Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОВЕДЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ВИКТОРИН

Автор: 
Назгуль Аужанова (Талдықорган, Казахстан)

Викторины, как и другие массовые мероприятия, направленные на повышение интереса к биологии прочно вошли в практику обучения. Лучше всего викторины использовать на биологических вечерах. Успех этой работы в значительной мере зависит от того, насколько правильно составлены вопросы и насколько верно и полно продуманы ожидаемые ответы учащихся.

Предлагаемые здесь вопросы викторин направлены на выявление у школьников знаний основного программного материала, умения применять свои знания, объяснять явления в мире растений. Задача викторины – не только проверка имеющихся у школьников биологических знаний, но и приобретение новых, расширение кругозора. Поэтому следует предварительно ознакомить учащихся с вопросами викторины и рекомендовать им необходимую литературу. Практика показывает, что вопросы викторины нужно вывешивать недели за две до проводимого вечера [1].

Например, можно провести ботанический вечер на тему: «Удивительный мир растений».

Содержание и последовательность проведения вечера следующее:

1. Вступительное слово ведущего вечер учителя или учащегося (о значении растений для жизни человека, о том, что удивительное рядом, нужно быть только чуть внимательнее к окружающей природе).

2. Литературно-музыкальный монтаж на тему: «Растения рассказывают». Учащиеся в костюмах, изображающих какое-нибудь растение, используя отрывки из стихов, песни и легенды знакомят слушателей с происхождением растений, приводят интересные сведения, забавные, поучительные истории, связанные с возникновением их названий и их применением.

3. Викторина на тему: «Необыкновенное рядом». Вопросы викторины заранее написаны на листочках. Из каждого класса по желанию приглашаются 2-3 человека, которые подходят к столу и вытаскивают листки с вопросами (3 вопроса на человека). Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

4. Конкурс на тему: «Растения, искусство, фантазия». Просматриваются поделки из природного материала, даются им краткие пояснения. Определяются победители конкурса.

5. Подведение итогов. Награды победителей.

Викторина «Лес – наше богатство»

1. Какое дерево называют гордостью русских лесов? Особенность этого дерева, связанная со сменой времён года? Как выглядят его хвоинки? Использование [3].

2. У какого дерева хвоинок по пять. В чем своеобразие семян? Какие два названия оно имеет? Значение этого дерева в жизнедеятельности человека.

3. Что это за хвойное дерево? Форма кроны конусовидная. Хвоя мягкая. Хвоинки плоские, с закруглённой верхушкой, на нижней стороне восковой налёт в виде двух полос. Особенности шишек, размножения, использование хвои.

4. Определить хвойные деревья по количеству, расположению хвоинок: а) хвоинки узкие, расположены парами;

б) хвоинки острые, короткие, расположены по одному. Использование древесины.

5. Лиственное дерево самостоятельных чистых рощ не образует. Имеет млечный сок белого цвета. Чем примечательно опадание плодов, прорастание семян?

6. Какое лиственное дерево называют «пионером»? Очень неприхотливо к почве, но любит свет. Какое вещество придаёт своеобразный цвет коре? Как используется древесина?

7. У какого дерева наблюдается осенний «веткопад»? Как используется древесина?

8. Лиственное дерево, у которого кора гладкая даже в старости. Особенности листьев. Чем примечательна древесина? Как используется?

9. Когда можно увидеть полного паразита Петров крест? Его вред. Каким деревьям чаще вредит?

10. Значение лесной подстилки, степень её развития в зависимости от типа леса.

11. Селекцией, какого дерева занимался А.С.Яблоков. Значение и цель его работы.

12. Сколько классов по Крафту можете вы назвать в связи с конкуренцией. Какой фактор в конкуренции решающий?

13. Какое лесное растение никогда не цветёт?

14. Сколько лет живут иголки сосны и ели?

15. Какое дерево самое лёгкое в мире?

16. Какое дерево применяется для изготовления лыж?

17. Какое дерево цветёт первым, а какое – последним?

18. Из чего получают пробку?

19. Какие дрова самые жаркие?

20. Соком, какого дерева лечатся, а из его древесины делают фанеру?

21. Почему осенью лес, точно терем расписной: золотой, багровый?

22. Что изготовляют из ивы?

23. Как определить возраст молодых хвойных деревьев, не спиливая их?

