Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Автор: 
Вера Омарова, Раиса Демиденко (Павлодар, Казахстан)

Модернизационные процессы, происходящие в казахстанском образовании, характер современной экономики, особенности развития ее сфер повышают роль профессиональной ориентации молодежи.

Профильное обучение на старшей ступени 12-летней школы согласно Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан [1] рассматривается как целостная система общеобразовательной профессионально ориентированной подготовки учащихся, обеспечивающая на основе дифференциации обучения получение старшеклассниками качественного общего среднего образования, формирование их готовности к осознанному профессиональному самоопределению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности.

Поиск новых подходов к содержанию профориентационной работы в образовании связан с обеспечением сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения. В педагогическую практику введены новые явления и понятия: профильная ориентация, профильная проба, профиль обучения, профиль образования, компетенции и компетентность и другие.

В условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда. 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться».

Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи; допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.

В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна:

  • важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, где будут работать;

  • грамотно построенная профориентационная работа – это решение завтрашних проблем, важный вклад в решение острых социальных проблем.

Профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям [2].

С.Н.Чистякова определяет профориентацию как научно-практическую систему деятельности, осуществляемой школой, семьей, производственными коллективами, учреждениями профтехобразования, высшего, среднего и специального образования, культуры. Их работа направлена на достижение соответствия особенностей личности школьника, требованиям избираемой профессии и потребностям народного хозяйства в стране [3].

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельно профессию.

Успешному проведению профессиональной ориентации в процессе учебной деятельности, по мнению С.Н.Чистяковой, способствуют профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии. В ходе профпросвещения у них развиваются интересы к профессиям, способности к различным видам трудовой деятельности, мотивы выбора, положительное отношение к избираемому труду. Профессиональное просвещение, в свою очередь, включает профессиональную информацию, с помощью которой школьники получают сведения о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, о способах и условиях овладения ими [3, с. 4].

Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Понятия «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно так или иначе связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально – направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле, в прямом – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону [4, с. 164].

В широком смысле слова профориентация  система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация  целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле  длительный социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях  общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по педагогике и психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Таким образом, профессиональная ориентация составляет систему совместной деятельности школы, родителей, внешкольных учреждений, государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии, по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах.

Можно выделить следующие аспекты профессиональной ориентации: социальный аспект - формирование ценностных ориентаций молодежи в профессиональном самоопределении; экономический аспект - процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; психологический аспект - изучение структуры личности, формировании профессиональной направленности, способности к осознанному выбору; педагогический аспект – с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов; медико-физиологический аспект - оценка состояния здоровья школьника в соответствии с критериями профпригодности.

Основные цели профориентационной работы: помочь школьникам в выборе своей будущей профессии, определить профиль обучения в школе; правильно выбрать профильную школу, колледж, вуз; познакомить учащихся с разнообразным миром современных профессий; пробудить интерес к самопознанию и желание развиваться профессионально; оказать квалифицированную помощь школьникам и их родителям в случае возникновения сложностей с самоопределением и выбором учебного учреждения; создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.

Задачи профориентационной работы: сформировать положительное отношение к труду; научиться разбираться в содержании профессиональной деятельности; научиться соотносить требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными качествами.

Принципы профориентационной деятельности.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в соответствии выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности.

Принцип соответствия потребностей личности и общества выражается в соответствии выбираемой профессии личностью и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии. Нарушение принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом определенную роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип воспитывающего характера профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве нравственного, трудового, экономического, эстетического, правового и физического воспитания. Основу принципа воспитывающего характера профориентации составляет нравственность как стержень всей работы, как основа ее организации.

Принцип развития личности школьника в процессе профориентационной работы связан: с новым типом ведущей деятельности — учебно-профессиональной; с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием; с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности; с развитием мышления, философской рефлексия; тяги к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; с. увеличением степени индивидуализации в интересах и способностях, с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей; с осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения; расширением круга личностно значимых социальных отношений; с усилением личностного контроля, самоуправления; становлением устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с 1-ого по 11 (12) класс при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;

4) взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров;

5) связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в квалифицированных кадрах).

На основе этих принципов и должна строиться профориентация школьников.

 

Литература:

 

  1. Концепция 12-летнего среднего общего образования (проект).  Астана, 2011.

  2. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 544с.

  3. Школа и выбор профессии / под ред. В.А.Полякова, С.Н.Чистяковой, Г.Г.Агаповой. – М.: Педагогика, 1987. – 176с.

  4. Большая советская энциклопедия. – 2-е издание – М., 1995. – Т.35. – С. 164.