Автор:
Евгения Ковалева (Брянск, Россия)
Создание особого блока в воспитательной и образовательной системе учебных заведений «Здоровье» и внедрении ее в практику учебно-воспитательного процесса – основной методический путь формирования здорового образа жизни и устранении факторов риска здоровью. Особенностью этого блока-комплекса должна стать его направленность на формирование ценностного отношения к здоровью посредством декларирования ценности здоровья, защиты ценности от посягательств на нее, совершения действий, выражающих ценностное отношение к здоровью [1, с. 2-3; 3, с. 5]. Реализация программных действий будет способствовать сохранению и развитию индивидуального здоровья школьников, как основы общественного здоровья и формированию здоровьесберегающей среды с максимальным уменьшением факторов риска здоровью. Особенно значимые результаты получены при реализации воспитательной системы «Школа – наш дом» г. Брянска, основными принципами построения которой явились гуманистический подход к образованию, личностно-ориентированная организация образования, развивающий характер образовательного процесса, экологическая направленность образования, дифференцированный подход в образовании, партнерство и сотрудничество участников образовательного процесса. Реализация этих принципов напрямую способствовала созданию условий и реализации непрерывных валеологических программ.
Создание здоровьесберегающей среды в школе состоит из многих компонентов. Рассмотрим подробнее гипотезу и цель и задачи блока-комплекса «Здоровье». Основная гипотеза блока-комплекса «Здоровье» – образовательное учреждение будет способствовать сохранению, поддержанию и развитию здоровья школьников на протяжении их школьной жизни, если в школьном коллективе: выявляются и устраняются причины ухудшения здоровья детей во время их пребывания не только в школе, но и дома; создаются условия для сохранения и развития физического (соматического), психического здоровья; внедрена диагностика и учет морфо-функциональных и психофизиологических показателей здоровья детей; рационально организуется труд и отдых школьников в школе и дома; формируется мотивация у школьников на сохранение собственного здоровья, т.е. на здоровьесберегающий стиль жизни; развиваются комфортные отношения в системе «ученик–ученик», «ученик–учитель», «учитель–родители», «ученик–родители» и т.д.; используются средства и методы преподавания, носящие валеологичный характер (не вредящих здоровью учащихся, направленных на активизацию резервных возможностей человека).
Основная цель и задачи блока-комплекса «Здоровье»: цель – создание условий для формирования, сохранения и укрепление индивидуального здоровья ребенка, способствующего выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций, с учетом социальных потребностей общества и направлений работы комплексно-целевой программы школы. Задачами, стоящими перед образовательным учреждением при реализации программы «Здоровья», будут следующие:
1. Создание системы для отслеживания количественных показателей состояния индивидуального здоровья детей (физического и психического).
2. Обучение каждого учащегося приемам оценки параметров собственного здоровья.
3. Формирование банка данных конкретных методических рекомендаций по контролю и самоконтролю за состоянием здоровья школьников, педагогов.
4. Создание и развитие материально-технической базы, необходимой и достаточной для организации разностороннего развития индивидуального здоровья.
5. Разработка программы поэтапной подготовки педагогов в области здоровьесберегающей педагогики.
6. Воспитание сознательного отношения к охране здоровья как главной человеческой ценности и формирование целевой установки на здоровый образ жизни.
7. Воспитание у детей экологического отношения к микро- и макросреде, соответствующего поведения в них.
8. Проведение системы обучающих мероприятий для родителей в области эколого-валеологического всеобуча.
Основными разделами программы «Здоровье» определены следующие.
Первый раздел – программа мониторинговых исследований состояния здоровья учащихся. Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса факторов. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их значение позволяет обосновывать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. В этом разделе регистрируется физическое развитие человека. Оценивают его путем проведения антропосоциометрических исследований и оценки функциональных возможностей организма.
Программа оценки санитарно-гигиенических параметров школьных помещений включает регистрацию санитарно-гигиенического состояния помещений. Необходимость раздела обусловлена тем, что повседневная многочасовая деятельность на рабочем месте оказывает значительное влияние на состояние организма человека. Условия работы влияют на работоспособность, возникновение утомления, настроение, на состояние различных систем органов. Плохая организация труда на рабочем месте и помещении может привести к физической и умственной усталости, к нарушению физиологической целостности организма. Необходимы тщательные мониторинговые исследования динамики состояния санитарно-гигиенических параметров школьных помещений как условия ее изменения и улучшения. Санитарно-гигиеническое состояние помещений характеризуют ряд важных показателей, определяемых на месте: Размеры помещения – кубатура и полезная площадь классных помещений, пересчет полученных значений на одного учащегося; внутренняя отделка и оформление помещения, оказывающие значительное влияние на зрительный анализатор, определяющие состояние психологической комфортности детей; микроклимат закрытого помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздух
Программа спортивно-оздоровительной работы включает основные направления деятельности: Основы общих знаний (проведение уроков с теоретической направленностью); физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; спортивные соревнования и физкультурные праздники; занятия в школьных спортивных кружках и секциях; туристские походы.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня также немаловажны и определяются следующими направлениями деятельности: физкультурные минутки на уроках в 1-7 классах (по заранее разработанным комплексам); ведение динамических пауз по 1-4 классам; проведение спортивных часов в группах продленного дня; проведение уроков ритмики; занятия групп общей физической подготовки для учащихся 1-10 классов, организация мониторинга состояния здоровья.
