Автор:
Валентина Горленко (Гомель, Беларусь)
Наибольший интерес для нас представляет понятие коммуникативности как нравственной ценности и качества личности, так как в основе механизмов поведения человека так или иначе лежат его разнообразные коммуникативные проявления. В. И. Кабрин, изучающий динамику коммуникативного развития человека как личности, ввел в научный оборот понятие «коммуникативный мир личности» и предложил рассматривать личность как «иерархию различных уровней внешних и внутренних коммуникаций, динамически интегрирующих все компоненты в новое качество – коммуникативный мир» [1].
Имеются различные суждения по вопросу определения понятия «коммуникативность». Одни авторы понимают его как процесс. Профессор М. А. Василик определяет коммуникативность как «процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств» [2, c. 126]. Другие склонны рассматривать коммуникативность как «способность, склонность к коммуникации (передаче информации в процессе общения), к установлению контактов, связей в общении» [3, c. 60].
В гуманитарных науках используется такое понятие, как «коммуникативная личность». При формулировании данного понятия ученые исходят из понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. На социально-философском уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Это позволяет говорить о широком понимании категории «коммуникативная личность», которая связана с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия.
С психологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается устойчивая система социально значимых свойств и качеств, характеризующих человека как субъекта социальной коммуникации. Это означает, что в каждый конкретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, способна реализовываться через различные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие человека как коммуникативной личности.
Говоря о таком явлении, как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что его необходимо рассматривать не только как совокупность характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность является компонентом потребностно-мотивационной сферы, требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей ее социальный и нравственный вес. Потребности, интересы, убеждения, идеалы, соответствующие ценностные ориентации, как правило, не непосредственно мотивируют поведение, а выполняют координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».
В связи с этим понятие коммуникативности дополняется элементами, относящимися к деятельностной среде, окружающей человека, и способностью воздействия на нее. Все это предполагает осознание: а) собственных потребностей и ценностных ориентаций; б) способности воспринимать окружающее без субъективных искажений; в) готовности замечать новое во внешней среде; г) возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур; д) чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды; е) способов персонализации окружающей среды.
Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность коммуникативных процессов, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Если в начальный период жизни человек не волен выбирать для себя людей, которые составляют его непосредственное окружение, то в зрелом возрасте он уже сам в значительной степени может регулировать число и состав лиц, которые его окружают и с которыми он общается. Человек, таким образом, обеспечивает себе со стороны этого окружения определенный поток социального и психологического воздействия.
Вместе с тем в процессе общения люди зачастую пользуются стереотипными представлениями о личностных свойствах других людей. Стереотипы восприятия могут быть национальными, этническими, ролевыми, возрастными, статусными и др. Но не только социальные и физические аспекты ситуаций оказывают влияние на поведение человека, но и он сам выбирает, избегает или преобразует ситуации. Анализируя свой коммуникативный опыт, индивид не должен сосредотачиваться на присущих ему недостатках. Следует, напротив, сконцентрироваться на своих достоинствах, представляющих ту единственную и реальную силу, которая помогает разрешать жизненные проблемы.
Безусловно, к успешному результату приводит не всякое коммуникативное действие, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к окружающим людям, а с другой – сообщением нужных знаний по культуре человеческого общения. Чтобы подрастающее поколение было способно к коммуникации, отвечающей принципам нравственности, оно должно обладать определенной культурой: а) разбираться в других людях и учиться верно их оценивать; б) адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; в) проявлять толерантное отношение к иным людям, представителям иной расы, языка, культуры, религии, этноса и осваивать навыки сосуществования с ними.
Развитие коммуникативности начинается с формирования у человека такой направленности, при которой ценность общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций. Способность к участию в коммуникативных ситуациях возрастает по мере освоения личностью культуры, в том числе социально-нравственных норм и закономерностей общественной жизни. Эти правила не менее сложны, чем закономерности физического мира и правила предметной, субъект-объектной деятельности. Более того, сама субъект-объектная деятельность, хотя и опосредованно, всегда предназначается для других (или против других) и, в конечном счете, имеет свой субъектно-субъектный аспект.
Основными источниками приобретения человеком коммуникативности являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого человека различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту. В свою очередь жизненный коммуникативный опыт человека представляет собой совокупность коммуникативных знаний и необходимых умений, навыков межличностной коммуникации, способностей к диалоговому взаимодействию. Как видим, речь идет о некой совокупности коммуникативных характеристик человека, необходимых для эффективных контактов с окружающими. Одним из способов упорядочения множества коммуникативных характеристик личности является их объединение в понятиях «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная культура».
