Автор:
Акмарал Шоканова (Алматы, Казахстан) Бауыржан Едилбаев (Рудный, Казахстан)
Для того чтобы образовательный процесс соответствовал требованиям времени и даже был на «шаг» впереди, необходимо чтобы в процесс подготовки будущих специалистов наряду с традиционными подходами использовались инновационные.
Инновации и инновационная деятельность традиционно представляются как направление научно-технического прогресса и как процесс, связанный с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Однако смысл и содержание понятия «инновация» более широк. Сфера инноваций всеобъемлюща, она не только охватывает практическое использование научно-технических разработок и изобретений, но и включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации, планировании, принятии решений. Инновация выступает в качестве явного фактора перемены, как результат деятельности, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.
Таким образом, считать понятие инновации, как нечто новое в области научно-технического прогресса не совсем правильно, так как нововведения являются деятельностью многих направлений в различных областях, а смысл и содержание понятия «инновация» более широк.
Понятие «инновация» имеет латинское происхождение (in- в; novus - ввод чего-то нового, введение новизны. Таким образом, инновацию можно трактовать как процесс освоения (внедрения) нового.
Сегодня понятие инновации в широком смысле слова определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое [1, с.24]. Данное определение, тесно переплетается с трактовкой В.Д. Симоненко: «Инновация – изменение внутри системы; создание различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике» [2, с.69].
С инновацией тесно связаны такие понятия, как «новшество», «нововведение», «инновационный процесс», «педагогические инновации».
Новшество – это явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового. Документально оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой-либо сферы деятельности является новшеством (новацией). К ним относятся открытия, изобретения, патенты, ноу-хау, документация на новый или усовершенствованный продукт, технология или производственный процесс, а также различные рекомендации, методики, инструкции, стандарты, результаты маркетинговых исследований, рационализаторские предложения.
Нововведение определяется и как новшество и как введение этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей-инноваторов. Новшество в виде новых знаний, подходов, приемов приобретает новое качество и превращается в инновацию (нововведение) с момента его внедрения и начала распространения.
Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, востребованного обществом. Иными словами, инновация - это конкретный результат любой созидательной, связанной с риском деятельности, которая обеспечивает продвижение и внедрение на рынок новых, существенно отличающихся от прежних, благ, более полно удовлетворяющих потребности; открытие и освоение новых рынков или достижение других конкретных целей.
Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового [3, с.69].
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [4, с.47]:
– использование новой техники, новых технологических процессов или нового обеспечения производства ;
– внедрение продукции с новыми свойствами;
– использование нового сырья;
– изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
– появление новых рынков сбыта .
Эти положения сформулированные еще в начале ХХ века имеют больше отношения к сфере экономической деятельности.
Нами в рамках, рассматриваемой проблемы, кажется целесообразным ввести еще шестое изменение, связанное с изменением в процессе мышления человека и изменениями, в соответствии в этим, его поведения и поступков. Это очень важный аспект в сфере экологического образования, так как научить экологической культуре и экологическому мышлению невозможно до тех пор, пока сам человек не изменит свое сознание и свое отношение к окружающей его среде. Что этому может способствовать? На наш взгляд, это определенным образом выстроенный процесс обучения с использованием инноваций и того нового, что ранее в этом процессе не применялось. Это инновации в методике, технологиях, формах организации обучения, это все большее взаимодействие университетов как центров подготовки специалистов, с практическими предприятиями, осуществляющими свою деятельность в данном направлении, привлечение в вузы специалистов-практиков, которые могли бы, в качестве примера, на конкретных практических ситуациях строить процесс обучения студентов, вырабатывая у них важные умения и навыки прикладного характера, чтобы теоретические знания не были оторваны от реалий жизни.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии или этапы.
Первый этап - рождение новой идеи или возникновение концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом фундаментальных и прикладных научных исследований.
Второй этап – изобретение, то есть создание новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.
Третий этап – нововведение находит практическое применение. Идет его доработка, завершается этап получения устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступает лишь при условии восприимчивого к данному новшеству общества, конкретного учреждения образования.
Четвертый этап – начало фазы использования новшества. Происходит распространение новшества, заключающееся в его широком внедрении в новые сферы.
Пятый этап – господство новшества в конкретной области, когда оно перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.
Шестой этап - сокращение масштаба применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом [3, с.424].
Такова линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса. Конкретный инновационный процесс необязательно должен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности и неразрывности. Этапы могут иметь различную продолжительность.
Важно также рассмотреть научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями сферы образования и науки.
К чисто педагогическим инновациям можно отнести лишь изменения:
- в содержании образования, то есть в учебных планах и программах по всем или отдельным учебным дисциплинам;
-во внутренней организации деятельности университета;
- в отношениях «преподаватель- студент»;
- в методах обучения.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто внешними мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
• разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
• обновление содержания образования;
• изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания, методик, форм, методов, приемов, средств учебно-воспитательного процесса;
• совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
• улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
• проектирование новых моделей образовательного процесса;
• обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся разработка здоровьесберегающих технологий обучения;
• обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
• разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Так, во многих вузах сегодня внедряется новая технология обучения – дистанционное обучение, которое приходит на смену заочному обучению. Формат дистанционного обучения отличается от очной формы по срокам обучения (обычно это 3 или 2 года обучения), по принимаемому контингенту (в основном принимают желающих получить второе высшее образование или после колледжа), по продолжительности семестра (если на очном обучении продолжительность семестра – 15 недель, то на дистанционной форме вдвое меньше – около 8-10 недель) и по некоторым другим параметрам. Востребованность дистанционного обучения продиктована реалиями времени, внедрение повсеместной компьютеризации, подключение к сети Интернет самых отдаленных уголков страны привело к тому, что можно обучаться не выезжая из своего города или поселка, следовательно расстояние –это уже не проблема, затратность такого обучения ниже, чем на очной форме , а также можно обучаться параллельно с основной работой.
Конечно, внедрение такой технологии обучения создает дополнительную нагрузку на педагогический коллектив, так как в рамках этой инновации необходимо разработать соответствующие обучению рабочие учебные планы, электронные учебно-методические комплексы дисциплин и другое методическое обеспечение, прежде всего – электронные учебники. В связи с этим и сами педагоги не перестают учиться и совершенствовать свое педагогическое мастерство, проходя ежегодную систему повышения квалификации. И сегодня на рынке образовательных услуг предлагается множество семинаров и тренингов для педагогов с целью повысить их компьютерную грамотность, умения создавать презентации и готовить материал для электронных учебников, общаться в онлайн-режиме со студентами и участвовать в онлайн-конференциях. Эта тенденция уже необратима и педагоги чувствуют необходимость и важность внедрения данной инновации.
Таким образом, рассмотрев генезис научных инноваций и условия их проникновения в сферу образования, проанализировав основные понятия данной сферы, можно сделать вывод о том, что появление все новой и новой информации, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов, процесс компьютеризации и внедрение IT-технологий в нашу жизнь, требуют постоянного поиска новых организационных форм, инновационных технологий обучения.
Литература:
-
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. // Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пос. для студентов – М.: «Академия», 2004 . - 224с.
-
Симоненко В.Д. // Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов – М.: Вентана-Граф, 2005.
-
Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. // Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов– М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
-
Попов В.М / Бизнес-план. Зарубежный и отечественный опыт – Чебоксары: 2005. – 347с.
Научный руководитель:
доктор биологических наук, профессор Канаев Ашимхан Токтасынович