Программа работы с педагогическими кадрами по реализации комплексной целевой программы «Здоровье» определяет валеологическую компетентность учителей. Опыт ХХ века учит, что понятие «здоровье» имеет более широкое значение и смысл, чем только состояние индивида. Правомерно говорить о здоровье общества в целом. Многие педагоги заботу о здоровье учащихся рассматривают как дело медиков, тогда как последние учебную деятельность школьников считают делом только педагогов. Преодолению разобщенности и достижению взаимопонимания в любой конкретной практической ситуации может служить, по мнению академика РАО Д.В. Колесова, создание единого семантического поля, общего для педагогов, возрастных физиологов, психологов, педиатров, гигиенистов, психиатров [2, с. 5].
Концепция единого семантического поля предполагает общий для специалистов разного профиля объем современных знаний о ребенке и наличие единого понятийного аппарата. Таким образом, видя проблему одинаково, специалисты разного профиля должны уметь находить для себя собственные аспекты деятельности, результаты которой образуют единое целое. Для педагогов школы необходимо организовать систему непрерывного валеологического, здоровьесберегающего образования. Психолог М.С. Терентьева рассматривает непрерывное образование в качестве процесса и результата концептуального взаимодействия новых образовательных структур с существующей системой образования. Основная цель обучения педагогического состава школы – подготовить педагогов для работы в рамках единого семантического поля, учитывая и решая широкий спектр проблем по укреплению и сохранению здоровья учащихся и личного. Основной задачей для учителя станет раскрытие потенциала каждого ученика для формирования у него здоровьесберегающей (валеологической) деятельности (термин, предложенный Л.Г. Татарниковой). Валеологическая деятельность – это научение ребенка активизировать личностные, потенциально присутствующие, данные природой биоэнергетические возможности [4, с. 17]. В целях повышения информированности педагогического коллектива школы в области здоровьесберегающей педагогики, необходимо осуществлять следующие мероприятия по информации, контролю, анализу, коррекции (табл.):
Таблица – Система информационных мероприятий для педагогов
№
|
Тематика семинаров
|
1
|
Цель и задачи здоровьесберегающей педагогики. Общие понятия о работоспособности, утомлении, переутомлении.
|
2
|
Основы здоровьесберегающей культуры. Ценность индивидуальной всеобщности.
|
3
|
Создание индивидуально-личностной динамической модели собственной деятельности.
|
4
|
Программы здоровьесберегающего образования школьников.
|
5
|
Понятие школьной зрелости.
|
6
|
Влияние продолжительности урока, учебного дня и недели на здоровье школьников.
|
7
|
Современные требования к организации урока с позиций основных задач здоровьесберегающей педагогики.
|
8
|
Методы преподавания, направленные на активизацию резервных возможностей ребенка.
|
9
|
Общие вопросы по созданию и регуляции микроклимата учебных помещений, созданию внутренней отделки помещения и его оформления.
|
10
|
Профилактика инфекционных заболеваний в школе.
|
11
|
Профилактика заболеваний и травм опорно-двигательной системы школьников.
|
12
|
Профилактика заболеваний зрительного, слухового анализаторов детей.
|
13
|
Рекомендации и требования к составлению и организации домашних заданий по предмету.
|
14
|
Рекомендации по организации экзаменов (переводных и выпускных).
|
15
|
Основные понятия о факторах здоровья, здоровом образе жизни.
|
16
|
Организация профилактических мероприятий по борьбе с вредными привычками школьников.
|
17
|
Система профилактических мероприятий в области заболеваний передающихся половым путем (ЗППП).
|
18
|
Основные приемы релаксации учителя.
|
19
|
Принципы, методы и системы закаливающих мероприятий.
|
В процессе подготовки и переподготовки по проблемам сохранения индивидуального здоровья перед педагогами встает ряд проблем. Эти проблемы определяют необходимость решения ряда задач: выявить проблемы, возникающие в результате несогласованности старой педагогической теории и новых опытных данных; выявить проблемы, научное решение которых возможно в процессе исследования; определить проблемы, требующие новых научных подходов; обосновать принципы построение новых программ; выявить объективные факторы, обуславливающие отбор содержания курсового обучения, способствующего формированию здорового стиля жизни, в период вхождения в новое образовательное поле.
Таким образом, практикующий учитель должен подчинить свои функциональные обязанности новой здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей парадигме. Он должен научиться составлять и анализировать собственную профессиограмму как модель профессиональной компетентности, оценивать состояние индивидуального здоровья своих подопечных, разрабатывать методы по коррекции возникающих отклонений в состоянии здоровья.
Таким образом, в современных, быстро меняющихся общественных ситуациях многие учителя затрудняются в формировании своей позиции, в адаптации, так как происходит изменение общественно-значимых ценностей, усложняется восприятие общецивилизованных ценностей, к таковым относятся свобода, сострадание, уважение, терпение, толерантность, ценность жизни. Именно эти факторы заставляют обратить особое внимание педагога на школьную программу здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего (валеологического) образования.
Литература:
-
Булавинцева Л.И. Формирование здорового стиля жизни школьников: Методическое пособие / Л.И. Булавинцева, Л.Н. Анищенко. – Брянск: РИО БГУ, 2006. – 64 с.
-
Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы / Д.В. Колесов // Биология в школе. – 1989. – №3. – С. 4-8.
-
Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева. – Минск: Народная Асвета, 1996. – 247 с.
-
Марков В.В. Валеологическое образование в современном мире / В.В. Марков // Биология в школе – 2001 – № 6. – С. 14-19.
Научный руководитель:
доктор медицинских наук, профессор Дубовой Иван Иванович