Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: 
Галина Маль, Наталья Болдина (Курск, Россия)

Современная система образования, глубинная основа которой была заложена более 200 лет назад, пришла в противоречие с требованиями жизни и запросами российского общества [1, с. 12]. Настоящее время характеризуется революционными изменениями в системе образования на всех его этапах. Концептуальной основой современного образования на глобальном, национальном и региональном уровнях является инновационная парадигма, предполагающая интенсивные изменения, ведущие к обновлению содержания образования, его принципов и методов, а также форм обучения [4, с. 46].

Современное образование ориентируется на коммуникативно-деятельностный и компетентностный подходы, которые помогают эффективно развивать творческие способности человека, грамотно и своевременно решать различные профессиональные и социальные задачи [8, с. 57].

Новые информационные и коммуникативные технологии позволили приступить к реализации фундаментальных целей образования: формирование мировоззренческих и ценностных ориентиров личности, общекультурных и профессиональных компетенций, развитие интеллектуальных возможностей человека [5, с. 78].

Очевидно, что современная модернизация системы образования немыслима без широкого использования новейших технологий, которые создаются усилиями ученых. Глобальная компьютеризация, единая социальная сеть инициируют любые системные изменения в области образования. Компьютерные и коммуникативные технологии обеспечивают компетентные действия человека как в его профессиональной области, так и в культуре в целом, способствуют его карьерному росту и творческому развитию [6, с. 18]. Созданные на их основе обучающие программы обеспечивают развитие навыков самостоятельного мышления, умение рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Инновационная методика обучения способствует развитию глубинных творческих способностей человека, его природных талантов, что представляет возможность на ранних этапах обучения в вузе приблизить процесс обучения к научному поиску [7, с. 112].

Традиционная система высшего медицинского образования тяготеет к информационной, репродуктивной модели, основывается на устоявшихся научных знаниях и научных достижениях. Современные технологии нацелены на опережающий характер образования. Только тогда, когда студенты будут непосредственно работать с современными технологиями, участвовать в актуальных научных проектах, создавая при этом важность практического применения полученных научных результатов, образование приобретет опережающий характер [1, с. 108].

Новый технологический уровень развития содержания образования обеспечивает новое качество обучения. Инновационный процесс становится закономерностью в развитии системы современного образования, которой свойственна гибкость и чуткое реагирование на веяния времени. При этом значение фундаментальных знаний не обесценивается, а только возрастает [3, с. 56].

Поддержание медицинского вуза в актуальном состоянии сегодня становится возможным только с использованием компьютерных коммуникаций, которые обеспечивают быстрый, беспрепятственный и интерактивный обмен информацией со средой жизнедеятельности. Интернет сегодня является неотъемлемой частью жизни цивилизованного общества [8, с. 89]. Он представляет собой удобный и почти всегда доступный источник разнообразных сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения, распространения и использования коллективного человеческого опыта. Освоение Интернета – это освоение новой информационной среды со специфическими средствами деятельности в ней. Интернет представляет собой один из наиболее успешных примеров того, какую пользу могут принести долгосрочные вложения, поддержка исследований и разработка информационной инфраструктуры. Глобальная сеть дает возможность персонализированного сбора, переработки, потребления и систематизации огромного объема информации [6, с. 64].

Телекоммуникационная сеть Интернет находит самое разнообразное применение в процессе совершенствования современной технологии обучения на начальном, среднем, высшем и последипломном этапах образования. Ее использование является эффективным дополнением к традиционным видам обучения, что позволяет значительно обогатить и усовершенствовать преподавание в медицинском вузе. С развитием Интернета можно говорить о формировании глобального образовательного пространства, включающего все современные средства телекоммуникации, например, электронные учебники, электронные словари и справочники, фонды электронных библиотек [2, с. 35].

Необходимым элементом инновационной парадигмы современной системы образования становится дистанционное обучение, которое особенно активно внедряется в образовательный процесс [1, с. 54]. Основу образовательного процесса в дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.

Дистанционное образование – особая усовершенствованная форма на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. При дистанционном обучении преподаватель остается главным звеном в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса. У студентов дистанционная методика обучения помогает в большей степени развить собранность и организованность, привычное умение работать самостоятельно [4, с. 113]. Принципиально важно, что дистанционный вид обучения базируется на принципе целесообразности, безопасности, комфортности получения знаний. Необходимо отметить, что в системе дистанционного обучения имеются реальные возможности контроля за обучением, позволяющие своевременно оценивать объем и качество знаний студентов, трудности, возникшие в процессе обучения. Для современного образования характерно довольно интенсивное развитие его дистанционных форм повсеместно [8, с. 30].

Таким образом, можно с полной уверенностью сделать вывод о том, что компьютеризация, использование телекоммуникационных сетей, развитие дистанционного образования – это основные направления концепции высшего российского образования. Новая образовательная парадигма высшего образования продиктована взаимодействием с мировым сообществом. В центр системы образования ставится приоритет человеческой личности, его духовного роста и профессиональной состоятельности [9, с. 8]. Образование способствует гармонизации отношения человека с современной социальной, научной и культурной средой, развивает в человеке потребность непрерывного самообразования. Вопрос о том, для чего и ради чего осуществляется та или иная образовательная деятельность, выбор той или иной формы обучения, выбор преподавателя, учебного курса, учебного заведения, выбор профессии находится в плоскости ценностных отношений. В рамках такого подхода мир рассматривается уже не сам по себе, а в его отношении к человеку, к субъекту, к его интересам, потребностям и стремлениям.

Процесс использования передовых компьютерных и телекоммуникационных технологий, использование дистанционных форм обучения в современных моделях непрерывного образования является одной из ключевых составляющих оценки потенциального вклада новейших технологических средств в реализацию программ стабилизации и устойчивого развития российского общества [7, с. 108].

Стабильность системы образования является объективным условием эффективности процессов модернизации всех сфер жизнедеятельности человека.

 

Литература:

1. Латышина Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб.пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 178 с.

2. Педагогика: учеб. пособие для вузов // В.И. Сластенин, В.А. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]- 4-е издание. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 280 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. вузов: В 2 кн.: Кн.1.- М.: Владос, 2004. – 376 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие для студ. пед. вузов.- М.: Академия, 2003. – 256 с.

5. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003. – 165 с.

6. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004.

7. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005. – 432 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации. Пед.кадров/ Под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2002. – 568 с.

 

9. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 323 с.