Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Автор: 
Каламкас Сисенгалиева, Гульнара Ижанова (Караганда, Казахстан)

Необходимость государственной поддержки малого бизнеса признается как учеными-экономистами, так и самими предпринимателями. Объектом научных споров являются вопросы о принципах, направлениях, и приоритетах государственного регулирования малого предпринимательства, особенностях региональной системы поддержки жизнеспособности малого бизнеса. Эти вопросы требуют не только глубокой теоретической проработки, важно, чтобы результаты научного анализа воплотились в реальных программах поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Государственное вмешательство в рыночную экономику подразделяется на прямое и косвенное вмешательство. Следовательно, поддержка малого предпринимательства, являясь составной частью процесса государственного регулирования, также может быть подразделена на прямую и косвенную.

Прямая поддержка означает, что государство не ограничивается установлением общих «правил игры», не довольствуется ролью «арбитра», но само становится «игроком», берет на себя бремя конкретных хозяйственных решений. Это вариант широкого государственного регулирования деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки. Выделяются дотации малым предприятиям, нуждающимся в помощи, создаются специальные государственные финансовые учреждения для кредитования малых фирм, устанавливаются верхние пределы для ставки процента по кредитам, выдаваемым малым предприятиям коммерческими банками и т.п.

Косвенная поддержка означает создание институциональной структуры, в рамках которой осуществляют свою деятельность предприятия малого бизнеса, определение «правил игры» для свободного рынка. Суть поддержки – это не прямые, безвозвратные инъекции в создание мелких предприятий, а, к примеру, формирование правовой базы для эффективной деятельности частных банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса.

Первый вариант, создавая «тепличные» условия для малого бизнеса, может иметь двойственный эффект. С одной стороны, прямая поддержка государства способствует становлению и развитию малых предприятий, позволяет им выжить в конкуренции с крупными предприятиями. С другой стороны, этот вариант снижает стимулы к производительному труду, проявлению инициативы и самостоятельности, в отличие от косвенной государственной поддержки, безусловно умножающая и укрепляющая экономическую свободу малого бизнеса. Поэтому второй вариант является естественной политикой государства в условиях развитого рынка.

Вместе с тем, протекционизм в отношении малого предпринимательства характерен, в той или иной степени, для всех стран развитой рыночной экономики. Об этом можно судить, в частности, по принятому в США еще в 1953 году специальному закону о малом бизнесе: правительству предписано «в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство».

На мой взгляд, в условиях продолжающегося экономического кризиса отказываться от прямой государственной поддержки (кредитной, налоговой и др.) малых предприятий не следует. Недостаток внимания к стимулированию предпринимательства, слабая помощь со стороны государства изменяют не в лучшую сторону внутреннюю структуру малого бизнеса, подталкивают малые предприятия к теневым формам жизнедеятельности.

При выборе предприятий, в котором, в первую очередь, необходима государственная поддержка, очевидно, следует рассматривать не столько их финансовое положение, сколько общественную значимость данных предприятий, экономические интересы, которые они выражают.

Владельцы малых предприятий перестают быть предпринимателями, если прекращают организовывать инновационные процессы в сфере производства, или обмена, прекращают заниматься рисковой деятельностью. Предпринимательство исключает рутинные методы хозяйствования, неконкурентоспособное производство. Эти обстоятельства важно учитывать при отборе предпринимательских проектов, которым должна оказываться государственная поддержка.

Отсюда следует необходимость мотивационной направленности государственной поддержки малых предприятий. Нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций не просто в сферу малого бизнеса, а именно малого предпринимательства, осуществляющего инновационное воспроизводство.

Таким образом, механизм стимулирования малого предпринимательства, на мой взгляд, должен сочетать прямые и косвенные виды государственной поддержки, учитывать противоречивость становления слоя малых предпринимателей, иметь мотивационную направленность. Критериями же эффективности государственной поддержки следует, очевидно, считать возрастание удельного веса предприятий малого бизнеса в производстве валового национального продукта до уровня, достигнутого экономически развитыми странами, вовлечение трудовых, интеллектуальных и иных ресурсов, которые остаются невостребованными крупными экономическими структурами.

По моему мнению, регулирование малого бизнеса со стороны государства должно включать обоснование трех важнейших сторон деятельности малых предприятий:

1) экономического статуса

2) финансового статуса малых предприятий;

3) правового статуса.

Определение экономического статуса малого предприятия подразумевает:

а) обоснование сущностных характеристик и классифицирование малых предприятий по различным признакам и уровням приоритетов;

б) разработку методологии прогнозирования развития субъектов малого бизнеса и их взаимодействия с другими экономическими субъектами;

в) разработку системы оценочных показателей деятельности малых предприятий.

Второй важнейший компонент государственного регулирования малого бизнеса заключается в определении финансового статуса малых предприятий. Это включает:

а) регулирование отношений малых предприятий с бюджетами различных уровней (налоговое регулирование);

б) определение стратегии, источников и конкретных объектов финансовой поддержки малых предприятий через бюджетную сферу, фонды поддержки малого бизнеса, страховые компании и т.п.;

в) регулирование механизма взаимоотношений малых предприятий с банковской системой.

Считаю необходимым подчеркнуть, что перспективы малых предприятий в Казахстане во многом зависят от отказа, либо продолжения государственной политики фискального изъятия через сверхвысокие налоговые ставки большей части доходов предпринимателя.

Третий компонент стратегии регулирования малого бизнеса заключается в определении правового статуса малых предприятий. Это подразумевает разработку, принятие и выполнение специального законодательства, регулирующего комплекс вопросов функционирования малых предприятий, включая его права, обязанности и ответственность перед обществом, а также юридические гарантии государства развития малого предпринимательства

В соответствии с конституционным положением: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности». Поэтому государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Так, 4 июля 1992 года был принят Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства, 19 июня 1997 года был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства. В целях реализации Послания Президента народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год» Правительство Республики Казахстан Постановлением от 7 августа 2002 года образовало Комиссию при Правительстве Республики Казахстан по вопросам малого и среднего бизнеса, а Постановлением Правительства РК от 19 августа 2002 года утверждено Типовое положение об Экспертных советах по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных, отраслевых и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства.

В то же время законодательное регулирование предпринимательской деятельности еще далеко от совершенства, нормативные документы по вопросам приватизации, налогообложения, банкротства предприятий и развития малого бизнеса зачастую противоречат друг другу. В этом, на мой взгляд, проявляется один из стратегических просчетов реформ, поскольку для создания новой модели экономики в нашей стране необходимо прежде всего формирование условий для появления действительных собственников, обладающих всеми факторами производства: землей, капиталом, квалифицированной рабочей силой и предпринимательским талантом.

При этом главное состоит не в количестве, а в качестве собственников, которые призваны повысить эффективность и придать экономике социальную направленность. Вот почему не столько надо устранять государственную собственность, сколько ее монопольное положение, в том числе и способствуя развитию малого бизнеса.

На мой взгляд, перспективы малого бизнеса в Казахстане зависят в большей мере не от деятельности властей, а от того, какие условия для предпринимательства будут созданы в регионах.

Литература:

  1. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М., М., 2007

  2. Доклад Председателя Правления АО «Фонд развития малого предпринимательства» Амрина Г.К. 03.03.2008, www.mit.kz

  3. Business.zakon.kz Программы поддержки малого бизнеса