24. Под ярусом, висит кафтан с красным гарусом. Какое это дерево?

25. Что за растение в названии, которого есть мужское имя?

26. Какое лесное растение никогда не цветёт?

27. Что за растение в названии, которого есть часть тела зайца?

28. В названии, какого растения упоминается птица и техническое растение?

29. Чем ценится древесина лиственницы?

30. Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет?

31. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?

32. Из древесины какого дерева делают спички?

33. Какое дерево цветет позже всех?

34. Назовите долгожителей мира растений?

35. Есть ли связь между елью и музыкой?

36. Объясните значение пословиц: «Леса хранят воду», «Лес и вода – брат и сестра», «Лес родит реки».

Примеры викторин [2, 4]:

  1. Две девочки решили вырастить герань. Одна посадила растение в железную банку с землей, а вторая в глиняный горшок. В него она положила камни, а сверху насыпала слой почвы. Ухаживали девочки за растениями одинаково. У первой герань вскоре зачахла, а у второй – зацвела. Как можно объяснить эти результаты?

  2. Лист, какого растения изображен на национальном флаге Канады?

  3. Очень часто утром на листьях дикорастущего растения манжетки можно увидеть капли воды. Даже тогда, когда ночи стоят очень теплые и роса не выпадает. Откуда там появляется вода?

  4. Какое тропическое растение физиологи называют плачущим деревом и почему?

  5. Для образования 1 г сухого вещества растения расходуют неодинаковое количество воды: просо – 293 г, лен ‒ 905 г, овес ‒ 597. Какое из этих растений наиболее засухоустойчивое?

  6. Ученые взяли для опыта некоторое количество песка, глины, перегноя и минеральных солей. Все это механически перемешали и добавили немного воды. Можно ли приготовленную смесь назвать почвой? Почему?

  7. Назовите растение, которое в народе получило название плакун- трава.

  8. В парке города провели эксперимент и вывели такую закономерность: толщина деревьев в полдень несколько меньше, чем в вечерние и утренние часы. Как это можно объяснить?

  9. Вы, наверное, замечали, что у некоторых растений листья и стебли, бархатистые на ощупь ‒ благодаря опушению. Какова роль опушения различных органов для растения?

  10. У большинства деревьев за вегетационный период образуется одно годичное кольцо, а у саксаула в иной год образуется три, а то десять колец. Почему?

***

1. У каких растений корни могут развиваться на листьях?

2. Какое комнатное растение умеет «шагать» по стенам с помощью корней?

3. Корневые системы, каких растений глубже всего проникают в почву?

4. У каких растений корни могут запасать воду?

5. Всегда ли для развития корней необходима почва?

6. Лист, какого растения изображен на национальном флаге Канады?

7. Картофель, лук, морковь. Что у них общего и почему морковь в этой «компании» можно считать лишней?

8. Перечислите растения, у которых корни используются в качестве лекарственного сырья в медицине.

9. Какое биологическое значение для растения имеет листопад?

10. В народе порой иронически говорят: он слышит, как трава растет. На чем основывается такое высказывание? Можно ли действительно услышать, как растут деревья, цветы, травы?

Ответы:

1. Это – лиственница сибирская. Хвою сбрасывает на зиму. Осенью крона лимонно-жёлтая. Зимой деревья с голыми ветками. В пучке хвоинок несколько десятков. Хвоинки – узкие, тонкие пластинки, закруглённые на конце, не колючие. Древесина используется для свай мостов и подводных сооружений. Строительная и поделочная древесина, превосходное топливо. Но она очень тяжела (тонет). Древесина очень смолиста.

2. Это сибирская или кедровая сосна. Семя очень крупное. Все его части видны невооружённым глазом. Сибирская сосна – поставщик орешков.

3. Это пихта. Хвоинки расположены поодиночке. Шишки – «свечи», при созревании распадаются на части. Интересная особенность к размножению отводками. Нижние ветви могут укореняться, а концы этих ветвей начинают расти вверх, и вырастают впоследствии в новые деревья. Древесина малоценная, а хвоя используется во многом: в парфюмерной промышленности (духи, мыло). Из смолы вырабатывают прочный клей для приготовления постоянных препаратов по анатомии растений, гистологии, эмбриологии.