Коммуникативная компетентность рассматривается в науке как многоуровневая совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности, выступающих как внутренние средства ориентировки и регуляции ее коммуникативных действий с целью установления, поддержания и развития ее коммуникативных контактов в разнообразных ситуациях межличностного общения и взаимодействия [4, c. 132]. В словаре по социальной педагогике понятие коммуникативной компетентности трактуется как «ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды» [5, c. 124].
В структуре коммуникативной компетентности выделяют три взаимосвязанных уровня: базовый, содержательный, инструментальный. Базовый уровень, включая в себя глубинные, устойчивые личностные свойства, характеризует общую коммуникативную направленность и обусловливает мотивацию коммуникативной активности личности. Содержательный уровень отражает совокупность разнообразных коммуникативных знаний, обусловливающих возможности субъекта осознанно выстраивать свои коммуникации. Инструментальный уровень предполагает наличие коммуникативной техники и призван обеспечить выполнение коммуникативных действий для реализации намеченных целей.
Вершиной реализации коммуникативного потенциала личности, высшим проявлением ее коммуникативной компетентности является коммуникативная культура. А. Г. Самохвалова, занимающаяся изучением проблемы эффективности коммуникативной функции общения, рассматривает коммуникативную культуру как гуманистически ориентированную совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умений извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации и прогнозировать последствия своих коммуникативных воздействий на партнера [6].
Феномен успешного коммуникативного поведения основан на проявлении совокупности коммуникативных качеств. В деятельности любого специалиста обязательно имеет место процесс общения с другими людьми, поэтому степень развития и выраженность коммуникативных качеств являются предпосылкой успешной деятельности человека. К необходимым коммуникативным качествам относятся: способность определять цели общения, умение организовывать пространство общения, умение согласовывать информацию в общении, умение учитывать время общения, контролировать энергию общения и т. д. Блок желательных коммуникативных качеств составляют: искренность, прямота, добросовестность, сдержанность, уравновешенность, открытость, отсутствие подозрительности и др.
В этико-философской и педагогической литературе коммуникативные процессы тесно связаны с общением как важнейшей стороной человеческой деятельности и непреходящей нравственной ценностью. В этих науках коммуникативность рассматривается как «положительное нравственно-этическое качество личности, выражающее предрасположенность человека к общению, к установлению контактов, связей, отношений» [7, c. 380]. Внешне это качество проявляется как общительность, как умение собирать вокруг себя людей. Данное качество основывается на способности человека чувствовать поле психологической совместимости с партнером. Иногда употребляется термин «коммуникабельность», преимущественно как синоним, а также как вспомогательное понятие для обозначения черты характера (коммуникабельный человек).
Ценность коммуникативности как нравственного качества определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. В связи с этим выделяют целый ряд ролевых функций коммуникативных процессов: во-первых, формирование человека невозможно без общения, которое выступает уникальным условием человеческого бытия; во-вторых, человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности; в-третьих, общение выступает основным средством коммуникации, что проявляется в информационном характере общения, благодаря которому передаются накопленные знания и тем самым осуществляется «социальное наследование» [8, c. 123].
Выделенные ролевые функции общения позволяют рассматривать коммуникативность как социально-нравственное качество, которое так или иначе оказывает влияние на жизнедеятельность личности. В связи с этим педагогика, исследуя процессы формирования личности, должна учитывать и объективно заложенные в общении как позитивные, так и негативные потенции. Задача педагогики заключается в определении возможностей управления общением, стимулировании его положительного влияния на личность и нивелирования отрицательных моментов.
Литература:
-
Кабрин, В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / В. И. Кабрин. – СПб., 1993. –
427 л.
-
Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2005. – 615 с.
-
Колычева, З. И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма : монография / З. И. Колычева. – СПб. : ИОВ РАО, 2004. – 207 с.
-
Кашницкий, В. И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В. И. Кашницкий // Вестник КГУ. – 2008. – № 4. – С. 131–137.
-
Словарь по социальной педагогике : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
-
Самохвалова, А. Г. Деловое общение : секреты эффективной коммуникации : учеб. пособие / А. Г. Самохвалова. – 2-е изд. – СПб. : Речь, 2012. – 333 с.
-
Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000. – 937 с.
-
Мишаткина, Т. В. Этика. Практикум : пособие для студентов вузов /
Т. В. Мишаткина. – Минск : ТетраСистемс, 2003. – 320 с.