изучаемого материала. При разработке заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать, что основные понятия, теории и законы рассматриваются на лекционных занятиях. На самостоятельное изучение выносится материал, требующий углубленного изучения, практического применения. При этом, исходя из общего уровня подготовленности, для студентов с низким уровнем предлагаются задания репродуктивного, фактологического характера; для студентов со средним уровнем самостоятельности – задания продуктивного характера: применение полученных знаний на практике, расширение и углубление понятий; для студентов с высоким уровнем самостоятельности – творческие задания: проблемные, исследовательские задачи, применение полученных знаний в новой ситуации.

Деятельностно-диагностический компонент определяет методы, приемы, формы организации самостоятельной работы студентов, а так же методы и средства самодиагностики с целью определения уровня подготовки и коррекции приобретенных знаний. Знание и понимание учебного материала требует хорошего владения понятийным аппаратом. Поэтому обязательным для всех групп студентов является задание на составление глоссария по изучаемому материалу. Для студентов с низким уровнем обученности задания носят репродуктивный характер: составление текстового конспекта, выполнение заданий по заданному образцу. Студентам со средним уровнем обученности предлагаются задания репродуктивно-продуктивного уровня: представить изученный материал в виде опорного конспекта, структурно-логической схемы, сравнительной или обобщающей таблицы, составить вопросы, подготовить сообщение. Студенты с высоким уровнем обученности выполняют творческие задания: составление интеллектуальных карт, создание информационных блоков, решение проблемных ситуаций и заданий, составление проблемных вопросов и познавательных задач.

Контрольно-диагностический компонент. Получение информации об усвоении материала, организация контроля и самоконтроля – обязательная составляющая образовательного процесса. Контроль позволяет оценить эффективность самостоятельной работы, определить пробелы в усвоении и провести самокоррекцию знаний, коррекцию организации самостоятельной работы в целом.

Для определение уровня успешности обучения, степени сформированности предметных и общеучебных умений и навыков проводится оперативная (текущая) и промежуточная диагностика. Дидактическими средствами осуществления диагностики являются критериально-ориентированные педагогические тесты, письменный и/или устный контроль, выполнение заданий самостоятельной работы, самодиагностика через составление заданий в тестовой форме по каждому блоку учебного материала.

Оценочный компонент. Подведение общих итогов, определение эффективности и результативности самостоятельной работы необходимо как для студентов, так и преподавателя. Критерии определения эффективности работы основываются на прогнозируемых целях обучения, и должны быть конкретными и понятными студентам. Итоговый контроль усвоения всего учебного материала осуществляется в форме экзамена, состоящего из трех частей: тестовый контроль, письменный и/или устный ответ, выполнение практического задания.

Таким образом, применение педагогической диагностики в процессе организации самостоятельной работы студентов способствует формированию навыков самоконтроля и самодиагностики учебной деятельности, умения грамотно организовать свою работу и управлять временем, что является необходимым условием успешности обучения и постоянного профессионального роста.

 

Литература:

 

1. Ингенкам К. / / Ингенкам К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. – М.: Педагогика,1991. – 240с.