Автор:
Сауле Нуркасымова, Аскар Курманжанов (Астана, Казахстан)
В современном обществе роль качества образования в решении экономических, социальных, политических и нравственных проблем в развитии человечества. Поток информации постоянно увеличивается и сегодня невозможно получить образование в школе и даже вузе на всю жизнь. Принцип существования и развития современной системы образования в ее непрерывности. Задача школы научить человека учиться всю жизнь. А для этого необходима разработка и внедрение новых подходов к организации педагогического процесса.
В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества,
возрастает и усложняется роль преподавателя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают компоненты профессиональной деятельности преподавателя, как освоения новых концепции предмета, новых педагогических технологий. В настоящее время образовательное пространство заполняется большим количеством различных «новых технологий», игнорируют два принципиальных и обязательных признака технологии: высокая степень гарантированности конечного результата обучения и определенная последовательность проектировочной деятельности по созданию проекта учебного процесса.
Преподавателем выбирается наиболее подходящие инструментарии для обеспечения урока, чтобы не превращался просто в передачу содержания учебника, необходимо, чтобы к каждому компоненту содержания обучения был предусмотрен в блоке «методический инструментарий» пояснения, образцы учебно-познавательной деятельности, характерные для разных уровней обучения «стандарт», «хорошо», «отлично» [5].
Можно разработать урок разными способами:
Тема: «Колебание и волны»
Логическая структура учебного процесса
|
Технологическая карта
По теме: «Колебания и волны»
В1 Д1 В2 Д2 В3 Д3 К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
|
9 класс
Преподаватель:
Нуркасымова С.Н.
|
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
|
ДИАГНОСТИКА
|
КОРРЕКЦИЯ
|
В1 - Уметь решать задачи на нахождение параметров движения тела, колеблющегося на пружине.
|
Д1:1.Какова частота тела, которое совершает колебания с периодом Т ?
2.Каков период тела массой m которое колеблется на пружине с жесткостью k?
З. По графику колебаний X(t) найти координату X в момент времени t.
4.По уравнению колебаний тела на пружине найти Т, частоту, амплитуду и координату X в момент времени t и начертить график движения X (t).
|
Обратить внимание на единицы измерений физических величин
|
В2 - Уметь находить параметры движения математического маятника.
|
Д2: 1. Найти период и частоту колебаний математического маятника с длиной нити l м.
2.Как изменится частота колебаний математического маятника, если длину его нити увеличить в два раза.
3.Маятник на Земле колеблется с известной частотой, какой будет частота на поверхности Луны.
4.По уравнению движения колебаний тела на нити, найти период, частоту, циклическую частоту, амплитуду колебаний
|
Обратить внимание на
работу с графиками
|
В3: - Иметь
представление о звуковых волнах
|
Д3:1.Какова длина волны, которая распространяется со скоростью , имея при этом известную частоту.
2.Какова длина волны, которая имеет" скорость и период Т?
З.Чем определяется высота звука?
4.Зная длину волны и частоту звуковых колебаний, определить его скорость распространения
|
|
ДОЗИРОВАНИЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
|
«удовлетворительно»:
|
«хорошо»:
|
«отлично»;
|
Б1 : 409,410,418,430,432
|
414,416,419
|
420,421
|
Б2: 428,429,426,425,424
|
422,423
|
431,432
|
Рисунок – 1.проектирования процесса профессионально- педагогического образования будущего учителя физики.
В целом проектирования учебный процесс позволяет осмыслить все стадии проектировочной деятельности, способствует лучшему пониманию особенностей обучения в данной теме. На уровне урока проявляются методические особенности реализации программ развития, что в дальнейшем приведет их к выстраиванию в методическую систему обучения.
Новые функции в методической жизни школы: они являются продуктами между учителями и объектами тиражирования учебного опыта. Простое рассматривание составленных учителем технологий будет достаточно, чтобы его коллеги представили основные методические особенности проведенных уроков. Очевидно, что на изучение чужих конспектов и прочих учительских заметок уходит гораздо больше времени.
Итак, на стадии проектирования и реализации предоставляет новые возможности для объективного и целесообразного управления учебным процессом.
Основные методологические принципы заключается:
- педагогическому профессионализму преподавателя;
- развитие ученика;
- подготовка учеников на любом отрезке учебного процесса;
- соблюдения физиолого-гигиенических норм при проектировании учебного процесса;
- педагогической информации, используемой в проектирования учебного процесса;
- процессуальных, целевых, содержательных, диагностирующих, мотивационных составляющих при проектировании учебного процесса;
- разбиение учебного процесса при его проектировании [2].
В результате проанализированного информации был установлен важный факт методологического обоснования педагогической технологии: при правильном проектировании в ней должны присутствовать пять обязательных компонентов процедурного характера (соответствующие главным параметрам учебного процесса, обеспечивающим успех обучения). Именно они и составили содержание основных компонентов Технологической карты. Это целепологание, диагностика, коррекция, дозирование самостоятельной деятельности студентов, логическая структура. Отсутствие одного из компонентов в технологии делает ее не тиражируемой при передаче.
Методически характеризуя технологию, необходимо раскрыть ее сущность и структуру функционирования основных компонентов. Педагогическая технология определяет некое рабочее поле, в котором организуется учебный процесс.
Результатами технологии будут уточнены модельных представлений о дидактическом материале учебного процесса, во – вторых – параллельное проектирование технологии создания учебников нового поколения с широким соавторским участием преподавателя. Действительно, в рабочем поле задается уровень сложности и объем содержания обучения, фиксируемый в будущем учебнике для студента, в конструкторской деятельности проектируется функции учебника, благодаря тому, что деятельность преподавателя направлена на построение модели учебного процесса с наперед заданными параметрами, здесь зарождается технология создания учебника с наперед заданными качествами.
В результате формирование дидактической среды – профессиональной компетенции преподавателя, который выступает посредником между теорией и практикой.
Технологическая карта предлагает решение сразу нескольких проблем:
1) педагогический и методический замысел преподавателя переводится на язык – форму, понятную любому преподавателю и студенту;
2) преподаватель отходит от поурочного тематического планирования;
3) ТК становится универсальным инструментарием в руках преподавателя: во–первых, ТК как проект учебного процесса по учебной теме используется преподавателем в повседневной работе; во – вторых, ТК становится языком и формой профессионального общения между преподавателями и на предметном метод объединении.
Этап проектирования учебного процесса сосредоточен будущего учебного процесса по данному предмету. С овладения этим умением начинается новое технологическое мышление преподавателя: четкость, структурность, ясность методического языка, появления обоснованной нормы в методике.
Литература:
1. Монахов В.М. Педагогическая технология М.: Москва - 2007
2. Монахова Г.А. Основы проектирования учебного процесса по физике:
Генезис, Концепция, технология. Москва. Редакционно-издательский центр «Альфа» - 2000
3. Арнаутов В.В., Монахов В.М. и др. Оптимизация учебного процесса Москва - Михайловка, 1997
4. Монахов В.М, Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград: Перемена, 1995.
5. Монахов В.М. Технологическая карта - паспорт проектируемого учебного процесса. - Новокузнецк, 1996.
6. Монахов В.М., Столярова Й.В., Сидорова Н.В. Технологические процедуры оптимизации логической структуры учебного процесса. -Ульяновск, 1996.