4.А) Это сосна обыкновенная. Древесина – ценный строительный материал, из смолы вырабатывают много необходимых для человека веществ. Б) Это ель обыкновенная. Древесина идёт на изготовление бумаги, целлюлозы, искусственного шёлка, на музыкальные инструменты. Ель – поставщик дубильных веществ, которые необходимы для выделки кожи.

5. Это дерево – клён. Млечный сок у него бывает только в конце весны и в начале лета. В нём содержится каучук. Плоды опадают, вращаясь «пропеллером». Семена прорастают на талом снеге при 0º С.

6. Это берёза. Она любит свет, подавляется елью. Вещество бетулин придаёт коре белый цвет. Древесина широко используется в деревообрабатывающей промышленности, а из наплывов на коре делают шкатулки, отделку мебели.

7. Это осина. Опавшие ветки не засохшие. Дерево намеренно избавляется от некоторых «лишних» ветвей. Древесина используется на спички, на кадки, бочки, щепу.

8. Это ольха. Нижняя сторона листа почти белая. Листья зелёные до самого листопада и падают зелёные. Использование ограниченно. Идёт на дрова, на мелкие поделки. Окраска дров оранжевая. Апельсиновую окраску имеют свежие ольховые пни. В прошлом использовали кору для окраски тканей в чёрный цвет.

9. Увидеть Петров крест можно только в лесах, образованных дубом, липой, клёном и некоторыми другими деревьями. После того как образовались плоды коробочки, надземные побеги засыхают, а в почве остаются мясистые корневища. На концах образуются утолщения, где происходит соприкосновение с корнями деревьев (липы или орешника). Это специальные присоски, с помощью которых Петров крест «высасывает» натуральные соки из корней своих соседей по лесу. Он полный паразит, не образует органические вещества из минеральных солей.

10.Это слой опавшей листвы или хвои, которая покрывает поверхность почвы. Она влияет на жизнь растений и мелких животных, на водный режим и питательные свойства почвы. В разных типах леса подстилка сильно различается. В состав подстилки всех типов леса входят не только листья и хвоинки, но также тонкие отмершие веточки деревьев, кусочки коры, остатки растений, развивающихся на почве и др. Подстилка – это копилка питательных веществ для зелёных растений. В листьях и хвоинках содержатся соединения азота, фосфора, калия, кальция и др. элементы.

11. А.С.Яблоков занимался селекцией тополя. Цель – выведение новых пород для озеленения городов, для лесопосадок.

12. Крафт определил 5 классов деревьев по степени их угнетённости. К первому классу относятся самые мощные деревья, «деревья-волки», практического значения почти не имеют, обычно единичны. Деревья пятого класса – наиболее угнетённые, отмирающие, это последняя стадия конкурентной борьбы. Определённого главного фактора конкуренции нельзя выделить, но всё же особенно важен свет.

13. Папоротник. 14. Сосны – 2 года, ели – 5-6 лет. 15. Бальса. 16. Берёза. 17. Ольха и липа. 18. Из дуба и амурского бархата. 19. Дубовые и берёзовые. 20. Лечатся соком берёзы, а из его древесины делают фанеру. 21. Осенью хлорофилл разрушается и зелёный цвет пропадает. 22. Корзины, из коры – дубители кожи, чёрную краску, сети, мешковину. 23. По количеству мутовок +2. 24. Рябина. 25. Иван-чай. 26. Папоротник. 27. Осока «заячья лапка». 28. Мох «кукушкин лён». 29. Устойчива против гнили, применяют кораблестроении. 30. Сосна – светолюбивое растение. 31. Ель. 32. Осина. 33. Липа. 34. Установлено, что долгожителями в современном мире растений являются отдельные экземпляры мексиканского кипариса, достигающего возраста 6 000 лет, американской секвойи – 4 000 лет, тисс – 3 000 лет, дуб и каштан – 2 000 лет. 35. Связь в том, что древесина тонкослойной ели используется для изготовления дек скрипок, виолончели, рояля. Еловые деки придают музыкальному инструменту резонанс, улучшают чистоту звучания.

Литература:

 

  1. Аужанова Н.Б. Игра как средство развития интереса к биологии. Методическое пособие для учителей-биологов. – Алматы: ТОО «Даир». 2009. – 90 с.

  2. Багрова Л.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. – М.: АСТ, 1999. – 670 с.

  3. Лесная энциклопедия. 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1985. – 386 с.

  4. Лившиц И.А. Природы мудрые советы. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.