Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЭТАПЫ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: 
Раиса Демиденко, Вера Омарова (Павлодар, Казахстан)

Процесс профессионального самоопределения, иначе процесс «оптации» достаточно полно исследован в профориентации (Климов Е. А., Зеер Э. Ф., Пряжников Н. С., Солодова Г. Г. и др.). Оптантом в профориентации называют человека, выбирающего путь своего профессионального развития. Оптация (от лат.optatio – желание, выбор) – процесс принятие решения о выборе пути профессионального развития. На основании сущностных характеристик процесса оптации выделяются семь основных стадий профессионального самоопределения личности [1]:

1. Аморфная оптация (0–12 лет). Основные способы самоопределения: профессионально-ролевые игры, профессиональные индукции.

2. Оптация первичная амбивалентная и вторичная реалистическая (12–16 лет). Основные способы самоопределения: профессионально окрашенные фантазии и романтически окрашенные профессиональные намерения.

3. Профессиональная подготовка (16–23 года). Эта стадия захватывает, по мнению Зеер Э.Ф., вторичную реалистическую оптацию. Основные способы самоопределения: ситуативный выбор учебно-профессионального направления и выбор профессиональной подготовки.

4. Профессиональная адаптация (18–25 лет). Основные способы: самоопределение в учебно-профессиональном поле и кристаллизация профессиональной направленности.

5. Первичная профессионализация. Основные способы: самоопределение на конкретном рабочем месте (посту).

6. Вторичная профессионализация. Основные способы: самоопределение в профессии и профессиональной культуре.

7. Профессиональное мастерство и менторинг (наставничество). Основные способы: самоопределение в профессии, в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и задачи профориентационной работы в школе.

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников представлений о мире профессий, трудовой деятельностью взрослых людей; добросовестного и ценностного отношения к труду; понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»);

  • создание образовательного пространства для осознанного выбора учащимися собственной образовательной траектории;

  • осознание и развитие учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы (этап предпрофильной подготовки):

  • расширение представлений о профилях обучения,

  • организацию проб в разных профильных направлениях,

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

  • формирование представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;

  • формирование психологической готовности к выбору и содействие обучающимся в выборе профиля обучения.

10-11 классы:

  • развитие способностей через профильное обучение, к которому у учеников проявляется устойчивый интерес и способности;

  • знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

  • развитие умений по саморазвитию, формированию профессиональных качеств в избранном виде труда,

  • коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

  • формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение окончательных профессиональных планов и намерений учащихся.

Логика построения профориентационного профильного пространства предусматривает различные результаты на различных его этапах.

Результат образовательного пространства начальных классов – готовность ученика к активной познавательной деятельности (развитие познавательных мотивов).

Результат образовательного пространства 5 классов – готовность ученика к обучению в условиях предпрофильного пространства (формирование ответственности и самостоятельности в изменившейся учебной среде).

Результат образовательного пространства 6-7 классов – готовность ученика к формированию устойчивых интересов и социально-познавательной мотивации (выбор профиля, проекта, развитие социальности).

Результат профориентационного предпрофильного пространства 8-9 классов – готовность ученика к предварительному профессиональному выбору и определению индивидуального образовательного маршрута в профильном пространстве старшей школы.

Результат профориентационного профильного пространства 10 классов – готовность ученика к личностной и профессиональной самореализации.

Результат профильного пространства 11 классов – готовность выпускника к осознанному профессиональному выбору, успешному продолжению образования и самореализации в современном социуме (как конечный образовательный результат деятельности школы).

Таким образом, профориентационная работа предусматривает поэтапное решение задач в каждом возрастном периоде; носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой.

 

Литература:

 

1. Пинский А. А., Кравцов С. С., Водянский и др. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием.  М.: ВШЭ, 2003. – 27 с.