Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: 
Сауле Нуркасымова, Аскар Курманжанов (Астана, Казахстан)

В современном обществе роль качества образования в решении экономических, социальных, политических и нравственных проблем в развитии человечества. Поток информации постоянно увеличивается и сегодня невозможно получить образование в школе и даже вузе на всю жизнь. Принцип существования и развития современной системы образования в ее непрерывности. Задача школы научить человека учиться всю жизнь. А для этого необходима разработка и внедрение новых подходов к организации педагогического процесса.

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества,

возрастает и усложняется роль преподавателя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают компоненты профессиональной деятельности преподавателя, как освоения новых концепции предмета, новых педагогических технологий. В настоящее время образовательное пространство заполняется большим количеством различных «новых технологий», игнорируют два принципиальных и обязательных признака технологии: высокая степень гарантированности конечного результата обучения и определенная последовательность проектировочной деятельности по созданию проекта учебного процесса.

Преподавателем выбирается наиболее подходящие инструментарии для обеспечения урока, чтобы не превращался просто в передачу содержания учебника, необходимо, чтобы к каждому компоненту содержания обучения был предусмотрен в блоке «методический инструментарий» пояснения, образцы учебно-познавательной деятельности, характерные для разных уровней обучения «стандарт», «хорошо», «отлично» [5].

Можно разработать урок разными способами:

Тема: «Колебание и волны»

Логическая структура учеб­ного процесса

Технологическая карта

По теме: «Колебания и волны»

В1 Д1 В2 Д2 В3 Д3 К

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

9 класс

Преподаватель:

Нуркасымова С.Н.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ДИАГНОСТИКА

КОРРЕКЦИЯ

В1 - Уметь решать задачи на нахождение параметров движения тела, колеблющегося на пружине.

Д1:1.Какова частота тела, которое совершает колебания с периодом Т ?

2.Каков период тела массой m которое колеблется на пружине с жесткостью k?

З. По графику колебаний X(t) найти координату X в момент времени t.

4.По уравнению колебаний тела на пружине найти Т, частоту, амплитуду и координату X в момент времени t и начертить график движения X (t).

Обратить внимание на единицы измерений физических величин

В2 - Уметь находить параметры движения математического ма­ятника.

Д2: 1. Найти период и частоту колебаний математического ма­ятника с длиной нити l м.

2.Как изменится частота колебаний математического ма­ятника, если длину его нити увеличить в два раза.

3.Маятник на Земле колеб­лется с известной частотой, ка­кой будет частота на поверхно­сти Луны.

4.По уравнению движения колебаний тела на нити, найти период, частоту, циклическую частоту, амплитуду колебаний

Обратить внимание на

работу с графиками

В3: - Иметь

представление о звуковых волнах

Д3:1.Какова длина волны, кото­рая распространяется со скоро­стью , имея при этом извест­ную частоту.

2.Какова длина волны, кото­рая имеет" скорость и период Т?

З.Чем определяется высота звука?

4.Зная длину волны и часто­ту звуковых колебаний, опреде­лить его скорость распростране­ния

ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

«удовлетворительно»:

«хорошо»:

«отлично»;

Б1 : 409,410,418,430,432

414,416,419

420,421

Б2: 428,429,426,425,424

422,423

431,432

Рисунок – 1.проектирования процесса профессионально- педагогического образования буду­щего учителя физики.

В целом проектирования учебный процесс позволяет осмыслить все стадии проектировочной деятельности, способствует лучшему пониманию особенностей обучения в данной теме. На уровне урока проявляются методические особенности реализации программ развития, что в дальнейшем приведет их к выстраиванию в методическую систему обучения.

Новые функции в методической жизни школы: они являются продуктами между учителями и объектами тиражирования учебного опыта. Простое рассматривание составленных учителем технологий будет достаточно, чтобы его коллеги представили основные методические особенности проведенных уроков. Очевидно, что на изучение чужих конспектов и прочих учительских заметок уходит гораздо больше времени.

Итак, на стадии проектирования и реализации предоставляет новые возможности для объективного и целесообразного управления учебным процессом.

Основные методологические принципы заключается:

- педагогическому профессионализму преподавателя;

- развитие ученика;

- подготовка учеников на любом отрезке учебного процесса;

- соблюдения физиолого-гигиенических норм при проектировании учебного процесса;

- педагогической информации, используемой в проектирования учебного процесса;

- процессуальных, целевых, содержательных, диагностирующих, мотивационных составляющих при проектировании учебного процесса;

- разбиение учебного процесса при его проектировании [2].

В результате проанализированного информации был установлен важный факт методологического обоснования педагогической технологии: при правильном проектировании в ней должны присутствовать пять обязательных компонентов процедурного характера (соответствующие главным параметрам учебного процесса, обеспечивающим успех обучения). Именно они и составили содержание основных компонентов Технологической карты. Это целепологание, диагностика, коррекция, дозирование самостоятельной деятельности студентов, логическая структура. Отсутствие одного из компонентов в технологии делает ее не тиражируемой при передаче.

Методически характеризуя технологию, необходимо раскрыть ее сущность и структуру функционирования основных компонентов. Педагогическая технология определяет некое рабочее поле, в котором организуется учебный процесс.

Результатами технологии будут уточнены модельных представлений о дидактическом материале учебного процесса, во – вторых – параллельное проектирование технологии создания учебников нового поколения с широким соавторским участием преподавателя. Действительно, в рабочем поле задается уровень сложности и объем содержания обучения, фиксируемый в будущем учебнике для студента, в конструкторской деятельности проектируется функции учебника, благодаря тому, что деятельность преподавателя направлена на построение модели учебного процесса с наперед заданными параметрами, здесь зарождается технология создания учебника с наперед заданными качествами.

В результате формирование дидактической среды – профессиональной компетенции преподавателя, который выступает посредником между теорией и практикой.

Технологическая карта предлагает решение сразу нескольких проблем:

1) педагогический и методический замысел преподавателя переводится на язык – форму, понятную любому преподавателю и студенту;

2) преподаватель отходит от поурочного тематического планирования;

3) ТК становится универсальным инструментарием в руках преподавателя: во–первых, ТК как проект учебного процесса по учебной теме используется преподавателем в повседневной работе; во – вторых, ТК становится языком и формой профессионального общения между преподавателями и на предметном метод объединении.

Этап проектирования учебного процесса сосредоточен будущего учебного процесса по данному предмету. С овладения этим умением начинается новое технологическое мышление преподавателя: четкость, структурность, ясность методического языка, появления обоснованной нормы в методике.

Литература:

1. Монахов В.М. Педагогическая технология М.: Москва - 2007

2. Монахова Г.А. Основы проектирования учебного процесса по физике:

Генезис, Концепция, технология. Москва. Редакционно-издательский центр «Альфа» - 2000

3. Арнаутов В.В., Монахов В.М. и др. Оптимизация учебного процесса Москва - Михайловка, 1997

4. Монахов В.М, Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.

5. Монахов В.М. Технологическая карта - паспорт проекти­руемого учебного процесса. - Новокузнецк, 1996.

6. Монахов В.М., Столярова Й.В., Сидорова Н.В. Техноло­гические процедуры оптимизации логической структуры учебного процесса. -Ульяновск, 1996.